12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина Борисовна Каралупова106
Преподаватель КГБ ПОУ"АТК " Работаю с 1998года. Окончила УГПИ в 1988 году
Россия, Приморский край, пгт.Ярославский
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
2

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Автомобильно-технический колледж»












Методическая тема по воспитательной работе




«Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа»




Преподаватель высшей категории

Каралупова Валентина Борисовна













Пгт.Ярославский

2022г


Воспитание в коллективе – основа воспитательной системы. Только в правильно организованном коллективе возможно всестороннее воспитание молодежи. В организованном коллективе члены его должны согласовывать свои личные желания и поступки с общими задачами, стоящими перед коллективом, с поступками и желаниями товарищей. Общие цели определяют личные цели. Единство общих и личных целей – характерная черта организованного коллектива. Вместе с тем в коллективе каждому предоставляется возможность проявить свою инициативу, способности. Основой общеколледжног коллектива учащихся является учебная группа. Ученический коллектив, оказывая серьезную помощь мастеру производственного обучения и классному руководителю в решении воспитательных задач, в то же время является для учащихся большой школой формирования навыков коллективного труда.

Учебные заведения профтехобразования комплектуются из выпускников средних школ. Как правило, эти учащиеся приходят в колледж из разных школ, районов. Чтобы ученические коллективы созданных учебных групп в короткий срок стали работоспособными, педагогам и, прежде всего, классным руководителям приходится проводить большую организаторскую работу. Как правило, начинается она с изучения состава группы, индивидуальных особенностей учащихся. Многие педагоги изучают индивидуальные особенности своих будущих воспитанников еще до начала учебного года, помня совет К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его во всех отношениях».

Успешная работа классного руководителя во многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств. Именно он во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного ученического коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого учащегося, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своей группы. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы,  хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими  современную молодежь, изучает новинки информационных технологий.  Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он  живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Одной из важнейших задач современного классного руководителя является системная работа с коллективом группы в тандеме с мастером производственного обучения. Педагог гуманизирует отношения между подростками в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в их сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Классный руководитель создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.

Классный руководитель призван быть связующим звеном между учащимся, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими подростками. В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями – предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своей группы в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом – психологом  классный руководитель изучает индивидуальность первокурсников, процесс их адаптации и интеграции в учебном заведении. Классный руководитель координирует связь педагога – психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива группы, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников.

В организации внеучебной работы коллектива группы, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом – организатором. При поддержке педагога – организатора классный руководитель привлекает к работе  с группой представителей культуры и спорта.

Классный руководитель также должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Важную роль в формировании ученического коллектива играет правильное распределение общественных поручений, когда каждый учащийся группы имеет поручение. Классный руководитель должен убедить учащихся в том, что, выполняя даже небольшое общественное поручение группы, они вносят свой вклад в улучшение учебного процесса. Общественное поручение можно подбирать учащемуся в зависимости от его характера и организаторских способностей. Только после согласия учащегося можно предложить группе закрепить за ним поручение.

Первостепенная задача классного руководителя и актива группы – создание здорового общественного мнения в коллективе, чтобы сами учащиеся могли правильно реагировать на любой проступок своего товарища. Ни один вопрос в группе не должен решаться без участия актива. Актив с участием педагога решает, кому присвоить звание «Лучший по профессии», кому выдать «Почетную грамоту» или «Благодарственное письмо» и т.д. Это поднимает авторитет активистов и ставит классного руководителя в выгодные условия в отношениях с учащимися.

Одним  из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах подростка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в училище и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. Как правило, тематика планируемых классных часов в группе выносится на обсуждение с учащимися.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

В завершении вспомнить слова Плутарха: «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.









Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев //Современные психологические проблемы высшей школы. Л: Изд-во ЛГУ, 1974. - 328 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева - М.1996. - 375 с.

3. Багрецов С.А. Диагностика социально - психологических характеристик малых групп с внешним статусом. / С.А. Багрецов. СПб. 1999. - 640 с.

4. Бойко В.В., Ковалева А.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. - 196 с.

5. Бобнева М.И. Шорохова Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, - 1979. - 339 с.

6. Варчев А.Э. Социально-психологические особенности современной студенческой группы / А.Э. Варчев - М., 2003. -207 с.

7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. - Минск, 1981. - 383 с.

8. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества: Учебное пособие / Ю.М. Кондратьев.-М. 2006.-160 с.

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М., 2001. - 318с.

10. Лисаускане М. Новое поколение российского студенчества / М. Лисаускане // Высшее образование в России, 2005, №10, С. 41-47

11. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко.- Челябинск, 1988. - 261 с.

12. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. / Н.Н. Обозов - Л. 1979. 150 с.





Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (1)

Калягина Ирина Владимировна, 19.02.22 в 11:10 0Ответить Пожаловаться
Валентина Борисовна, Вам действительно, сотрудничая с библиотекарем, удается развить у студентов интерес к чтению? В том числе классической литературы? В нынешних условиях достаточно сложная, почти утопичная задача.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.