Роль личности педагога дополнительного образования детей в формировании культуры безопасности дорожного движения школьников образовательных организаций города Курска

2
0
Материал опубликован 28 January 2021

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА КУРСКА


Денисова Марина Викторовна,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец пионеров и школьников города Курска»



Ключевые слова: безопасность дорожного движения, профилактика, воспитание культуры безопасности дорожного движения, педагог, личность.

Аннотация

В статье рассматривается проблема профилактики дорожно-транспортного травматизма детей. Важную роль в формировании культуры безопасности дорожного движения у школьников играет личность педагога. Необходимым условием снижения числа пострадавших детей в результате дорожно-транспортных происшествий является воспитание безопасного поведения школьников в дорожно-транспортном процессе. В решении этого вопроса особое внимание отводится сотрудничеству и взаимодействию учреждения дополнительного образования детей, родительской общественности, сотрудников ГИБДД.


В Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. отмечено, что безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач нашей страны, что аварийность на дорогах наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. [1] Знание детьми правил дорожного движения, умения и навыки их выполнения, законопослушное и безопасное поведение на дороге – залог снижения числа пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий. Особого отношения при рассмотрении проблемы обеспечения безопасности детей в условиях дорожного движения требует воспитание культуры безопасности дорожного движения у школьников. Большая роль решению данной проблемы принадлежит учреждениям дополнительного образования, основная задача которых заключается в создании таких условий, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его желаниями, интересами и имеющимся потенциалом. Воспитание культуры безопасности дорожного движения у школьников формирует осознанное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, к личной безопасности и безопасности других участников дорожного движения, уважительное, чуткое и внимательное отношение к другим участникам дорожного движения. В условиях чрезвычайной ситуации и опасностей воспитание навыков и умений способствует успешно переносить моральные, физические нагрузки, сохраняя психологическую устойчивость. По мнению психологов чаще всего в дорожно-транспортные происшествия попадают дети в возрасте 7–14 лет. Психофизиологические и возрастные особенности детей младшего и среднего школьного возраста во многом определяют их поведение на дорогах. Реакция у детей данного возраста замедленная, внимание рассеянное, они не задумываются о каких-либо сложностях и трудностях. Таким образом, в этом возрасте следует прививать детям такие навыки безопасного поведения на дороге как навык переключения внимания на дорогу, то есть нужно научить ребенка различать границу, за которой начинаются привычки, действующие в школе, в быту, и начинается транспортная среда, навык осознанного понимания дорожных ситуаций, правильной ориентации и принятия адекватных решений в непрерывно меняющихся условиях движения. Умению ребенка ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные решения способствует развитие навыков спокойного, достаточно уверенного поведения на дороге, наблюдения, то есть, когда ребенок должен научиться смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление будущего движения. Умению обучающегося видеть все предметы, представляющие опасность для его жизни и здоровья, а также предполагать возможные опасности, вычислять их способствует развитие навыка предвидения опасности. Для детей младшего и среднего школьного возраста присуще стремление подражать, поэтому определяющее значение в формировании культуры безопасности у обучающихся имеет личность педагога, в которой должны сочетаться такие характеристики, как образец для подражания, друг, воспитатель. Педагог - образец для подражания, подразумевает наличие у него высокого уровня собственной культуры безопасности, владение навыками безопасного поведения, соблюдение нравственных норм, самоконтроля, позитивного мировоззрения, стремления к самосовершенствованию в области культуры безопасности. Педагог - друг умеет строить конструктивные взаимоотношения с детьми, способен находить контакт с ребенком в любой ситуации общения, быть искренним, способен оказывать эмоциональную поддержку ребенку, сопереживать его чувствам, содействовать его нравственному и эмоциональному благополучию, вникать в его проблемы и радости, стремится создавать атмосферу доверия, защищенности. Педагог – воспитатель чувствует личную ответственность за благополучие ребенка, осознает необходимость формирования у него компонентов безопасного поведения, владеет эффективными методами воспитания, нацеленными на развитие самостоятельности ребенка, его творческой активности, положительного отношения к самому себе и окружающим людям. Современный педагог дополнительного образования должен создать на своих занятиях оптимальные условия для развития и самореализации потенциальных возможностей, способности к самообразованию и саморазвитию обучающихся, формированию безопасного типа поведения и отношения к правилам дорожного движения. Таким образом, педагог способствует формированию у обучающихся следующих компетенций: личностных, регулятивных, коммуникативных. Во Дворце пионеров и школьников города Курска реализуются несколько программ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: «Дети-дорога-жизнь» (для учащихся 1-4 классов школ города), «Юные инспекторы движения» (для детей 10-15 лет школ города), городская воспитательная программа «Школа светофорных наук». В образовательном процессе используется многообразие форм и методов обучения и воспитания. Это и демонстрация короткометражных документальных, научно-популярных и мультипликационных учебных фильмов на темы безопасности дорожного движения, проведение настольных и подвижных игр, соревнований и экскурсий, КВН, познавательных викторин, конкурсов, использование декоративно-прикладного творчества, организация утренников и праздников. Большая роль в организации образовательного процесса отводится проведению социальных акций, например: «Это должен помнить каждый!», посвященная международному Дню памяти жертв дорожно-транспортных происшествий, «Внимание и забота пожилым пешеходам», посвященная Дню пожилого человека, флешмобов «Засветись» в поддержку светоотражающих элементов на одежде, «Водитель, соблюдай ПДД» с раздачей листовок водителям. Большая роль в образовательном процессе отводится применению современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии дифференцированного обучения, игровой технологии, технологии интегрированного обучения, здоровьесберегающие технологии, проектной деятельности, информационно-коммуникационной технологии. Широко используется в процессе обучения проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет подключить к работе и родителей. В качестве основы разработки проекта берется социально значимая проблема по безопасности из реальной жизни, которую решает обучающийся. По программе «Дети-дорога-жизнь» обучающиеся провели работу по исследовательским проектам: «Безопасная дорога от дома до школы», «Правила дорожного движения нужно знать всем, без исключения!», «Внимание на дороге» и другие. Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма проводится в тесном контакте с родителями и используются следующие формы взаимодействия: анкетирование с целью выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения школьников правилам безопасного поведения на улице, беседы на родительских собраниях, выпуск буклетов, памяток, проведение мастер-классов, проведение совместных мероприятий и соревнований. Таким образом, важное место при достижении результатов обучения по образовательным и воспитательным программам по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет личность педагога, которая способствует развитию и самореализации личности обучающегося.


Литература

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 дек. 1995 г. //Собр. Законодательства Российской Федерации. – 2009. - №1. – Ст. 21.

Ахмадиева Р.Ш., Е.Е.Воронина. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дорогах / под общ. Ред. Р.Н. Минниханова. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. – 315 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. – М.: Третий Рим, 2005. – 56 с.

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.