Урок технологии в 6 классе «Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Значение молока в питании человека»
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа им. А.А. Миронова»
«Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Значение молока в питании человека».
учитель: Кононова Лилия Михайловна
учитель технологии
«Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Значение молока в питании человека».
Цель урока: дать общие сведения о значении минеральных веществ в жизнедеятельности организма; ознакомить учащихся с питательной ценностью и химическим составом молока, технологией приготовления молочного супа; воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратность, ответственность.
Оборудование: электрическая плита.
Кухонный инвентарь: посуда, инструменты, приспособления.
Продукты: молоко, макароны, сливочное масло, соль, сахар.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Вопросы для повторения: (дети отвечают)
- Для чего организму человека пища? ( Для роста и развития)
-Какие питательные вещества входят в состав пищи? (Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода)
А что такое витамины?
Витамины - жизненно необходимые вещества недостаток которых вызывает сначала недомогание, а в случае сильного авитаминоза и различные заболевания.
III. Основная часть.
Сегодня мы узнаем, какую роль в нормальной жизнедеятельности организма человека играют минеральные вещества, в каких продуктах и в каком количестве они содержаться.
Минеральные вещества входят во все продукты питания. В разных продуктах те или иные элементы содержаться в разных количествах. По количественному составу их можно разделить на макро- и микроэлементы.
К макроэлементам относятся магний, калий, кальций, натрий, фосфор. Суточные нормы потребления измеряются в граммах, десятках, сотых долях грамма. К микроэлементам относятся железо, йод, фтор, бром, марганец, алюминий и др
Суточные нормы потребления измеряются в тысячных долях миллиграмма Биологическая активность минеральных веществ очень высокая. Рассмотрим их значение в таблице ( см. таблицу 20, стр. 153-154).
Магний важен для образования костей, он стимулирует работу сердца, повышает активность ферментов. Дефицит магния в организме ведет к снижению иммунитета, повышению нервно- мышечного возбуждения, сухости кожи. Солями магния богаты пшеница, рожь, гречиха, просо, ячмень, овес, бобовые. Суточная потребность 350-500 мг.
Железо – составная гемоглобина крови, переносящего кислород к клеткам и тканям.
Много железа в яичном желтке, мясе, рыбе, крупах (овсяной, перловой, гречневой), зеленых частях растений, некоторых фруктах и ягодах. Суточная потребность 10-12 мг.
Калий и натрий поддерживают неизменимый солевой состав крови.
Калий выводит жидкость из организма и поддерживает работу сердечной мышцы.
Натрий задерживает воду. Он также участвует в образовании желудочного сока.
Калий содержится в красной и черной смородине, бананах, сухофруктах, горохе, свекле, томатах, картофеле. Суточная потребность 3г.
Натрий поступает в организм с поваренной солью, морской рыбой, сырами. Суточная потребность в нем 4-6 г.
Кальций участвует в образовании костей и зубов, необходим для нормальной деятельности нервной, эндокринной и мышечной систем. Дефицит кальция вызывает изменения в деятельности нервной системы, кариес зубов, повышенную ломкость костей. Наиболее богаты кальцием молочные продукты. Суточная потребность – до 1 г.
Фосфор необходим для развития косной системы, участвует в обмене белков, жиров, углеводов. Наиболее богаты фосфором яичный желток, мясо, рыба, сыр, овсяные хлопья, гречневая крупа, грецкие орехи, изюм, пшеничный хлеб. Суточная потребность – 1-1,5 г.
Йод регулирует деятельность щитовидной железы. Больше всего йода содержится в морских рыбах, молочных продуктах.
Фтор входит в состав зубной эмали, важен в период интенсивного роста костной ткани. Продукты моря, мяса, хлеб богаты фтором.
Медь участвует в процессах кроветворения. Дефицит меди может привести к замедлению роста и малокровию. Бобовые, гречневая и овсяные крупы, яйца, рыба наиболее богаты медью.
Составляя меню на день, следует исходить из суточной нормы потребления минеральных веществ человека.
Учащиеся знакомятся с таблицей 22 на стр. 155, которая поможет им правильно обеспечить свой организм необходимым количеством минеральных веществ.
Молоко – уникальный, созданный самой природой продукт питания. Его называют «эликсир жизни», так как в молоке содержится все основные пищевые вещества, необходимые растущему организму.
В течении многих тысячелетий оно используется человеком с первых дней жизни до глубокой старости.
Коровье молоко представляет собой водный раствор более двухсот различных органических и минеральных веществ. Основные минеральные вещества молока – кальций и фосфор, а также натрий, калий, магний, железо, медь, марганец и другие, участвующие в обменных процессах, кроветворении, работе центральной нервной системы и прочие.
Игра «Кто быстрее?»
Кто больше и быстрее вспомнит и напишет молочные и кисломолочные продукты?
(Простокваша, ацидофилин, кефир, творог и творожные изделия, сметана, йогурт, масло, сыр, сливки, молочные консервы, специальные детские молочные смеси)
(дети пишут самостоятельно)
Используя молоко и молочные продукты, можно приготовить множество разнообразных блюд. Это закуски – бутерброды и салаты, первые и вторые блюда – супы, каши, запеканки, вареники, пудинги и другие. Из молока делают десертные блюда – кисели, муссы, кремы, коктейли, мороженное, а также соусы и творожные пасты.
Блюда из молочных продуктов в процессе приготовления могут подвергаться различной тепловой обработке: варке – супы, каши, ленивые вареники, кисели и другое: жарению – сырники, блинчики с творогом: запеканию – запеканки, пудинги.
Качество молочных продуктов легко определить по внешнему виду, цвету, вкусу, запаху, консистенции.
Все несвежие продукты имеют специфический неприятный запах. Их поверхность покрывается пленкой (у молока, простокваши, сметаны, творога), становится скользкой (у сыров, паст). Меняется цвет, проявляется кислый или горький вкус.
Консистенция становится тягучей, липкой. Все молочные продукты следует хранить в холодильнике, строго соблюдая сроки хранения.
IV. Практическая работа.
Учитель напоминает учащимся:
а) какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при приготовлении пищи
б) безопасные правила работы с электроплитой
в) безопасные приемы работы с жидкостями, горячим маслом и жирами
г) о необходимости следить за чистотой и порядком помещения, оборудования, посуды
Молочные супы готовят на молоке с различными гарнирами – крупами, макаронными изделиями, овощами.
Эти супы легко усваиваются, также молочный жир легкоплавок и находится в молоке в виде микроскопических шариков, распределенных по всему объему. Для супов используют цельное, разбавленное, сухое или консервированное молоко. Овощные и молочные супы можно готовить с различным набором овощей: зеленым горошком, репой, тыквой, морковью, капустой.
Варят супы небольшими порциями. Реализуют их в течении 30-40 мин. Для улучшения вкуса и повышения калорийности при отпуске заправляют сливочным маслом.
Схема приготовления супа молочного с макаронами (Приложение 16)
Требование к качеству приготовленного блюда:
а) Форма макаронных изделий должна быть сохранена.
б) Цвет молочного супа чаще всего белый.
в) Вкус супа должен быть сладковатым, без привкуса подгорелого молока.
V. Подведение итогов.
Оценка качества готовых блюд. Подача их к столу
VI. Домашнее задание.
Учащимися предлагается на выбор:
а) сделать сообщение на тему «Это удивительно молоко»
б) составить кроссворд из названий молочных продуктов, чтобы получить слово «молоко».
Урок окончен. Спасибо, до свидания.