12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
0

Урок 48.1.Многообразие растений семейства бобовые. Экологическая роль и значение в жизни человека

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о много­образии цветковых растений; познакомить с отличительными признаками растений семейства бобовые; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематиче­скую характеристику; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, умения распознавать растения с опре­делителем или определительными карточками.

Оборудование и материалы: таблица «Семейство бобовые», гер­барии растений семейства бобовые, модель цветка гороха, коллек­ции и муляжи плодов, бобы арахиса (целые), влажный препарат «Симбиоз на корнях бобовых».

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс дву­дольные, семейство бобовые (гороховые); цветок мотылькового типа, неправильный цветок; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и способы распространения семян; подсемей­ства мимозовые, цезальпиниевые, бобовые; азотфиксирующие бактерии, симбиоз.

Актуализация знаний

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 50), а также используя лич­ный опыт, выпишите направления использования растений семейства бобовые в жизни и хозяйственной деятельности человека, приведите примеры этих растений.

(Данную работу можно оформить в виде таблицы.)


 

Направление исполь­зования растений

Примеры растений

Пищевые растения

Горох посевной, фасоль, бобы, соя, арахис, нут, чечевица, маш

Кормовые расте­ния

Клевер, чина, люцерна, вика, однолетний лю­пин, верблюжья колючка (в пустынях), кормо­вые (конские) бобы, эспарцет, донник, сераделла

Декоративные ра­стения

Люпин, душистый горошек, акация (желтая и бе­лая), гледичия

Лекарственные ра­стения

Термопсис ланцетовидный, кассия остролист­ная, солодка голая, донник лекарственный

Растения-медоносы

Донник, чина, клевер


 

На выполнение задания отводится около 5 мин. Далее учени­ки по очереди читают по одному пункту таблицы, учитель приво­дит дополнительные сведения.)

Рассказ учителя

Множество бобовых успешно используется в медицине. (Учи­тель демонстрирует таблицу.)


 

Лекарственные растения семейства бобовых и их применение

Название лекар­ственного растения

Направления использования растений в медицине

Термопсис лан­цетовидный (мы­шатник)

Используют в виде настоя или порошка как отхар­кивающее средство, содержит ядовитые алкалоиды (цитизин), которые применяют в фармакологии

Солодка голая

Корни содержат гликозиды, сахарозу, глюкозу, горечи, камеди, белки и т. д. Из них готовят лак­ричный порошок, различные экстракты

Донник лекар­ственный (жел­тый)

Из листьев и цветков донника изготавливают ме- лилотный пластырь. Содержит кумарин

Галега лекар­ственная

Содержит алкалоид галегин, понижающий уро­вень сахара в крови, применяется как заменитель инсулина

Стальник колю­чий

Корень применяют в водных отварах как мочегон­ное и потогонное средство

Сферофиза со­лонцовая

Из побегов выделен алкалоид сферофизин, приме­няемый при лечении гипертонии и в акушерском деле

Клевер луговой (красный)

Соцветия применяют как отхаркивающее, моче­гонное и антисептическое средство в виде отвара и чая

 

Кроме того, богатые азотом бобовые используют как зеленые удобрения. Люпин, донник, вику, астрагал запахивают вместе с зе­леной массой. Растения перегнивают, обогащая почву ценными удобрениями — соединениями азота.

Из сои и арахиса получают растительное масло, которое ак­тивно используется в пищевой промышленности. Интересной особенностью арахиса является то, что его бобы созревают в поч­ве. После отцветания генеративные побеги сильно удлиняются и зарываются в почву, где и происходит образование и созревание семян. Родина арахиса — Бразилия, но возделывают его в Средней Азии и на Кавказе.

Кроме того, многие растения семейства бобовых используют для получения различных красок (дрок красильный).

Стволы многих тропических видов деревьев розового, крас­ного и черного используют для получения высокоценных сортов древесины.

Экологическая роль бобовых заключается в том, что они явля­ются основными видами растений во флоре тропиков и умерен­ного пояса. Например, в лесной и лесостепной зонах составляют до 15—20% травостоя. Соответственно, являются средообразую­щим видом или видом-эдификатором (от лат. «эдификатор» — строитель), т. е. эти растения определяют основные свойства растительного сообщества. Бобовые — одни из основных пород в лесах влажных тропиков и субтропиков. Необходимо отметить, что 23 вида из этого семейства занесены в Красную книгу.

Практическая работа. РАСПОЗНАВАНИЕ РАСТЕНИЙ СЕМЕЙСТВА БОБОВЫЕ ПО ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ КАРТОЧКАМ

Цели: формировать умения распознавать растения с определи­телем или определительными карточками, давать полную систе­матическую характеристику растения; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами.

Оборудование: гербарии растений семейства бобовые (клевер ползучий, клевер луговой (красный), донник лекарственный, донник белый, чина луговая, чина клубненосная, горох посев­ной, горох полевой), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупы.

Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на­помнить учащимся о правилах техники безопасности.

Ход работы

Рассмотрите гербарий растения семейства бобовые.

Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.

Следуя инструкции, по определительной карточке выясни­те, что это за растение.

С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения, запишите полученные данные в тетрадь.

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 50.)

Творческое задание. Несмотря на то что для бобовых характерен только один тип плода — боб, плоды различных растений этого се­мейства существенно отличаются друг от друга по внешнему строе- ниию, по количеству семян и т. д. Необходимо нарисовать различ­ные типы плода боб, характерные для растений семейства бобовые. Придумать, как мог бы выглядеть плод боб. Нарисовать его.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Объяснить, каков биологический смысл в созревании плодов арахиса под землей. Как вы думаете, приспособлением к каким условиям может являться подобный способ созревания семян?

1.Сделать мини-доклад об интересных представителях ра­стений семейства пасленовые и об их значении в жизни и хозяй­ственной деятельности человека.

Отдел покрытосеменные. Семейство бобовых. Многообразие растений семейства бобовых

 

 

 

 

Биология. Кормовые бобовые растения.

 

 

 

ЯЗВЕННИК (ANTHYLLIS) сем.Бобовые

 

 

 

 

 

КОЗЛЯТНИК (GALEGA) сем. Бобовые

 

 

 

 

 

КЛЕВЕР (TRIFOLIUM) сем. Бобовые


 

 

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.