Сценарий урока биологии в 6 классе «Семейство злаки. Хозяйственное значение злаков. Экологическая роль и значение в жизни человека»

2
0
Материал опубликован 2 March 2018 в группе
 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Хозяйственное значение злаков очень велико. К данному се­мейству принадлежат практически все хлебные растения.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 45; учебник В.В. Пасечника § 53), выпишите все основ­ные растения семейства злаки, используемые в жизни и хо­зяйственной деятельности человека, и укажите область их использования

(На выполнение задания отводится около 5 мин, после чего ученики по очереди называют одно из растений данного семей­ства, дают его краткую характеристику и указывают области его применения. После выполнения данного задания можно прослу­шать доклады некоторых учеников.)

Устные доклады школьников

(Несколько учеников заранее готовят мини-доклады на 2—3 мин об одном из наиболее интересных представителей се­мейства злаки. Остальные учащиеся полученную информацию оформляют в виде краткого конспекта или небольшой таблицы.)

Растения семейства злаки


 

Растение

Характеристика растения и области его применения

Пшени­ца

Известно около 20 видов и большое количество сортов, в России около 10 видов. Распространены твердые и мяг­кие сорта. Используется в хлебопечении, а также для про­изводства манной крупы, макаронных изделий, пищевого спирта

Ячмень

Выделяют 26 видов (из них в России 8), а также большое количество сортов. Встречается в диком виде в южных районах страны. Возделывают преимущественно два вида: ячмень двурядный и ячмень обыкновенный. Используют в пивоварении, для изготовления перловой и ячневой круп, а так же как кормовое растение

Рожь

Известно около 8 видов, во флоре России 4. Распростране­на и возделывается преимущественно в областях умерен­ного климата и полугорных районах Северного полушария. Выращивают преимущественно рожь посевную как яровую (однолетнюю) и озимую (двулетнюю) культуру. Исполь­зуют в хлебопечении для изготовления черного хлеба, для производства пищевого спирта

Овес

Около 30 видов, в России — около 15. Распространен преимущественно в странах Средиземноморья. Соцветие сложное. Простые колоски собраны в раскидистую метел­ку. Овес посевной возделывают как ценнейшую пищевую (крупяную) и кормовую культуру

Просо

Известно около 400 видов, на территории России всего 4. Произрастает преимущественно в тропических и субтропи­ческих зонах. Имеет соцветие метелку. В отличие от многих злаков стебли его не только кустятся, но и ветвятся. Засу­хоустойчивое неморозостойкое растение. Просо посевное возделывается как крупяное растение, из которого получа­ют крупу (пшено) и муку. Солома используется в качестве корма и подстилки для скота, а также идет на производство низших сортов бумаги

Кукуруза

Один вид, подразделяемый на 8 подвидов. В диком виде не обнаружена. Цветки разнополые. Мужские цветки со­браны в соцветие метелка на верхушке стебля, женские в соцветие початок в пазухах листьев. Однодомное расте­ние. Стебли могут достигать высоты 2—3 м. Возделывается в южных и умеренно теплых широтах на всех континентах. Выращивают для получения зерна, муки (в некоторых странах идет на приготовление хлеба). Используется как кормовое растение, а также для изготовления крахмала, спирта, фибры, бумаги. Кроме того, является масличной культурой, используется в медицине как мочегонное и жел­чегонное средство (столбики с рыльцами)

Рис

Существуют 24 вида и около 2000 сортов. В России встре­чаются лишь 2 вида. Распространен в тропических и суб­тропических странах. Гидрофитное растение. Колоски собраны в метельчатые соцветия. Возделывают преиму­щественно два вида, важнейшим является рис посевной. Употребляется в пищу, используется как сырье для при­готовления крахмала, спирта и т. д. Рисовая солома при­меняется для изготовления бумаги, а также в прикладном искусстве

Сорго

Известно около 40 видов, в России 3 (культурные и сор­ные). Засухоустойчивое растение. Распространено в тро­пических странах, преимущественно в Африке. Сорго обыкновенное — растение высотой до 6 м. Возделывают как хлебную, кормовую и техническую культуру. Зерно перера­батывают на крахмал, сахар, спирт

Сахар­ный

тростник

Известны 15 видов, в России не возделывают (в бывшем СССР - на юге Таджикистана). Распространен в тропи­ках и субтропиках обоих полушарий. Стебли содержат до 15-20% сахара. Используют для получения сахара, рома, спирта, патоки

Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Кроме перечисленных растений, к семейству злаки относятся многие культивируемые пищевые растения, имеющие значение в жизни и хозяйственной деятельности человека. Перечислим

лишь некоторые из них: рейграс французский (родственник овса), могар, бор (итальянское просо), гоми, чумиза, пайдза (родствен­ны просу), а также джугара (в Средней Азии возделывается как хлебная, кормовая и техническая культура).

Помимо культурных растений, используемых человеком, многие злаки являются также средообразующими видами (видами- эдификаторами) в растительных сообществах лугов, степей и ле­состепей. (С некоторыми представителями дикорастущих расте­ний семейства злаки также можно познакомить на материале, изложенном в докладах школьников.)

Цицанию широколиственную и цицанию водяную (канадский рис) разводят в озерах и водохранилищах как защитное и кормо­вое растение для водоплавающих птиц.

Различные виды ковылей часто являются основными в ра­стительном покрове степей. Многие из них — ценные кормовые растения (ковыль Лессинга), а некоторые могут вызывать серьез­ные ранения и даже падеж скота (ковыль волосатик, или тырса), портить шерсть животных.

 

Канареечник канарский встречается в средней полосе и на юге России в диком виде. Разводится как кормовое растение для мно­гих видов комнатных птиц («канареечное семя»).

Наиболее распространенными дикорастущими растениями семейства злаки являются тимофеевка луговая, лисохвост луго­вой, луговник дернистый (щучка дернистая), ежа сборная, мятлик луговой, овсяница луговая, костер безостый, куриное просо, ще­тинник зеленый. Практически все они специально выращиваются как ценные кормовые растения.

Родственником овса является сорняк овсюг, который не только засоряет зерно, но и иссушает почву. Пырей ползучий — трудноис- требимый сорняк (но корни пырея используют в медицине), так же как и сорго алеппское (джонсонова трава), куриное просо и др.

Стебли таких растений, как тростник обыкновенный, вей- ник наземный, используют как топливо, сырье для производства бумаги, из них плетут циновки, ими набивают матрацы, а также применяют для построек (кроют крыши).

Некоторые растения семейства, такие, как императа цилинд­рическая, трясунка большая, выращивают в декоративных целях (в основном для сухих букетов). Толевицей белой, некоторыми мятликами оформляют газоны.

Большой вклад в формирование современных представле­ний о происхождении культурных растений внес русский био­лог Н.И. Вавилов. Он обосновал теорию о центрах происхождения культурных растений, согласно которой наибольшее разнообразие естественных форм (видов и родов) находится в центрах их про­исхождения. Н.И. Вавилов выделил 5 основных очагов происхо­ждения культурных растений.

Фронтальный опрос

Ответьте на вопросы.

Какое название семейства аналогично названию «злаки»?

Какие признаки являются характерными для растений се­мейства злаки?

Какими жизненными формами представлены растения это­го семейства?

Назовите растение семейства злаки, имеющее одревесне­вающий ствол.

Какие растения данного семейства используются человеком как пищевые?

Перечислите дикорастущие кормовые растения семейства злаки.

Почему среди растений данного семейства не встречается медоносов?

Приведите примеры растений семейства злаки, являющихся лекарственными.

Какие части этих растений используются в медицине?

Как называется плод злаков?

В чем состоит его отличие от других сухих односеменных плодов?

Какие соцветия характерны для растений семейства злаки?

Как называется стебель злаков, каковы его основные осо­бенности?

Какие способы опыления характерны для растений этого семейства?

В чем состоит отличие понятий «вид» и «сорт»?

Какой тип корневой системы характерен для растений се­мейства злаки?

Творческие задания.

Определить, из каких растений семейства злаки делают ман­ную, овсяную, пшенную, перловую, ячневую крупу, из каких — муку, макаронные изделия, пекут овсяное печенье? Семена каких еще злаков используют в пищу? Какие еще растения семейства злаки человек использует в пищу? Какие крупы делают из расте­ний других семейств?

Собрать коллекцию различных семян риса, имеющихся в продаже в вашей местности (обычно не менее 5 видов). Изме­рить и описать каждый из образцов. Указать его цвет, форму, про­зрачность и другие характерные особенности. Найти на упаковке информацию о районе произрастания данного сорта риса.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Собрать информацию об исследованиях Н.И. Вавилова. Вы­яснить, из каких районов земного шара произошли различные виды злаков, возделываемые человеком. Составить карту центров происхождения различных видов злаков

Подготовить доклад об интересных семействах класса од­нодольные, не рассмотренных на уроках.

Отдел покрытосеменные. Семейство злаки. Многообразие растений семейства злаки

 

 

 

Пищевые растения. Общая характеристика по семействам культурных растений.

 

 

 

Пищевые растения. Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, рис, просо и др. Часть 1

 

 

 

Семейство Злаки(Мятликовые). Теория и практика ЕГЭ/ОГЭ 2017.Биология.

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации