12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72111
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.


 

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о многооб­разии цветковых растений; закрепить знания об отличительных особенностях однодольных и двудольных; познакомить с харак­терными признаками растений порядка лилиецветные; закрепить умения составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растения; продолжить форми­рование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.

Оборудование и материалы: таблица «Семейство лилейные», гербарии растений семейства лилейные, модель цветка тюльпана, коллекции и муляжи плодов, высушенные соцветия лука, луковицы лука, чеснока, тюльпанов, лилий, живые цветки тюльпанов, лилий, веточки иглицы (из букета), фотографии декоративных и дикора­стущих растений порядка лилиецветные, аспарагус перистый, ас­парагус Шпренгера и другие комнатные растения данного порядка.

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс од­нодольные, порядок лилиецветные, семейство лилейные, семей­ство луковые, семейство спаржевые; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и распространения семян, правильные цветки, обоеполые цветки, околоцветник простой, венчиковид­ный, чашечковидный, видоизменения вегетативных органов: лу­ковицы, корневища, клубни, филлокладии, выводковые почки, втягивающие корни.

Ход урока

Рассказ учителя с элементами беседы

Однодольные растения: 1 — алоэ; 2 — монстера; 3 — пальма

Класс однодольных цветковых растений объединяет около 80 семейств и более 60 тыс. видов. Среди их предста­вителей есть древесные и кустарниковые растения, но преобладают травы. Это — пшеница, рожь, лилия, ландыш, тюльпан, тимофеевка, овёс, кукуруза, ковыль, орхидея. Относящиеся к однодольным древес­ные, кустарниковые растения (бамбук, пальма, алоэ, панданус, драце­на) и лианы (монстера) встречаются лишь в тропиках.

Однодольные — большая и важная группа растений. Среди пред­ставителей этого класса много видов культурных растений, выращива­емых человеком с древнейших времён. Многие являются хорошим кормом для домашнего скота и диких травоядных животных. Особо ценны­ми в этом отношении являются злаки.

Семейство Лилейные. Представители семейства лилейных — преи­мущественно многолетние луковичные и корневищные травы, произ­растающие по всему земному шару. Многие из них освоили степи, са­ванны, луга, скалистую местность. К ним относятся тюльпан, гиацинт, мускари. Есть и лесные виды: ландыш, майник, рябчик, лилия, сцилла, кандык.

Большинство лилейных — хорошие медоносы, многие используются как лекарственные. Значительное количество видов лилейных вошло в состав декоративных растений.


 

Лилейные: 1 — лилия; 2 — кандык; 3 — тюльпан; 4 — гиацинт; 5— цветок лилейных (Л — лепестки; Т — тычинки; II — пестик); 6 — диаграмма цветка

Многие виды семейства лилейных занесены в Красную книгу России.

Семейство Луковые объединяет виды, распространённые на всех континентах, кроме Австралии. Представители семейства обладают резким запахом.

Все луковые — многолетние растения. Многие имеют одиночную луковицу (лук репчатый, лук гигантский), но некоторые являются кор­невищными и их тонкие луковички растут на корневище пучками (лук победный, лук-слизун, шнитт-лук). Стебли и листья у ряда луковых дудчатые (лук репчатый, лук-батун), плоские (лук слизун, лук медве­жий) или лентовидные (чеснок, лук-порей, лук гигантский). Луковицы и листья луковых содержат млечный сок.

 


 

Луковые: 1 — черемша; 2 — лук репчатый; 3 — шнитт-лук: 4 — чеснок; 5 — диаграмма цветка

Растения данного семейства широко используют в качестве пищевых и витаминных продуктов (содержат витамины В, С и фи­тонциды). А также их применяют в медицине, например морской лук, содержащий глюкозид сцилларен. Некоторые подвиды это­го лука употребляют в виде настоя при сердечных заболеваниях.

К данному семейству относят такие декоративные растения, как лук горолюбивый, лук пскемский, лук каратавский. Среди лекарственных растений наиболее заметны лук длинноостроко­нечный (дикий чеснок), лук медвежий (черемша). Кроме того, к данному семейству принадлежат лук круглый (часто сорное ра­стение), лук сине-голубой, лук Семенова.

Семейство спаржевые (подсемейство спаржевые) включает около 550 видов из 25 родов. Распространены в засушливых об­ластях всех континентов мира, кроме Америки. Растения обыч­но корневищные, стебель прямостоячий или вьющийся. У многих представителей семейства спаржевые образуются особые видо­изменения стебля — филлокладии, развивающиеся из пазух реду­цированных листьев. Околоцветник сростнолепестный. Плод — окрашенная в красный цвет ягода.

К данному семейству относится род аспарагус (спаржа). Наи­более широко известен аспарагус лекарственный, молодые побеги которого используют в пищу, кроме того, он содержит аспара­гин, применяемый в медицине. Аспарагус перистый, аспарагус Шпренгера и некоторые другие виды аспарагусов часто выращи­вают как комнатные декоративные растения.

Иглица понтийская — двудомный корневищный кустарник. Ветви его, так же как и у аспарагуса, видоизменены в филлокла- дии. Декоративное растение, часто применяемое как дополнение к букетам.

К этому же семейству относится вороний глаз обыкновенный (или четырехлистный). Характерной особенностью этого расте­ния является чашечковидный околоцветник. Ядовитое растение с характерным неприятным запахом.

Ландыш майский — ценное лекарственное растение, содержа­щее большое количество гликозидов сердечного действия. В ме­дицине применяют цветы, листья и корневища ландыша. Кроме того, ландыш — охраняемое растение.

К семейству спаржевых относится и купена лекарственная (ду­шистая), являющаяся одновременно лекарственным и ядовитым растением.

Из представителей других семейств хотелось бы отметить та­кие, как алоэ древовидное (столетник), часто выращиваемое как комнатное растение. Сок его, добываемый из листьев, применяют в медицине.

Драконово дерево — древесное растение высотой до 18 м и диа­метром ствола до 4 м. Отдельные экземпляры этого вида достига­ют возраста 3000—4000 лет.

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 45; учебник В.В. Пасечника § 52.)

Подумать, в чем состоит принципиальное отличие расте­ний рябчика желтого от рябчика серого. Для ответа на этот вопрос в специальной литературе нужно найти описание обоих видов.

Творческое задание. Перечислить сорта декоративных растений порядка лилиецветные (лилии, тюльпаны и т. д.). Нарисовать неко­торые из сортов. Составить рассказ об этих сортах. Указать, когда и кем они были выведены, чем отличаются от остальных сортов.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Перечислить все возможные видоизменения вегетативных органов растений порядка лилиецветные. Указать, у каких ра­стений они встречаются и приспособлением к каким условиям обитания они являются.

Подготовить доклад о роли растений семейства злаки в жиз­ни и хозяйственной деятельности человека. Следует уточнить у учителя, на какие из родов следует обратить особое внимание.

Кроссворд по биологии 6 класс

семейство Лилейные

1. У двудольных – лепестки, а у однодольных - ……

2.       Раннецветущее растение с белыми цветками. Находится под охраной.

3.       По горизонтали. Видоизмененный побег лилейных, частично или полностью расположенный в земле. По вертикали. Культурное растение с крупными красивыми цветками.

4.       У двудольных околоцветник двойной, а у однодольных ……

5.        Культурное растение с крупными красивыми цветками. В больших количествах разводится и выращивается в Голландии.

6.       Ценное овощное растение. Запах и вкус его обусловлены эфирными маслами.

7.       Число пестиков цветка лилейных

8.       Число тычинок цветка лилейных

9.       Вещества, выделяемые в воздух некоторыми лилейными (лук, чеснок) и обеззараживающие воздух от микроорганизмов.

Ответы

1. листочки 2. Ландыш 3. луковица,( лилия) 4. простой 5. тюльпан

6. лук 7. Один 8. Шесть 9. фитонциды

ГЛОРИОЗА (GLORIOSA) сем. Безвременниковые  (иногда Лилейные)

 

 

 

Гиацинт условия ухода до цветения / Hyacinth care conditions before flowering

 

 

 

 

Ландыш майский. Лекарственные травы

 

 

 

Драконово дерево- Драцена драконовая!

 

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.