Урок биологии в 6 классе «Порядок лилиецветные. Экологическая роль и значение в жизни человека»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений; закрепить знания об отличительных особенностях однодольных и двудольных; познакомить с характерными признаками растений порядка лилиецветные; закрепить умения составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растения; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
Оборудование и материалы: таблица «Семейство лилейные», гербарии растений семейства лилейные, модель цветка тюльпана, коллекции и муляжи плодов, высушенные соцветия лука, луковицы лука, чеснока, тюльпанов, лилий, живые цветки тюльпанов, лилий, веточки иглицы (из букета), фотографии декоративных и дикорастущих растений порядка лилиецветные, аспарагус перистый, аспарагус Шпренгера и другие комнатные растения данного порядка.
Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс однодольные, порядок лилиецветные, семейство лилейные, семейство луковые, семейство спаржевые; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и распространения семян, правильные цветки, обоеполые цветки, околоцветник простой, венчиковидный, чашечковидный, видоизменения вегетативных органов: луковицы, корневища, клубни, филлокладии, выводковые почки, втягивающие корни.
Рассказ учителя с элементами беседы
Однодольные растения: 1 — алоэ; 2 — монстера; 3 — пальма
Класс однодольных цветковых растений объединяет около 80 семейств и более 60 тыс. видов. Среди их представителей есть древесные и кустарниковые растения, но преобладают травы. Это — пшеница, рожь, лилия, ландыш, тюльпан, тимофеевка, овёс, кукуруза, ковыль, орхидея. Относящиеся к однодольным древесные, кустарниковые растения (бамбук, пальма, алоэ, панданус, драцена) и лианы (монстера) встречаются лишь в тропиках.
Однодольные — большая и важная группа растений. Среди представителей этого класса много видов культурных растений, выращиваемых человеком с древнейших времён. Многие являются хорошим кормом для домашнего скота и диких травоядных животных. Особо ценными в этом отношении являются злаки.
Семейство Лилейные. Представители семейства лилейных — преимущественно многолетние луковичные и корневищные травы, произрастающие по всему земному шару. Многие из них освоили степи, саванны, луга, скалистую местность. К ним относятся тюльпан, гиацинт, мускари. Есть и лесные виды: ландыш, майник, рябчик, лилия, сцилла, кандык.
Большинство лилейных — хорошие медоносы, многие используются как лекарственные. Значительное количество видов лилейных вошло в состав декоративных растений.
Лилейные: 1 — лилия; 2 — кандык; 3 — тюльпан; 4 — гиацинт; 5— цветок лилейных (Л — лепестки; Т — тычинки; II — пестик); 6 — диаграмма цветка
Многие виды семейства лилейных занесены в Красную книгу России.
Семейство Луковые объединяет виды, распространённые на всех континентах, кроме Австралии. Представители семейства обладают резким запахом.
Все луковые — многолетние растения. Многие имеют одиночную луковицу (лук репчатый, лук гигантский), но некоторые являются корневищными и их тонкие луковички растут на корневище пучками (лук победный, лук-слизун, шнитт-лук). Стебли и листья у ряда луковых дудчатые (лук репчатый, лук-батун), плоские (лук слизун, лук медвежий) или лентовидные (чеснок, лук-порей, лук гигантский). Луковицы и листья луковых содержат млечный сок.
Луковые: 1 — черемша; 2 — лук репчатый; 3 — шнитт-лук: 4 — чеснок; 5 — диаграмма цветка
Растения данного семейства широко используют в качестве пищевых и витаминных продуктов (содержат витамины В, С и фитонциды). А также их применяют в медицине, например морской лук, содержащий глюкозид сцилларен. Некоторые подвиды этого лука употребляют в виде настоя при сердечных заболеваниях.
К данному семейству относят такие декоративные растения, как лук горолюбивый, лук пскемский, лук каратавский. Среди лекарственных растений наиболее заметны лук длинноостроконечный (дикий чеснок), лук медвежий (черемша). Кроме того, к данному семейству принадлежат лук круглый (часто сорное растение), лук сине-голубой, лук Семенова.
Семейство спаржевые (подсемейство спаржевые) включает около 550 видов из 25 родов. Распространены в засушливых областях всех континентов мира, кроме Америки. Растения обычно корневищные, стебель прямостоячий или вьющийся. У многих представителей семейства спаржевые образуются особые видоизменения стебля — филлокладии, развивающиеся из пазух редуцированных листьев. Околоцветник сростнолепестный. Плод — окрашенная в красный цвет ягода.
К данному семейству относится род аспарагус (спаржа). Наиболее широко известен аспарагус лекарственный, молодые побеги которого используют в пищу, кроме того, он содержит аспарагин, применяемый в медицине. Аспарагус перистый, аспарагус Шпренгера и некоторые другие виды аспарагусов часто выращивают как комнатные декоративные растения.
Иглица понтийская — двудомный корневищный кустарник. Ветви его, так же как и у аспарагуса, видоизменены в филлокла- дии. Декоративное растение, часто применяемое как дополнение к букетам.
К этому же семейству относится вороний глаз обыкновенный (или четырехлистный). Характерной особенностью этого растения является чашечковидный околоцветник. Ядовитое растение с характерным неприятным запахом.
Ландыш майский — ценное лекарственное растение, содержащее большое количество гликозидов сердечного действия. В медицине применяют цветы, листья и корневища ландыша. Кроме того, ландыш — охраняемое растение.
К семейству спаржевых относится и купена лекарственная (душистая), являющаяся одновременно лекарственным и ядовитым растением.
Из представителей других семейств хотелось бы отметить такие, как алоэ древовидное (столетник), часто выращиваемое как комнатное растение. Сок его, добываемый из листьев, применяют в медицине.
Драконово дерево — древесное растение высотой до 18 м и диаметром ствола до 4 м. Отдельные экземпляры этого вида достигают возраста 3000—4000 лет.
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 45; учебник В.В. Пасечника § 52.)
Подумать, в чем состоит принципиальное отличие растений рябчика желтого от рябчика серого. Для ответа на этот вопрос в специальной литературе нужно найти описание обоих видов.
Творческое задание. Перечислить сорта декоративных растений порядка лилиецветные (лилии, тюльпаны и т. д.). Нарисовать некоторые из сортов. Составить рассказ об этих сортах. Указать, когда и кем они были выведены, чем отличаются от остальных сортов.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Перечислить все возможные видоизменения вегетативных органов растений порядка лилиецветные. Указать, у каких растений они встречаются и приспособлением к каким условиям обитания они являются.
Подготовить доклад о роли растений семейства злаки в жизни и хозяйственной деятельности человека. Следует уточнить у учителя, на какие из родов следует обратить особое внимание.
Кроссворд по биологии 6 класс
семейство Лилейные
1. У двудольных – лепестки, а у однодольных - ……
2. Раннецветущее растение с белыми цветками. Находится под охраной.
3. По горизонтали. Видоизмененный побег лилейных, частично или полностью расположенный в земле. По вертикали. Культурное растение с крупными красивыми цветками.
4. У двудольных околоцветник двойной, а у однодольных ……
5. Культурное растение с крупными красивыми цветками. В больших количествах разводится и выращивается в Голландии.
6. Ценное овощное растение. Запах и вкус его обусловлены эфирными маслами.
7. Число пестиков цветка лилейных
8. Число тычинок цветка лилейных
9. Вещества, выделяемые в воздух некоторыми лилейными (лук, чеснок) и обеззараживающие воздух от микроорганизмов.
Ответы
1. листочки 2. Ландыш 3. луковица,( лилия) 4. простой 5. тюльпан
6. лук 7. Один 8. Шесть 9. фитонциды
ГЛОРИОЗА (GLORIOSA) сем. Безвременниковые (иногда Лилейные)
Гиацинт условия ухода до цветения / Hyacinth care conditions before flowering
Ландыш майский. Лекарственные травы
Драконово дерево- Драцена драконовая!
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций