Роль мнемонического метода использования флэш-карт в обучении иностранному языку (2–11 класс)

2
0
Материал опубликован 17 February 2020

Роль мнемонического метода использования флэш -карт в обучении иностранному языку

Максимова Сахаяна Егоровна – учитель английского языка МБОО Чымнайской СОШ им. Б.Г. Бястинова – Бэс Дьарааhын

Аннотация

В данной статьи автор делится личным опытом использования флэш – карт в обучении иностранного языка. Простота в использовании флэш – карт делают обучение доступным для широкой аудитории.

Ключевые слова: память, мнемотехника, флэш -карты, эффективное запоминание, лексические единицы.

Основная задача при изучении иностранного языка – это пополнение словарного запаса. Однако авторы учебников иностранных языков, предлагают для усвоения достаточно большой объем лексических единиц. Предполагается, что все произойдет лишь в процессе выполнения упражнений. Однако это бывает недостаточно. Одним из выходов может служить использование мнемонических техник, которые облегчают запоминание информации. В данной статье мы рассмотрим метод использования флэш – карточек в обучении иностранному языку.

Прежде чем рассмотреть метод использования флэш-карточек, необходимо дать определение термину память. Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и воспроизводить информацию при необходимости. Можно разделить память на три вида: сенсорная, кратковременная и долговременная память.

Для успешной работы механизма памяти важны способы восприятия информации: эмоции, запахи, зрительные образы, звуки, прикосновения и движения. Одним из важных механизмов памяти является запоминание - процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания: непреднамеренное и преднамеренное. На запоминание лексических единиц влияет тип личности, поэтому по способу освоения новых слов обучающихся можно разделить на три группы: аудиалисты, визуалисты и практисты. В статье «Психологические аспекты запоминания слов английского языка» представлена характеристика данных групп: «Аудиалисты – кто запоминает больше, когда принимает информацию слушая; визуалисты – люди в большей степени запоминают информацию используя зрение и практисты – группа людей, для которых практические действия являются доминирующим фактором для запоминания. Практическая деятельность может отражаться в заведении конспектов, в выполнении заданий, в мимике и пантомимике. Соответственно в этих группах должны быть проведены такие интерактивные методы, которые позволяют пользоваться доминирующим видом памяти у учеников. Для определения этих групп не обязательно проводить психологические тесты [1, с. 5]. Из этого описания можно выделить одну из главных задач преподавателя в процессе обучения. Необходимо учитывать особенности обучающихся во время урока для эффективного запоминания слов. Например, аудиалисту желательно чаще прослушивать аудиозаписи, визуалисту — рисовать, смотреть наглядные схемы, практисту — выполнять упражнения и решать задания. Также при работе с классом задача запоминания новых слов становится более сложной, так как учителю необходимо донести одну и ту же информацию с разными типами восприятия. При таких условиях эффективнее использовать мнемотехнику.

Мнемоника (от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания), или мнемотехника — это способы и приемы запоминания информации в кратчайшие сроки. Ещё древние греки знали, что память во многом основана на ассоциациях, то есть, работа памяти во многом зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами [3 с. 3]. То, что прочно ассоциируется – запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей – забывается. Этот процесс продолжается без участия нашего сознания или желания. Многочисленные исследования показали, что возможности запоминания слов с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Автор статьи «Использование приемов мнемотехники для запоминания английских слов» утверждает, что мнемонические приемы подойдут любому типу восприятию информации. «Визуалы рисуют себе картинку перед глазами, аудиалы запоминают по звуковым ассоциациям (garden - гады), а кинестетики смогут прочувствовать слова, эмоционально пропустив через себя то или иное значение» [2 с. 6]. Существует большое количество методов мнемоники: метод прямых ассоциаций, англо-русские рифмовки и т.д. Но мы рассмотрим о методе использование флэш – карт.

Флэш- карты — это специальные карточки, на которых можно поместить иностранное слово, сзади их перевод, английские синонимы, а также фотографию или рисунок (см. Приложение 1). Хотелось бы остановиться на некоторых причинах использования флэш-карт. Следует отметить, что они подходят для разных этапов обучения. Метод хорош тем, как уже было сказано выше, что помогает установить непосредственные связи между конкретным словом и его образом, и кроме того – делает занятие более эмоциональным, занимательным. Хороший эмоциональный настрой способствует непроизвольному и более быстрому запоминанию материала, а значит он положительно скажется на результатах обучения.

Виды деятельности с использованием флэш-карт

Виды деятельности с использованием флэш - карт можно подразделить на следующие категории: тренировка памяти, отработка лексики, определение слова, физкультминутка.

1. “Flash card circle”

Возьмите флеш-карточки с изученной лексикой. Задавая вопрос “What’s this?” раздавайте по очереди карточки учащимся, которые правильно назвали слово. Если ученик отвечает неверно – он не получает карту, тогда отвечает следующий ученик. Таким образом, у большинства учащихся в руках оказывается по карте. Попросите детей встать в круг. Теперь каждый передает свою карту соседу справа и называет ее. Образуется карточный движущийся круг. Вы говорите: “Stop!” Попросите учащихся назвать вновь обретенные карты. Игра проходит несколько раз, пока каждый не назовет большинство слов с флеш-карт.

2. “Noughts and crosses”

Расчертите на доске таблицу 3х3. Подпишите столбцы a, b, c, а строки 1, 2, 3. В каждую ячейку поместите перевернутую флеш - карту. Разделите участников на 2 команды: крестики и нолики. Команды по очереди называют ячейку, в которой расположена карта, открывают ее, называют слово. Если слово названо верно, учитель убирает карту и ставит крестик или нолик.

3. “Cross the river”

Нарисовать на доске реку, по 4 – 5 камней-шагов снизу и сверху. Делите участников на 2 команды. Они должны попасть по камням с одного берега на другой. Чтобы попасть на камень, они должны правильно выполнить задание с флеш - картой. Команда, первая попавшая на другой берег, побеждает.

4. “Who is the first?”

Каждой команде выдается листок с расположенными в столбик изображениями слов по изучаемой теме. Рядом с каждым из изображений есть место для записи. Необходимо как можно быстрее написать названия предметов одежды, передавая листок по цепочке каждому члену команды. Кто быстрее и без ошибок справится с этим заданием, та команда и победит.

5. “Odd one out”

На доске несколько рядов карточек на разные темы. Просим детей закрыть глаза, добавляем в каждый ряд по карточке из другой темы, просим детей открыть глаза. Спрашиваем, что лишнее.

6. “Pelmanism” 

Карты раскладываем в две группы — слова и картинки лицевой стороной вниз. Ученик берет одну карточку из группы картинок и одну из группы слов. Если они совпадают, ученик забирает их себе, если нет — снова переворачивает лицом вниз. Ход переходит к другому ученику или команде (см. Приложение 2).

Преимуществом флэш-карт является и то, что с их помощью можно одновременно обучать не только лексике, но и учить употреблять лексические единицы в контексте грамматических структур. Например, при отработке модального глагола «can» в 2 классе параллельно отрабатываются лексические единицы по теме «Animal». Учащимся предлагается выйти к доске, вытянуть флэш-карту и составить предложение с модальным глаголом «can». Если предложение будет правильным, учащиеся хором повторяют предложения за учеником. Данный прием помогает включить в работу всех учащихся и отработать в речи большое количество лексических единиц. Еще одним преимуществом флэш-карт является развития всех видов речевой деятельности. Включается аудиозапись, учащиеся должны поднимать свою карту в том случае, если услышат предложение с этим словом.

Изготовить флэш-карты своими руками очень просто и легко. Для этого можно использовать картинки из журналов, рисовать самому или написать от руки. Можно скачать готовые флэш-карты из Интернета (см. Приложение 3). Существуют разные сайты и приложения на телефон, где можно создавать свои карты

Тренировка памяти, отработка лексики, развитие всех видов речевой деятельности, физкультминутка – все эти задачи можно решить с помощью флэш-карт при условии их эффективной разработки и использования. Этот метод помогает не только проверить знание алфавита, лексики, фонетики, грамматики, но и подарить ученикам хорошее настроение, вызвать их эмоции. 












Литература


Пермякова С.П. Мнемоника — как техника запоминания английских слов // Инновационный технологии в современном образовании (Королев, 18 декабря 2015). М.: ООО «Научный консультант», 2016. С. 545-549.

Пушкашу О.Ф. Использование приёмов мнемотехники для запоминания английских слов // Проблемы педагогики, 2016. № 4 (15). С. 18-21

Слоненко Т. Б. Матюгин И. Ю. Как запоминать английские слова. Москва. РИПОЛ КЛАССИК, с. 145.

https://skyeng.ru/articles/effektivnaya-tehnika-zapominaniya-anglijskih-slov

https://www.worksteptochina.com/china_blog/for_teachers/flash_card































Приложение 1. Флэш - карты

t1581943634aa.jpgt1581943634ab.png

Приложение 2. Игра «Pelmanism»

t1581943634ac.jpg











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации