Роль мотивации при изучении математики
Борзенко Алла Алексеевна
Роль мотивации при изучении математики
"Личность - звено между мотивацией и ее реализацией" (З. Фрейд)
Движущей силой к получению знаний всегда была и будет мотивация. Мотивация - извечная проблема учителя. Как заинтересовать, мотивировать ученика, чтобы он поверил учителю, осознал значимость процесса обучения? Как вселить в него веру в себя, в собственные силы, добиться удовлетворения результатами обучения? Согласно А.К. Марковой, крупнейшего исследователя в области мотивационной сферы человека, в структуру учебной мотивации входят потребность в обучении, смысл обучения, мотив учения, цель, эмоции, отношение, интерес [2].
Как же воспитать у школьников познавательный интерес? «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - говорил Константин Дмитриевич Ушинский [3].
Как вовлечь молодое "цифровое" поколение в процесс изучения математики? Современные дети по-другому запоминают, по-другому удерживают информацию в голове. Стала преобладать неглубокая память, "клиповое мышление". Сейчас важно, где взять информацию, которая понадобится в данный момент. Внимание школьников уменьшилось в несколько раз. Мышление современного ученика более всего построено на визуальных образах, поскольку информация в Интернете, в основном, визуализирована. И ребенок начинает перерабатывать информацию короткими порциями. Удержать большой массив информации становится все сложнее.
Сегодня складывается ситуация, о которой нам в свое время рассказывали учителя истории: Юлий Цезарь мог одновременно делать несколько дел. Вот такое качество "многозадачности" мы наблюдаем у детей сейчас: ученик может одновременно делать уроки, слушать музыку, отвечать одноклассникам, переписываться в чате.
Современный человек обязательно должен обладать определенными компетенциями, такими как критическое мышление, креативность, коммуникация, сотрудничество. У него должна быть сформирована фундаментальная грамотность: языковая, математическая, естественно-научная, ИКТ, финансовая, культурная и гражданская. Но для современного человека имеет значение и качества личности: любознательность, инициативность, настойчивость, выдержка, адаптивность, лидерство, социальная и культурная справедливость. [4]
Естественно, что мы, учителя, должны задать себе вопрос: "Чему мы учим? Как мы учим?" Мы говорим о том, что современного ребенка обязательно нужно научить быть творческим человеком, при этом предлагаем ему на уроке выполнять стандартные упражнения вместо того, чтобы дать ему какие-то действительно значимые, жизненно-необходимые задачи. А ведь не секрет, что учебники математики содержат крайне мало задач практической направленности. Задача учителя - найти такие задания к уроку. Но как же это порой нелегко сделать!
Мы говорим, что современный ученик должен уметь сотрудничать и работать в команде. А наши ребята сидят за партами (практически уже целый учебный год по одному), по сути, соревнуются друг с другом, учатся выживать в одиночку. А ведь нам нужно учить сотрудничеству, а не соперничеству. Необходимо сделать групповую работу приоритетной.
Мы говорим о том, что в 21 веке нужно вырабатывать способность непрерывно учиться. Но при этом очень часто, особенно в старших классах, дети неохотно отвечают, потому что боятся ошибиться, думая, что за эти ошибки их будут ругать. Поэтому учитель должен делать акцент на самостоятельной позиции.
Огромное значение в современном мире имеет эмоциональный интеллект. Ситуация, когда учитель выстраивает процесс обучения на уроке только на применении когнитивных способностей, является недопустимой. Ребенок не должен считать минуты до конца урока, ему нужны положительные эмоции. Учителю необходимо пересмотреть учебную среду для создания комфортной атмосферы на уроке, чтобы ребенку хотелось творить.
Использование ИКТ на уроках воспринимается современными школьниками как само собой разумеющееся. Их отсутствие на уроке отрицательно сказывается как на процессе обучения, так и на авторитете учителя.
Так что же такое мотивация? Это - "я хочу". Желание побуждает к действию. Целенаправленным это действие становится только тогда, когда у человека появляется осознанная потребность в том, что "я хочу", когда он понимает, зачем он это хочет. У него появляется интерес, это вызывает эмоциональный отклик, появляется идеал, стремление. Когда человек осознает свои мотивы, то появляется ряд действий, которые помогают достигать своей цели.
А что такое учебная мотивация? Это ориентация школьника на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Учебная мотивация определяется глубиной интереса к знаниям. Что может мотивировать ребенка к учебе? Это, во-первых, установки ученика. Во-вторых, внешние факторы. Установки ученика - это его познавательные потребности, потребности в интеллектуальной активности и получении новых знаний. Внешние факторы - это общество, в котором находится ребенок. Эти факторы также оказывают влияние на мотивацию - получить хорошие оценки; получить одобрение учителя, родителей; успех среди одноклассников, среди друзей; или, может быть, страх, например, перед родителями, боязнь получить их неодобрение за плохие оценки. Учебной мотивацией школьника можно управлять.
По Е.П. Ильину, факторы, которые влияют на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности учителя.[1]
Каким должен быть учебный материал по математике, чтобы он вызвал интерес? На первый взгляд, математика - сухая и скучная наука, содержащая только цифры и знаки. Но мы с вами знаем, что это не так.
Сделаем математику занимательной.
Как обычную задачу сделать интересной? Давайте превратим ее в рассказ или сказку, где действующими лицами будут числа или геометрические фигуры. Да еще и сюжет придумаем такой, что в начале урока никто и не догадается, каким будет финал. И чем запутанней задача, тем интереснее ее решать. А мы будем наблюдать, как абстрактные числа и буквы вдруг обретут смысл для учеников. А распутав этот математический клубочек, ученики получат массу эмоций. Каждой задаче можно придумать свое название. Например, "Задача Тома Сойера" или "Задача Малыша и Карлсона". Или вот такая занимательная задача: "Кот ученый, прохаживаясь по "златой" цепи, "говорил" сказки и "заводил" песни. После первой сказки путь, который нужно было пройти коту по цепи, уменьшился на 20%, после «заведенной» песни путь уменьшился ещё на 20% и стал 128 см. Какова длина «златой» цепи?"
Визуализируем информацию.
Как гласит народная мудрость: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Графическая информация лучше воспринимается, легче запоминается. В последнее время набирает популярность такой метод представления информации, как инфографика. Инфографика - это визуальное отображение данных. "При помощи инфографики можно быстро охватить большой объём информации, изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме." [6]
Использование визуализации информации обеспечивает более высокий уровень познавательной деятельности учащихся.
Больше практических задач!
Часто учителю задают вопросы: "Где мне в жизни это пригодится?", "Зачем вообще нужны эти интегралы?". Подобные вопросы нельзя оставлять без внимания. Невозможно заставить ребенка учить что-либо только потому, что это есть в школьной программе. Расскажите ученикам, где в жизни, в каких профессиях может пригодиться математика. Покажите, как прекрасен окружающий их мир, какие удивительно красивые узоры и формы создала природа, и все это связано с математикой. Вряд ли кто-то из учеников знает, что последовательность чисел, имеющая название спирали Фибоначчи, напрямую связана с расположением листьев, цветов, семян в растениях, в раковинах, создавая удивительной красоты узоры. А знают ли ученики, что все снежинки имеют форму шестиугольника, а пчелы строят свой улей в виде мозаики из шестиугольников? А концентрические окружности? Наверняка, дети любят бросать камешки в воду и любоваться расходящимися от них во все стороны кругами мелких волн. А ведь концентрические круги можно встретить и в разрезе дерева, и в разрезе обыкновенной луковицы.
Вызывают интерес, а значит, повышают мотивацию, задачи практического содержания и задачи, использующие краеведческий материал. Например, такая задача: "В ландшафтном парке «Меотида» с 2000г. по 2016г. численность больших бакланов увеличилась с 200 до 2000 пар. На сколько процентов увеличилась численность бакланов?" или "Семья Петровых уехала в отпуск на 30 дней. На кухне остался неплотно закрытый кран. За одни сутки из него теряется 400 л воды. Сколько литров понапрасну вытекает из этого крана за месяц (30 дней)? На какую сумму семья заплатит больше за коммунальные платежи, если 1000 л воды стоят 51 рубль?"
Сторителлинг.
Сторителлинг (storytelling) — инструмент, который помогает доносить идеи и придавать ценность вещам с помощью историй. А не эту ли цель ставит учитель на уроке: донести идею того или иного математического понятия до школьника, и что очень важно, придать этому понятию ценность? А как часто учитель рассказывает истории на уроке? А ведь это самый естественный способ передачи информации. Дети просто обожают слушать разные интересные рассказы. Конечно, такую историю нужно заранее подготовить, обдумать, связать обязательно с темой урока. Она не должна занимать много времени. Интересная история обязательно заставит сконцентрироваться всех детей в классе, внимание будет удержано до последней фразы. А разве не этого мы с вами добиваемся на каждом уроке? Сторителлинг является мощным инструментом в образовании, способствуя активизации мыслительной деятельности и усвоению информации.
Но для успешного применения этого метода учитель должен быть артистичным и изобретательным. А что, если это будет история из вашей жизни? Поделитесь собственным опытом с учениками, и они это оценят. Расскажите, например, как вы высаживали цветы на клумбу прямоугольной формы, рассчитайте вместе с учениками количество цветов, которые нужно посадить по диагоналям. Привлекайте внимание учеников. Обязательно создайте на уроке дружественную атмосферу.
Деятельностный подход к обучению.
Все ключевые компетентности: коммуникативные, организационные, саморазвития и самоорганизации - могут быть сформированы только на деятельностной основе, которая и предусматривает формирование у учащихся умений самостоятельно приобретать и применять знания, то есть самостоятельно учиться. И здесь, кроме деятельности под руководством учителя и самостоятельной работы, важна групповая работа. Ведь известно, что высокий процент усвоения (до 95%) достигается именно в процессе взаимообучения.
Геймификация.
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности", - отмечал В.А. Сухомлинский. Хорошо сконструированная игра - это сложный и многогранный инструмент, способный существенно влиять на нашу мотивацию. [5] Причина здесь проста. Игры активизируют выработку дофамина, “гормона удовольствия”, предлагая нам радость от одобрения и побед. А это означает, что и учитель, используя данный метод, может мотивировать ученика на изучение математики "с удовольствием".
Играть любят дети всех возрастов. Например, игра для учащихся 5 класса "Рыбы Азовского моря". По сути, она напоминает игру "Домино". Под каждой карточкой скрыт пример на все действия с обыкновенными дробями. Перевернув все карточки, дети получают изображение одного из видов рыб, обитающих в Азовском море и информацию об этой рыбе. Аналогична игра "Птицы Донбасса" для учащихся 6 класса (по теме "Десятичные дроби").
Ситуация успеха.
Создание ситуации успеха на уроках математики – это такой метод учебной деятельности, который эффективно повышает активность, интерес, побуждает учащихся к более глубокому познанию предмета по цепочке: потребность – мотив – цель – действие – рефлексия. Так учитель переходит с позиции носителя (дающего знания) в позицию организатора. Организует творческие, самостоятельные работы, создает ситуацию успеха, т.е. задания должны быть разработаны так, чтобы каждый ученик обязательно справился с работой. Обстановка должна вызывать положительные эмоции.
«Бывает, что во время урока математики, когда даже воздух стынет от скуки, в класс со двора влетает бабочка…", - писал А.П. Чехов. Такой "бабочкой" могут быть различные "изюминки", которые хороши тем, что они будят фантазию учащихся, создают у них ощущение успеха, помогают оживить урок.
Таким образом, условием формирования умения школьников учиться является достаточная мотивация учеников. Усилия учителя сегодня должны быть направлены на развитие у ребенка стремления к жизнетворчеству, интереса к самопознанию и самоопределению. Заинтересовать изучением предмета и поддерживать этот интерес у школьников - актуальная задача учителя на каждом уроке. И хотя это нелегкая задача, я постоянно напоминаю себе и ученикам слова Л.С.Мерсье: "Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может!"
Библиографический список
1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 512 с.
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Том 1 М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук, 1867.
4. Журнал «Образовательная политика» Навыки XXI века:
как формировать и оценивать на уроке? https://edpolicy.ru/form-and-evaluat
5. TEACHTECH Информационные технологии в образовании ГЕЙМИФИКАЦИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЭЛЕМЕНТЫ, ПРИМЕНЕНИЕ. ЧАСТЬ 1 http://teachtech.ru/gejmifikaciya/gejmifikaciya-principy-elementy-primenenie-chast-1.html
6. Фролова, М. А. Инфографика: новое или хорошо забытое старое? / М. А. Фролова. // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12339/