Статья «Роль музыки в формировании эстетической культуры личности ученика»
Роль музыки в формировании эстетической культуры личности ученика
В любой сфере жизнедеятельности человек должен стремиться к полному самовыражению, к проявлению своих природных способностей и задатков, к качественному выполнению своего дела. И только в этом случае человек чувствует себя по-настоящему счастливым.
Огромную роль в жизни человека занимает эстетическое воспитание. Именно оно переплетается с художественным развитием человека, воздействует на определенную сторону духовного состояния личности. Древние греки отмечали, что « сочетание прекрасного, ведет к духовному совершенству».
Каждый из видов искусства способен воздействовать на определенную сторону духовного состояния человека. Наибольшей силой эмоционального воздействия обладает музыка. Она с особой силой пробуждает в нем лучшие человеческие качества.
В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыка пробуждает в человеке добрые качества. Д.Д. Шостакович писал: » Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой.»
Музыкально-эстетическое воспитание в школе, на мой взгляд, начинается с самого учителя. Именно он, своим отношением, своей любовью к музыке, своей увлеченностью ей, может пробудить в детях эстетическое чувство, увлечь их этим искусством эмоционально.
Огромную роль на уроках музыки должны занимать, наряду с увлекательным характером занятий, атмосфера эмоционального напряжения и заинтересованности в восприятии и осмыслении музыки.
Важнейшим фактором плодотворного музыкально-эстетического воспитания является восприятие музыки, накопление музыкально-слуховых впечатлений. Именно слушание музыки способствует расширению музыкального кругозора, воспитанию музыкального вкуса детей.
Невозможно добиться от ребят первоначального интереса и настоящего слушания без предварительного настроя, подготовки. Это мужет быть короткий, эмоциональный рассказ о композиторе, о истории создания музыкального произведения. На первоначальном этапе слушания, в 1 классе это умение слушать, вслушиваться в окружающие звуки, вслушиваться в тишину.
Огромную роль в восприятии музыки, на мой взгляд, занимает и «пластическое интонирование». Именно «пластическое интонирование» помогает и превращает процесс восприятия музыки из пассивного в активный.
Ф.И. Шаляпин однажды сказал: «Жест не есть движение руки, а есть движение души»
Очень важную роль в процессе слушания музыки занимает и личное отношение, поведение самого учителя на уроке. Он должен личным примером показывать детям, как нужно слушать музыку, как «вживаться» в музыкальный образ, как эстетически воспринимать и ценить окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков.
Замечательно, если в доме ребенка «царит» музыка. Если его родные и близкие понимают и любят музыку, понимают, как она важна для эстетического воспитания их чада.
Трудно переоценить и встречи с «живой « музыкой. Для этого стараюсь лично играть музыкальные произведения на уроке, привлекать школьников, обучающихся в музыкальной школе. Благодаря капитальному ремонту нашей школы, у нас с ребятами появилась возможность слушать филармонические концерты прямо в школе.
Музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство.
Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.
Список литературы:
1.Полякова Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами
музыки: Саратов, 2001. – 19 с.
2. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования / Э.Б. Абдуллин,
М.И. Ройтерштейн, Е.В. Николаева. — М.: Музыка, 2006. – 336 с.
3. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М:
Политическая литература, 1982. – 270 с.
4. Воспитание музыкой . Тула : Изд-во ТГПУ им . Л . Н . Толстого, 1999-С.164