«Роль пальчиковых игр в речевом развитии ребенка» (Из опыта работы)
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
ГБОУ Октябрьская специальная коррекционная школа № 19 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Консультация для учителей начальных классов
«Роль пальчиковых игр в речевом развитии ребенка»
(Из опыта работы)
Сафарова Ирина Зубайдуллоевна
учитель-логопед
г. Октябрьский
2020 г.
Любой из нас пришел на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всем при этом
Должны мы научиться говорить!
Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками «этим органом всех органов», писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всём его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми. Ещё Сухомлинский В.А. писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Если обратиться к истории, то ещё наши далекие предки, в том числе и ученые Востока, искали средства, с помощью которых человек успокаивался, снимался эмоциональный, психологический стресс. Одним из таких способов, пришедших к нам из индийских, китайских лечебно-оздоровительных систем, является воздействие на рефлексогенные зоны, заложенные в кистях рук.
Известно, что по насыщенности акупунктурными зонами, на которые проецируются все органы человека, кисти рук не уступают уху и стопе.
Немецкий философ Иммануил Кант говорил, что «рука является вышедшим наружу мозгом». Исследования современных физиологов подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях. Утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот, стрессовое состояние вызывает в руках слабость, вялость: «Руки отнялись», «Все валится из рук».
Восточные оздоровительные системы утверждают, что с помощью пальцев рук мы можем нормализовать функциональное состояние внутренних органов. Например, японские ученые считают, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, желудка, кишечника, печени, сердца. Специалисты по точечному массажу отмечают, что у людей, страдающих заболеваниями сердечно - сосудистой системы часто слабые мизинцы, особенно левый.
В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией.
Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка, сначала развиваются движения пальцев рук, когда они достигли достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев, как бы подготавливает почву для формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Не зря человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот: ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Если ребенок затрудняется показать 1, 2, 3, 4 пальца, зайца из пальчиков, то и говорит он плохо.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев.
Следует отметить, что включение пальчиковых игр в структуру логопедических занятий - необходимый компонент здоровьесберегающих технологий. Причем, использование пальчиковых игр для детей с речевыми недостатками позволяет решить несколько задач:
* способствует повышению речевой активности;
* развивает речевые умения и навыки;
* снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
* активизирует познавательный интерес;
* улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения
с одного вида деятельности на другой.
Практика работы показывает, что дети с речевыми нарушениями, пассивные на занятиях, не только с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, но и по собственной инициативе обучают ей сверстников и родителей.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например: известная всем «Сорока – Ворона…» Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует речевое развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыками письма.
Все упражнения можно разделить на 3 группы.
I группа
Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, они простые и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
Например: «Флажки».
II группа
Упражнения для пальцев условно статические:
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Например: «Улитка», «Пчела».
III группа
Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Например: «Семья».
Необходимо помнить, что любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься желательно ежедневно около 5 минут.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга, о психологической готовности ребенка к школе.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи
Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в занятиях с детьми.
Пассивная гимнастика (Массаж)
Лучше, если технику массажа вам покажет опытный массажист. (3-5 минут)
Массаж с помощью специального мячика. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев.
Активная гимнастика
• Пирамидки классические
• Обведи по контуру
Нужно сделать карточки с изображением известных предметов и обклеить их контуры бархатной бумагой.
Потом контур обклеивают бусинами или горошинами
• Чашки-ложки
Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую.
Можно также перекладывать рукой фасоль, горох или орехи.
Фасолевые ванны.
• Лепка из пластилина
• Сильные ладошки
Ребенок сжимает резиновые игрушки.
• Мозаика
Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки), а затем переходить к сложным.
• Игры-шнуровки
Мария Монтессори почти 100 лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки.
Оказывается, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей в городах. Еще 20 лет тому назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось много делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием, с большей долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Шнуровки бывают разнообразные по «содержанию».
• Волшебный поднос
На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры (цифры, буквы).
• Разноцветные прищепки
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, дождик к тучке, травку к земле). Это очень сложное для ребенка задание. (Сначала нужно выполнять упражнения вместе с ребёнком «рука в руке».)
• Конструктор
Величина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста ребенка. Начинать нужно с самых крупных деталей.
• Бусины
Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать». Выкладывать фигуры с помощью бусин средней величины.
• Счетные палочки (спички)
Выкладывание фигурок с помощью счетных палочек. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
• Забавные картинки
По листу картона равномерно распределяют пластилин и с помощью горошин выкладывают рисунок.
• Маленький скульптор
Лепка из теста. (Рецепт теста: 1 стакан муки, ½ стакана соли, немного воды.) Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
• Золушка
Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать её по цвету.
• Застегни пуговку
На один кусочек плотной ткани нашить 3 пуговицы разного диаметра. Во втором прорезать соответствующие петли. Большую пуговицу нужно застегнуть в большую петельку.
• Трафареты
Начинать нужно с трафаретов для внутренней обводки. Можно приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Большинство стандартных трафаретов имеют маленькую толщину, и ребенку неудобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть «пухлыми».
• Резинки
Можно использовать резинку для волос диаметром 5 сантиметров.
• Сухой бассейн
Пуговичный бассейн.
• Оригами
• Завязывание бантиков
• Пальчиковый театр
Используйте творческий подход, занимайтесь с вашими учениками их маленькими пальчиками! Сейчас на книжном рынке стало много разнообразной литературы по данному вопросу. Смотрите и пробуйте! Желаю успеха!
Кияйкина Наталья Федоровна
Сафарова Ирина Зубайдуллоевна