Роль педагога при организации самостоятельной работы обучающихся посредством дистанционного обучения
Роль педагога при организации
самостоятельной работы обучающихся
посредством дистанционного обучения
Реформирование образования в России привело к переходу от традиционных форм и методов обучения к новым формам и методам, основанным на исследовании, проектировании и самостоятельном овладении знаниями.
Сегодняшний учебный процесс предполагает не только внедрение новых форм работы, но и предусматривает новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации, и учителя, как консультанта, который должен обладать умением и навыками использования компьютерных технологий.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации и структуре основной общеобразовательной программы, которые не возможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов.
Новые ФГОС обязывают педагога использовать в образовательном процессе информационно – коммуникационные технологии и соответственно научить своих обучающихся их эффективному и разумному использованию. Преподаватель, не применяющий дистанционные технологии и не владеющий основами электронного обучения, становится менее конкурентоспособным в профессиональном сообществе. [1, стр.6]
В связи с этим возникла необходимость внедрить современные компьютерные технологии в учебный образовательный процесс, где компьютер является не только необходимым средством обучения, но и непосредственно объектом изучения, т.к. нынешнее поколение тесно связано с компьютером. Тем самым привить интерес подрастающего поколения к условиям жизни в информационном обществе.
Обучение с использованием дистанционных технологий выполняет дополнительные дидактические функции и, соответственно, расширяет возможности обучения; позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.
Незаменимым средством обучения дистанционные технологии являются и в дни карантина, а так же для детей, находящихся на домашнем обучении.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта важным аспектом профессиональной деятельности педагога является обеспечение эффективной самостоятельной работы обучающихся, направленной на развитие их творческого потенциала, формирование навыков самоорганизации и самообразования.
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Обычно, говоря об учебной деятельности, исследователи имеют в виду работу ученика в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по предмету.
Таким образом, самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция первой - контролирующая, второй - познавательная, закрепляющая, обобщающая, контрольно-корректирующая.
Итак, самостоятельная работа - это особый вид любой учебной деятельности, выполняемой учащимися и осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя.
Профессор Евгения Семеновна Полат определяет дистанционное обучение как самостоятельную форму обучения, при которой взаимодействие учителя и обучающихся, обучающихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессы компоненты, реализуемые средствами интернет – технологий. [2, стр.34]
Необходимость применения данного метода обучения в средней общеобразовательной школе обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
работа с часто болеющими детьми;
работа с обучающимися во время актированных дней или карантина;
работа с одаренными детьми (подготовка к олимпиадам и конкурсам);
устранение пробелов в знаниях по определенным темам;
Кроме того, объективные суровые природно-климатические условия Крайнего Севера, отрицательно влияющие на успешное прохождение учебной программы в школе, естественным образом приводят к оптимизации образовательного процесса и разработке новых подходов к формам обучения. Частые перерывы в учебном году по причине низких температур («актированные дни»), влекут за собой сокращение годового календарного интервала обучения школьников до 30 недель, а то порой и меньше. Дистанционная форма обучения для обучающихся на Крайнем Севере в острые климатические периоды приобретает все более существенное значение.
В рамках информационной образовательной среды школы ученики имеют возможность практиковаться по предметам, получая задания от педагога через образовательный ресурс (школьный сайт, специально разработанный портал), электронную почту или он-лайн конференцию, находясь дома, работая за домашними компьютерами.
Учитель должен осуществлять в соответствии с намеченными целями занятия, выполняя функции ведущего, в обязанности которого входит следить, чтобы вопросы, обсуждаемые в сети, не выходили за рамки решаемых задач, создавать доброжелательную творческую атмосферу, направленную на достижение намеченных образовательных результатов.
Для организации специального информационного ресурса достаточно разработать web-страницу с указанием гипертекстовых ссылок на теоретический, практический и справочный материал обучающимся.
Дозировка материала определяется педагогом в зависимости от уровня знаний предметов учащимися. Рекомендуется остановить свой выбор на практических, тренировочных заданиях или творческих проектах (индивидуальных или групповых).
Безусловно, обучение детей при помощи данной технологий требует большой осторожности. И успешность дистанционного обучения связана, прежде всего, с профессионализмом учителя. Для преподавателя дистанционного обучения важно обладать информационной культурой, уметь пользоваться современными интерактивными средствами обучения.
Для организации дистанционного обучения подростков в рамках изучения предметной области "Музыка" мною был создан электронный образовательный ресурс https://oda2006.wixsite.com/mysite по предмету "Музыка" на международной платформе Wix.com, которая служит для создания и конструирования сайтов.
Весь материал на сайте разделен по параллелям 5-8 классов. На сайте размещены материалы для прослушивания, термины, тесты, а так же задания различного уровня сложности для подготовки к олимпиадам по предмету "Музыка".
Данный образовательный ресурс позволяет обучающимся самостоятельно повторять или изучать материал, изученный на уроке. Очень удобно работать с данным сайтом обучающимся, которые не посещали занятия по болезни, по уважительным причинам, а так же для обучающихся, которые находятся на домашнем обучении.
Ребятам предлагается ссылка на данный образовательный ресурс: https://oda2006.wixsite.com/mysite. Далее поясняется алгоритм работы с данным сайтом.
В работе с обучающимися также использую дополнительные интернет ресурсы:
http://videouroki.net (сайты с видеоуроками)
https://learningapps.org/ (создание интерактивных заданий)
https://resh.edu.ru (российская электронная школа)
https://onlinetestpad.com/ru (онлайн конструктор тестов, кроссвордов)
https://ru.calameo.com (сайт для создания документов, журналов)
Данные сервисы позволяют учителю в максимально доступной, занимательной, красочной форме представить необходимый материал для изучения или повторения темы обучающимся, которые достаточно продолжительный период не имеют возможности посещать образовательное учреждение в силу объективных причин (болезнь, карантин, актированный день и т.д.).
Для эффективной организации самостоятельной работы подростка учитель должен уметь спланировать познавательный процесс обучающегося и правильно выбрать способ решения задачи.
Для выявления эффективности самостоятельной работы подростков в рамках изучения предметной области "Музыка" работы был проведен сравнительный анализ данных, который показал повешение уровня качества обученности.
Таким образом, принимая во внимание результаты опытно - практической работы можно так же сделать вывод, что применение технологий дистанционного обучения при организации самостоятельной работы подростков в рамках изучения предметной области "Музыка" является довольно хорошей альтернативой классической форме обучения.
Система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения. Учебное пособие для вузов 2-е изд. Москва, изд. Юрайт, 2017
2. Полат Е. С., М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др.; под ред. Е. С. Полат. Педагогические технологии дистанционного обучения. Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений– М.: Академия, 2006