Роль цифровизации в реализации проектного подхода развития системы образования
РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Цифровизация проникла в систему государственного управления, охватывая постепенно все социально-значимые сферы, важнейшая роль среди которых принадлежит образованию, здравоохранению, социальной защиты и др.
Катализатором развития и повсеместной интеграции процесса цифровизации в современное общество стало активное развитие Интернета в конце 90-х годов. Именно тогда появился термин об информатизации общества, раскрывающий понятие возможности взаимного обмена информационными ресурсами между разными объектами экономики [2].
Именно информатизация стала отправителем современной цивилизации, показывая возможности управления экономическими процессами и использования их в современной среде.
Однако стоит пояснить, что вокруг определения «цифровизация» до сих пор не сформировалось единого мнения среди учёных. К тому же, до сих пор существуют разногласия в объединении терминов: информатизации и цифровизации.
Так если одна группа учёных убеждена в потребности разделения данных терминологии [3], то другая группа учёных предполагает объединение указанных терминов в общее определение цифровой экономики [4].
Переходя к проведению анализа рассматриваемых терминов стоит обратить внимание на понятие, даваемое Никулиной Т.В. [5] которая связывает цифровизацию с развитием компьютеров и представляет её, как формат новой эпохи, построенной на больших данных (bigdata). Данный формат строится на определённых технологиях, но не приводит к деиндивидуализации знаний. Напротив, именно он позволяет повысить объемы оказываемых услуг, а также способствует индивидуальному развитию современного человека, работающему в любой сфере.
С другой стороны, автор Фомичева Т.В. [6] представляет цифровизацию, как преобразование информации в цифровую форму, что впоследствии позволит оптимизировать издержки и разработать перспективные направления развития определённых явлений.
Фомичева Т.В. рассматривает цифровизацию как ведущий мировой тренд и сопоставляет его с бурным развитием информационно-коммуникационных технологий.
Рассматривая данное понятие с позиции зарубежных учёных, стоит отметить, что они представляют цифровизацию как образование новых бизнес моделей, нацеленных на реализацию принципов современной экономики.
К тому же, «цифровизация» происходит от английского слова цифра, что позволяет констатировать о сопоставимости данного определения с такими понятиями как диджитация и диджитализация. Первое из данных определений непосредственно означает деформацию объекта либо перевод каких-то объектов в цифровой эквивалент.
Второе определение связано со стратегией развития отдельных государств. Интерес представляет и представление термина цифровизации в законодательстве разных странах, например, в Германии она определена как оцифровка или операционный процесс для дальнейшего электронного использования и автоматизации данных при использовании традиционных технологий.
В России цифровизация также предусматривает оцифровку данных, интеграцию всех цифровых технологий в современную среду, включая образовательные процессы.
Это доказывает роль цифровизации в современных экономических процессах, протекающих в условиях жёсткой конкуренции, сложной внешней среды и строгой регулятивной системы. Повсеместное использование цифровых технологий способствуют росту научных открытий, ускорению выполнения рутинных процессов, повышению интеллектуального потенциала человечества в целом.
В образовании, как первичном звене развития человека, цифровые технологии также имеют высокую значимость, поскольку именно развитие цифровой экономики повлияло на уровень обеспеченности всех учебных заведений современными протекторами, высокоскоростным Интернетом, компьютерами и соответствующим программным обеспечением. Стоит пояснить, что цифровизация образования не является синонимом термина «дистанционное» обучение. Цифровая образовательная среда - это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным образованием всех обучающихся [7].
Инструменты Цифровой образовательной среды можно представить в виде рисунка 1.
Рисунок 1- Инструменты Цифровой образовательной среды
Источник: составлено автором на основе [7]
По сути «Цифровая образовательная среда» представляет единую информационную технологическую платформу, обладающую возможностями дать качественное образование, доступное всем категориям населения. Она сочетает в себе набор инновационных разработок в области педагогических технологий, равно как и применение новейших разработок в части предоставления учебного материала. Развитие «Цифровой образовательной среды» активно протекает в России, начиная с 2020 года. Нормативной базой усиления данного тренда стало «Постановление Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». [8]
Программа реализуется в рамках национального проекта «Образование». Так или иначе «цифровая среда в образовании» прослеживается в разных Федеральных проектах, состав которых и распределение долей финансирования приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Федеральные проекты, затрагивающие развитие цифровой среды в образовании в 2019-2022 гг. в России, %
Источник: составлено автором на основе [9]
Из рисунка видно, что цифровизация образования протекает с разных сторон. Так в рамках проекта «Молодые профессионалы» предполагается модернизация профессионального образования посредством использования адаптивных, практикоориентированных и гибких образовательных программ. При этом планируется, что в колледжах будет оборудовано более 5000 мастерских с современными станками и инструментами, работающими при использовании инновационных технологий, дающие возможность обучения узкопрофильных специалистов на местах [9].
Проект «Учитель будущего» в плане цифровой экономики предполагает использование цифровых ресурсов для диагностики профессиональных компетенций педагогических работников. Это позволит более точно определить качество педагогического персонала и выявить потребности в обучении и росте квалификации конкретных кадров. Для этого планируется активно использовать дистанционные технологии повышения уровня компетенций педагогов, создание равных возможностей для саморазвития и профессионального совершенствования.
Организация непрерывного профессионального развития усилит и цифровые педагогические компетенций, чему будет способствовать единая электронная коммуникационная площадка, создаваемая для обмена опытом и практиками, выработка знаний и поиск новых более эффективных подходов.
Проект «Новые возможности для каждого» предполагает создание интеграционной платформы непрерывного образования (профессиональное обучение и дополнительное образование) и набор сервисов, обеспечивающих навигацию и поддержку граждан при выборе образовательных программ и организаций, осуществляющих образовательную деятельность [10].
Реализация проекта «Современная школа» в рамках всеобщей цифровизации включает обеспеченность школ широкополосным высокоскоростным интернетом, интерактивными технологиями, 3D принтерами и прочим оборудованием, позволяющим интегрироваться всем без исключения образовательным учреждениям России в цифровую среду. На базе многих из них уже происходить внедрение робототехники и конструкторов, которые используются в качестве обязательных учебных занятий. Основные ожидаемые результаты «цифровизации образования», которые планируется достигнуть по итогам реализации проекта сведены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Основные ожидаемые результаты «цифровизации образования»
Источник: составлено автором на основе [11]
В целом проект позволит детям не только получать новые знания, но и применять их в реальной жизни. Преимущества проекта цифровизация образования представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Преимущества цифровизация образования
Источник: составлено автором на основе [11]
В совокупности целей и направлений, цифровизация образовательных процессов позволит обновить, улучшить российскую школу. Национальный проект даст шанс на хорошее полноценное образование даже детям из отдаленных уголков России. А оснащение кабинетов инновационными технологиями повысит продуктивность обучения. Однако важнейшим здесь видится цифровизация проектных решений, реализуемых в регионах страны.
Так в Кировской области утверждён проект «Создание цифровой образовательной среды Кировской области» [12].
Данный проект нацелен не только на оснащение школ и других учреждений образовательной среды цифровыми и высокотехнологичными решениями, но и использование инноваций в методике обучения педагогических кадров, а также и применения их в преподавании отдельных дисциплин. В рамках реализации данного проекта на базе Вятского многопрофильного лицея города Вятские Поляны в сентябре 2021 года открыт второй в регионе «IT-куб».
По сути центр цифрового образования «IT-куб» — это обучающая отраслевая платформа, созданная для продвижения компетенций в области цифровизации, благодаря которой обучающиеся получают востребованные знания в сфере информационно-комуникационных технологий. Подобные учреждения позволят дать самые широкие знания детям от 7 до 18 лет в области IT. В проекте используются современные обучающие пространства, способные помочь в освоении новых компетенций.
Каждый учебный кабинет, или «куб», создается для отдельного направления, которых в новом центре цифрового образования шесть: программирование роботов, программирование на Python, мобильные разработки, системное администрирование, основы алгоритмики и логики, виртуальная и дополненная реальность – 3D-моделирование. В целом проект позволяет вовлечь в изучение сферы IT-технологий не только детей из Кирова, но и из отдаленных крупных районных центров.
В рамках данного проекта реализуется множество направлений по повышению цифровой грамотности среди педагогического персонала. Так примером является форум, проводимый Институтом развития образования Кировской области «Цифровизация образования: применение перспективных технологий в практике современного учителя».
Таким образом, проекты цифровизации в Российской Федерации позволяет интегрировать цифровые технологии и в образовательную среду регионов. При этом эффективность их использования в учебном процессе обосновывается развитием компетенций обучаемых. Цифровые технологии ускоряют познавательную активность детей, повышая интерес к предмету. Несмотря на то, что в виду активизации дистанционных технологий, реализуемых в рамках «цифровой среды» в образовании, роль преподавателя продолжает оставаться ведущей, как координатора и наставника в использовании новейших технологий и методик обучения.
Несомненно, в условиях развития цифровизации постепенно произойдет трансформация отдельных функций преподавателя, однако только при его непосредственном участии, энтузиазме и желании возможно донести до учеников учебный материал понятно и интересно. Цифровые технологии при этом будут выступать учебным средством, применение которого поспособствует достижению всех образовательных целей.
Литература
1. Стародубцева Е. Б. Цифровая трансформация мировой экономики / Е. Б. Стародубцева, О. М. Маркова // Вестник АГТУ. Экономика. 2018. №2. С. 7-15.
2. Зонова Н. С. Роль цифровой экономики в реформировании российского общества / Н. С. Зонова // Образование и наука в современных реалиях: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2017. С. 296-298.
3. Бондаренко В. М. Мировоззренческий подход к формированию, развитию и реализации «цифровой экономики» // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13, №1. С. 237-251.
4. Асанов Р. К. Формирование концепции «цифровой экономики» в современной науке // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. №15. С. 143-148.
5. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113
6. Фомичёва Т.В., Катаева В.И. Ценности россиян в контексте цифровизации российской экономики // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 2. С. 80-84
7. Р.М. Куччаев, Б.С. Мальсагов, А.Х. Чолаев Роль цифровой среды обучения в современном образовании // МНО. 2020. №6 (85). URL: https://clck.ru/Udvyx (дата обращения: 08.11.2021).
8. Постановление Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды»
9. Национальный проект «Образование»: Электронный ресурс: https://clck.ru/Usv74 (дата обращения: 07.11.2021).
10. Галиханов М.Ф., Система дпо университета как платформа для реализации федерального проекта «новые возможности для каждого» // Высшее образование в России. 2020. №12. URL: https://clck.ru/YJBLw (дата обращения: 08.11.2021).
11. Цифровая образовательная среда. - [Электронный ресурс]. - Электронный ресурс:://https://clck.ru/YJFt9 (дата обращения 08.11.21).
12. Постановление Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 754-П (ред. от 30.12.2020)"Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие образования"// https://clck.ru/YJBDc (дата обращения: 06.11.2021).