Доклад «Роль предметно-развивающей среды в воспитании экологической культуры у старших дошкольников»
Роль предметно-развивающей среды в воспитании экологической культуры у старших дошкольников.
В дошкольной педагогике понятие экологическое воспитание является новым направлением, появившееся на рубеже 80-х и 90-х годов XX века. Экологическое воспитание — это направление, связанное с наукой экологией, различными ее ответвлениями.
Понятие «экологическое воспитание» является одним из фундаментальных в педагогической науке. Оно рассматривается как один из элементов сложного и противоречивого социально-исторического процесса включения личности в жизнь социума, общественно-производительную деятельность, духовность.
Дошкольный возраст — это период, для формирования экологической культуры, экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. Этот возраст наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии эмоциональному единству с природой. Дошкольник чувствует чужую боль, глубоко воспринимает несправедливость поступков, готов подражать и поступать справедливо.
Детство — ценный этап в формировании экологической культуры. В этом возрасте происходит резкий, но качественный скачок, который определяет процесс развития экологического мышления личности. У детей отношения с природным миром и социальной средой реализуются на бессознательной уровне. Дошкольники не разделяют себя и окружающий мир, они чувствуют себя важной частью природы. Между детьми и субъектами природы существуют непосредственные объект-объектные, межобъектные отношения. Ребёнок-дошкольник готов к тому, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила, преобразовывать их в свои привычки, в часть себя. В этом возрасте любое экологическое воздействие имеет благоприятный результат. Начальные основы экологической культуры формируются на основе контакта ребенка с предметно-природным миром: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Отвечающий дошкольному возрасту объём знаний об экологической культуре ребёнок, в дошкольном возрасте, получает в семье, детском саду, через средства массовой информации.
Сила семьи в развитии основ экологической культуры ребёнка основывается на отношении её членов к окружающей среде. Значимость детского сада в этой цепи складывается из личностных и профессиональных качеств педагога и условий воспитания и предметно-развивающей среды.
Основополагающее условие в решении задач экологического образования представлено организацией развивающей предметной среды. Предметная среда вокруг ребенка влияет на формирование экологического мышления. Предметная среда обязана быть развивающей, это обеспечит прогресс в самостоятельной детской деятельности. Но предметный материал, который окружает ребенка, должен быть стимулятором и источником в исследовательской деятельности детей, это сформирует необходимую базу знаний, которые послужат ребенку важной опорой в будущем.
Наиболее традиционными элементами развивающей природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка, прилегающего к детскому саду.
Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. Это, прежде всего, длительные наблюдения за ростом и развитием растений, уход и выращивание.
Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитываются познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве. В процессе наблюдений за обитателями уголка природы, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируются представления о растениях как живых существах, их потребностях, о росте и развитии, изменении жизни в зависимости от сезона. Дети знакомятся со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. Важен эстетический вид уголка природы. Уголок природы, как один из элементов экологической развивающей среды детского сада, выполняет важную функциональную роль: формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, деятельностно-практического отношения к миру природы. При подборе растений нужно руководствоваться следующими требованиями:
безопасность для жизни и здоровья (недопустимы ядовитые и колючие растения);
растения должны быть интересны для наблюдения;
растения должны быть разнообразны по видам;
желательно, чтобы растения в уголке природы были неприхотливы с точки зрения содержания и ухода;
подбирать такие растения, чтобы дети смогли наблюдать за их цветением в разное время года.
Озеленение участка детского сада – это сад, огород и цветник, которые традиционны для дошкольного учреждения, но эти объекты интересны многообразием выращиваемых культур, как место для проведения экспериментальной работы, для проведения наблюдений за ростом и развитием растений, для проведения трудовых мероприятий. Особое значение озелененная территория дошкольного образовательного учреждения имеет в условиях городской среды, где дети максимально изолированы от естественной природы.
Осуществляя деятельность по уходу за растениями и животными, педагог акцентирует внимание на необходимость заботы о них и помощи им.
Литература
Германова Г. Н., Горшенина М. В., Ескиндирова М. Ж., Зубарева В. А., Карасюк В. В., Коновалова Н. Г., Красильникова Е. В., Макеева И. А., Романенко Е. С., Стовпець В. Г., Уткина А. Н., Шаркун Ю. Ф., Шевченко С. В. Развитие системы образования — обеспечение будущего. Одесса, 2013. Том 1, Книга 3
2. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов во внеклассной работе: монография. — Пятигорск: ПГЛУ,2011. — 172
3. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 242-248.
4. С.Н. Николаева. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. 2000. № 5. С. 36-38.
5. С.Н. Николаева. Юный эколог: Программа экологического
воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез. 2004.
6. С.Л. Новоселова. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - №4. 2005.
7. Т.А. Серебрякова. Экологическое образование в дошкольном
возрасте. – М.: Издательский центр Академия, 2008.