Роль профессионально-трудового обучения в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы – 2021г.)
Роль профессионально-трудового обучения в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
(из опыта работы – 2021г.)
В свете реализации основной задачи школы – подготовки учащихся к самостоятельной жизни и полезной трудовой деятельности – вопрос о возможностях включения детей с нарушениями интеллекта в трудовую деятельность приобретает особую актуальность. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы на уроках профессионально-трудового обучения, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей обучающихся, имеющих разные отклонения в развитии.
В условиях произошедших изменений в политической, экономической и социальной жизни, а также постоянного увеличения притока детей с интеллектуальной недостаточностью, встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности, в том числе и аномальной, обеспечить ее право быть защищенной государством и всеми его институтами; уделить особое внимание проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, исключающие, какие бы то ни было формы его социальной изоляции.
В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодежи.
В нашей школе на протяжении многих лет сложилась система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта). Педагогический коллектив обеспечивает учащимся возможность развивать свои физические и психофизические способности в целях адаптации, подготовки к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни, обеспечивает специальное образование, являющееся частью системы комплексной, медико-педагогической, профессиональной и социальной адаптации детей, имеющих психические недостатки.
Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются, необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта.
Изучение особенностей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья специализированных школ дает возможность прогнозировать содержание учебно-воспитательного процесса, основная направленность которого - практическая подготовка к жизни этой наиболее уязвимой группы общества. Особого внимания требуют дети, имеющие те или иные нарушения интеллекта, так как их интеллектуальный потенциал в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создает достаточной основы для усвоения и самостоятельного использования широкого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Отсюда возникает необходимость специального изучения того круга проблем, с которыми выпускники неизбежно сталкиваются после окончания школы и в начале самостоятельной жизни.
Существует несколько условий, которые во многом предопределяют успех интеграционных процессов. К основным из них мы относим следующие:
- готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с нарушенным интеллектом;
- уровень сформированности практических и социально значимых навыков у выпускников школ для детей с ОВЗ, который позволит им вести самостоятельную жизнь в современных условиях;
- правильное осознание выпускниками перспектив будущей жизни, которая может потребовать самостоятельного решения проблем;
- чрезвычайно важна также стабильная государственная гарантия материального обеспечения, трудоустройства, социальной защиты лиц с нарушениями интеллекта.
Однако, как показывают катамнестические данные, трудовая, бытовая и психологическая адаптация выпускников школ для детей с ОВЗ далеко не всегда проходит успешно. Заметна тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснована неудовлетворенность заработком, имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Причины затруднений связаны не только с особенностями психофизического развития детей, но и с состоянием обучения и воспитания в школе.
При организации коррекционной работы на уроках по всем учебным предметам, в том числе и на занятиях по профессионально-трудовому обучению, следует помнить высказывание Л.С. Выготского о «зоне актуального и ближайшего развития». Их суть состоит в следующем: нельзя оценивать возможности ребенка только по тому, что он в состоянии сделать сам. Главное, какие задачи он может решить в сотрудничестве со взрослым. Учителю необходимо опираться на усвоенные ранее знания и умения учащихся, а на следующем этапе расширять и обогащать эти знания. А также учителю следует обращать внимание на то, как ребенок самостоятельно использует знания, которые усвоил.
В своей работе на уроках профессионально-трудового обучения особенно важным считаю учитывать принципы индивидуального и дифференцированного подхода при обучении. Так, одни учащиеся испытывают трудности в умении ориентироваться в пространстве, планировать свои действия. Другие хотя и усваивают теоретический материал, но испытывают трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству изготовления изделия. Поэтому изучаю особенности каждого ученика. Порой не всегда удается выяснить причину, почему ребенок не усвоил тот или иной материал. А для этого нужны постоянные наблюдения и анализ действий детей. Путем упрощения или усложнения конструкции изделия, выбора наиболее оптимального объема теоретического и практического материала для усвоения на одном занятии, учета индивидуальных особенностей по темпу и умениям выполнения задания каждым учащимся (а от этого зависит и распределение учащихся по рабочим местам или приближение их к месту работы учителя) можно практически осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.
Индивидуальный и дифференцированный подходы на занятиях швейного дела необходимы для того, чтобы привести всех учащихся к единому темпу и ритму работы и добиться усвоения каждым из них учебного материала. А для этого в своей работе я использую различные приемы и методы обучения.
Требования к учащимся в процессе занятия должны быть различными в зависимости от психофизиологических особенностей каждого ученика. Ребенку психопатоподобного поведения объясняю спокойно, но строго.
Использую различные дидактические приемы и методы в процессе формирования умений. Наряду с вербальными методами использую и наглядные, для этого применяю образцы изделий, рисунки, эскизы, чертежи, инструкционные, предметные и индивидуальные технологические карты, активно применяю информационно-коммуникативные технологии.
Практическую работу учащихся контролирую, применяя принцип максимального расчленения, т.е. после выполнения одной швейной операции учащаяся должна показать мне работу. Я провожу анализ качества выполненной работы и объясняю ученице недостатки в ее работе и способы их устранения. Затем девочка приступает к выполнению следующей операции. Нужно постепенно приучать детей самостоятельно контролировать и оценивать свою работу.
Необходимо учитывать различный темп выполнения задания учащимися. Так, эпилептики педантичны, аккуратны, переживают за оценку. Поэтому им желательно начать выполнение работы раньше других. Объем практической работы им можно сократить, а тем, кто быстро и хорошо справляется с заданием, я увеличиваю объем работы или предлагаю помочь другим детям.
Для успешного решения коррекционных задач на занятиях швейного дела следует четко представлять все этапы трудовой деятельности школьников и конкретные задачи на каждом из этих этапов.
На этапе восприятия необходимо правильно организовать процесс изучения нового материала:
определение объема и четкости повторения того, что необходимо вспомнить ученицам для усвоения ими нового материала на данном занятии (актуализация знаний);
усвоение алгоритма предстоящей работы;
анализ образца;
изучение устройства инструментов, оборудования и приспособлений;
усвоение приемов работы с ними;
анализ выполненной работы, соотнесение с образцом.
На этапе осмысления коррекционная задача заключается в активизации мыслительных процессов школьников, в умении научить их логически мыслить, сопоставлять, сравнивать, обобщать и т.д. На данном этапе учу детей умению анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать, конкретизировать и овладевать понятиями, суждениями. Это возможно на основе предметно-практической деятельности и продуманного применения средств наглядности.
На этапе закрепления знаний, умений и навыков стремлюсь к тому, чтобы у школьниц появились прочные знания и готовность к разнообразной деятельности. Этого стараюсь достигать тщательно продуманной, организованной коррекционной работой.
На этапе применения полученных знаний, умений и навыков необходимо научить детей не бояться новых, необычных условий и при необходимости применять свои знания на практике. Сознательная трудовая деятельность повышает интерес учащихся к знаниям, их настроение влияет на качество и темп работы, способствует улучшению дисциплины. Познавательный интерес у детей специализированного учреждения формируется с трудом. Чтобы предотвратить утомляемость школьников, определяю дозировку трудовых нагрузок, объем учебного материала, необходимого для усвоения на данном занятии, предусматриваю смену различных видов деятельности. Коррекционное значение каждого занятия швейного дела зависит от степени включения в тот или иной вид труда учащихся различных умственных действий, таких, как сравнение, планирование предстоящей трудовой деятельности, умения провести самоконтроль в процессе выполнения практической работы.
Заключение
Наблюдая за детьми в ходе обучения, определяю результаты их умственной и физической работы, чтобы четко представить, в каком направлении следует анализировать учебную и трудовую деятельность школьников. Для выполнения этой работы требуются и индивидуальные усилия учащихся. Один и тот же ученик в разных ситуациях может испытывать трудности на любом этапе обучения. Это зависит от ряда факторов.
Во-первых, немаловажное значение отводится педагогическому мастерству учителя, его умению довести до сознания учащихся весь объем учебного материала с учетом особенностей каждого ученика, знания динамики его развития.
Во-вторых, от общей организации занятий: оснащенности мастерских материалом, инструментами и оборудованием, правильной организации рабочего места каждого ученика с учетом гигиенических рекомендаций.
В-третьих, от психического состояния ученика на данном занятии.
Изучение мною профессионально-трудовой деятельности обучающихся с целью обеспечения адекватных условий формирования профессиональных умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе дифференцированного и индивидуального подхода способствует успешной социализации детей с нарушением интеллекта в современном мире.
Елена Алексеевна