Из опыта работы консультационного пункта для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Салтыкова Ирина Юрьевна
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье отражены вопросы создания Консультационного пункта для родителей детей с ОВЗ, основные проблемы и вопросы, консультирования, особенности работы.
Ключевые слова: родители детей с ОВЗ, консультирование, консультационный пункт.
В 2018 году было приято решение о создании в ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат№6» Консультационного пункта для родителей (законных представителей) детей в возрасте от 6 до 18 лет, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Сложности родителей в воспитании детей, имеющих ментальные нарушения, во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов, которые могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать за развитием ребенка, получать «обратную связь» от родителей.
Основные цели создания Консультационного пункта:
обеспечение доступности общего образования;
обеспечение единства и преемственности семейного и школьного воспитания;
повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи Консультационного пункта:
оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка;
оказание детям с ОВЗ содействия в социализации;
обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в школу-интернат;
информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Принципы деятельности Консультационного пункта:
личностно-ориентированный подход к работе с детьми и родителями (законными представителями);
сотрудничество субъектов социально-педагогического пространства;
открытость системы обучения и воспитания.
Непосредственную консультационную работу с родителями (законными представителями) и их детьми осуществляют по запросу родителей (законных представителей) специалисты ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат № 6»: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели, классные руководители, медицинские работники, представители администрации.
В содержание работы педагогов-психологов в Консультационном пункте входят следующие направления работы:
Индивидуальное психологическое обследование ребенка по запросу родителей (законных представителей);
Определение общего уровня психического развития ребенка, выявление структуры нарушения в психологическом развитии;
Консультирование родителей (законных представителей) обследованного ребенка по овладению ими специальными приемами, необходимыми для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
Коррекция внутреннего психологического состояния родителей;
Коррекция взаимоотношений как между самими родителями (законными представителями), так и ребенком с ОВЗ;
Проведение (в случае необходимости) дополнительных индивидуальных коррекционных занятий с ребенком, используя отдельные коррекционные методы и приемы.
Психологическое консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, в основном, носит характер оказания им помощи по следующим вопросам:
психологические особенности детей с ОВЗ,
проблемы воспитания и развития «особого» ребенка,
способы взаимодействия с ребенком, имеющим ментальные нарушения,
взаимоотношения в семье, в том числе, между супругами,
конфликты детей со сверстниками в школе,
нарушения поведения детей,
повышенная тревожность детей,
адаптация ребенка в социуме,
психоэмоциональное напряжение родителей (законных представителей),
страхи и тревога, связанные с будущим ребенка,
непринятие диагноза ребенка.
Рождение «особого» ребенка, либо более позднее обнаружение у него дефекта развития, подходит под определение психологической травмы и даже чрезвычайной ситуации, что почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Наблюдаемые у таких родителей особенности поведения, такие как снижение социальной активности, избегание социальных контактов, отказ от помощи, - должны рассматриваться не как сознательный выбор семьи, а как симптоматика в структуре реакции на стресс, требующая психологической коррекции.
Выделяют 4-е фазы развития данного стрессового состояния:
Шок. Характеризуется состоянием растерянности родителей, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного». Иногда агрессия обращается на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ.
Развитие неадекватного отношения к дефекту. Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией родителей ребенка.
Частичное осознание дефекта. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов.
Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи. Родители смиряются с «произошедшим», принимают ситуацию и начинают жить с учетом того, что в семье есть ребенок с ОВЗ.
Однако до четвертой фазы, несущей позитивный заряд, доходят далеко не все семьи, имеющие детей с ОВЗ. Некоторые семьи, «застревая» на первой или второй фазе, отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночестве. Часто происходит накладывание внутреннего запрета на репродуктивную функцию (это связано со страхом того, что данная ситуация может опять повториться). В большинстве семей возникают внутрисемейные конфликты, вплоть до распада семьи и тд.
Исходя из вышеперечисленных проблем, с которыми обращаются родители в Консультационный пункт к педагогам-психологам, очевидно, что многие родители находятся в состоянии стресса. Поэтому важно поддерживать такие семьи, оказывать им помощь и поддержку в вопросах воспитания и развития детей, а также в решении их личностных проблем.
Невозможно решить психологические проблемы детей только в условиях образовательного учреждения. Без участия родителей такая работа будет лишена всякого смысла. Именно поэтому важнейшим фактором, определяющим успешное решение проблемной ситуации, является желание родителей взаимодействовать с педагогом - психологом и всем педагогическим коллективом в целом. Только совместная работа может привести к благоприятному результату.
Библиографический список
Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль : Академия развития,2001.- 160с.
Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — М., 2008.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. - М: Феникс, 2006. - 704с
Автор: Салтыкова Ирина Юрьевна, педагог-психолог, научных степеней и званий нет. Место работы - Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Ярославской области «Ярославская школа-интернат№6»
Адрес: 150008, город Ярославль, ул.Клубная, д.40, Тел./факс: 50-32-64, Адрес электронной почты: irasalt1981@mail.ru