Из опыта работы консультационного пункта для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

1
0
Материал опубликован 11 November 2020

Салтыкова Ирина Юрьевна


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Аннотация. В статье отражены вопросы создания Консультационного пункта для родителей детей с ОВЗ, основные проблемы и вопросы, консультирования, особенности работы.

Ключевые слова: родители детей с ОВЗ, консультирование, консультационный пункт.


В 2018 году было приято решение о создании в ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат№6» Консультационного пункта для родителей (законных представителей) детей в возрасте от 6 до 18 лет, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Сложности родителей в воспитании детей, имеющих ментальные нарушения, во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов, которые могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать за развитием ребенка, получать «обратную связь» от родителей.

Основные цели создания Консультационного пункта:

обеспечение доступности общего образования;

обеспечение единства и преемственности семейного и школьного воспитания;

повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Основные задачи Консультационного пункта:

оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка;

оказание детям с ОВЗ содействия в социализации;

обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в школу-интернат;

информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Принципы деятельности Консультационного пункта:

личностно-ориентированный подход к работе с детьми и родителями (законными представителями);

сотрудничество субъектов социально-педагогического пространства;

открытость системы обучения и воспитания. 

Непосредственную консультационную работу с родителями (законными представителями)  и их детьми осуществляют по запросу родителей (законных представителей) специалисты ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат № 6»: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели, классные руководители, медицинские работники, представители администрации. 

В содержание работы педагогов-психологов в Консультационном пункте входят следующие направления работы:

Индивидуальное психологическое обследование ребенка по запросу родителей (законных представителей);

Определение общего уровня психического развития ребенка, выявление структуры нарушения в психологическом развитии;

Консультирование родителей (законных представителей) обследованного ребенка по овладению ими специальными приемами, необходимыми для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

Коррекция внутреннего психологического состояния родителей;

Коррекция взаимоотношений как между самими родителями (законными представителями), так и ребенком с ОВЗ;

Проведение (в случае необходимости) дополнительных индивидуальных коррекционных занятий с ребенком, используя отдельные коррекционные методы и приемы.

Психологическое консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, в основном, носит характер оказания им помощи по следующим вопросам:

психологические особенности детей с ОВЗ,

проблемы воспитания и развития «особого» ребенка,

способы взаимодействия с ребенком, имеющим ментальные нарушения,

взаимоотношения в семье, в том числе, между супругами,

конфликты детей со сверстниками в школе,

нарушения поведения детей,

повышенная тревожность детей,

адаптация ребенка в социуме,

психоэмоциональное напряжение родителей (законных представителей),

страхи и тревога, связанные с будущим ребенка,

непринятие диагноза ребенка.

Рождение «особого» ребенка, либо более позднее обнаружение у него дефекта развития, подходит под определение психологической травмы и даже чрезвычайной ситуации, что почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Наблюдаемые у таких родителей особенности поведения, такие как снижение социальной активности, избегание социальных контактов, отказ от помощи, - должны рассматриваться не как сознательный выбор семьи, а как симптоматика в структуре реакции на стресс, требующая психологической коррекции.

Выделяют 4-е фазы развития данного стрессового состояния:

Шок. Характеризуется состоянием растерянности родителей, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного». Иногда агрессия обращается на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ.

Развитие неадекватного отношения к дефекту. Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией родителей ребенка.

Частичное осознание дефекта. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов.

Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи. Родители смиряются с «произошедшим», принимают ситуацию и начинают жить с учетом того, что в семье есть ребенок с ОВЗ.

Однако до четвертой фазы, несущей позитивный заряд, доходят далеко не все семьи, имеющие детей с ОВЗ. Некоторые семьи, «застревая» на первой или второй фазе, отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночестве. Часто происходит накладывание внутреннего запрета на репродуктивную функцию (это связано со страхом того, что данная ситуация может опять повториться). В большинстве семей возникают внутрисемейные конфликты, вплоть до распада семьи и тд.

Исходя из вышеперечисленных проблем, с которыми обращаются родители в Консультационный пункт к педагогам-психологам, очевидно, что многие родители находятся в состоянии стресса. Поэтому важно поддерживать такие семьи, оказывать им помощь и поддержку в вопросах воспитания и развития детей, а также в решении их личностных проблем.

Невозможно решить психологические проблемы детей только в условиях образовательного учреждения. Без участия родителей такая работа будет лишена всякого смысла. Именно поэтому важнейшим фактором, определяющим успешное решение проблемной ситуации, является желание родителей взаимодействовать с педагогом - психологом и всем педагогическим коллективом в целом. Только совместная работа может привести к благоприятному результату.


Библиографический список

Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль : Академия развития,2001.- 160с.

Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — М., 2008.

Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. - М: Феникс, 2006. -  704с

Автор: Салтыкова Ирина Юрьевна, педагог-психолог, научных степеней и званий нет. Место работы - Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Ярославской области «Ярославская школа-интернат№6»

Адрес: 150008, город Ярославль, ул.Клубная, д.40, Тел./факс: 50-32-64, Адрес электронной почты: irasalt1981@mail.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации