Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья путем вовлечения во внеурочную деятельность (из опыта работы)

11
7
Материал опубликован 28 May 2020 в группе

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для с ограниченными возможностями здоровья»






Научно-методический семинар

«Реализация ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»









«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья путем вовлечения во внеурочную деятельность»

(из опыта работы)







Подготовила: учитель трудового обучения,

руководитель кружка «Театр моды

«Вдохновение»

Гончарова Е.Г.









КУРСК 2019



Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья путем вовлечения во внеурочную деятельность


Только та школа становится очагом духовной жизни,

где помимо интересных уроков имеются и успешно

применяются самые разнообразные формы развития

учащихся вне уроков.

Василий Александрович Сухомлинский


В настоящее время важное место в решении задачи обновления содержания образования в стране и в частности, нашей школе, отводится федеральным государственным образовательным стандартам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт становится важнейшим средством выстраивания новой системы школьного образования, включая цели, структуру, содержание, внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса и одна из форм организации свободного времени детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью внеурочной деятельности являются: создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью.

Одной из главных задач при работе с детьми с ОВЗ, является их социализация. Если для обычного ребенка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к ребенку с умственной отсталостью вхождение в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые создает педагогический коллектив школы. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет свою волю, раскрывается как личность. В этом и помогает внеурочная деятельность.

Моя внеурочная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с 2016-2017 уч. года и ведётся по настоящее время.

С 2016-2017 учебного года в школе мною был создан театр моды «Вдохновение». Программа кружка «Театр моды «Вдохновение» имеет художественно-эстетическую направленность. Весь процесс обучения носит творческий, исследовательский, информативный и воспитательный характер. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства обучающихся с основными вопросами теории моды, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий и сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды.

Работа по курсу кружка «Театр моды «Вдохновение» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также мышления, воображения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная образовательная программа ставит целью:

- приобщение детей к миру культуры костюма через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды, что способствует формированию художественного, эстетического вкуса и социальной адаптации подростка;

- раскрытие творческих способностей обучающихся через развитие трудовых, игровых и психологических форм внеурочной деятельности;

- создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Деятельность Театра моды имеет арт-терапевтическую направленность,

целью которой является социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышение его коммуникативных умений, развитие эмоционально-волевой сферы.

Вся моя работа осуществляется во имя ребенка, вместе с ребенком и вокруг ребенка.

По мнению учёных, детский театр моды, определяется как особая форма образовательной, художественной и нравственно-эстетической деятельности, принадлежащей одновременно к искусству и образованию.

Лев Семёнович Выготский отмечал, что театральное искусство изменяет аффективную сферу, играет важную роль в организации поведения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Театр Моды - это большая психологическая игра. Целью которой является социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышение его коммуникативных умений, развитие эмоционально-волевой сферы.

Выступая на школьных праздниках, на областном фестивале художественного творчества «Мы можем всё!» среди обучающихся образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья, на областных научно-методических семинарах для учителей области, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных композициях, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность и разработанные мною сценарии композиций, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в театре моды. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом, возбудимые становились более спокойными и уравновешенными. На данном этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности, формировать уважительное отношение друг к другу.

Результаты работы Театра моды «Вдохновение» были отмечены высокими наградами на областном фестивале художественного творчества «Мы можем всё!» среди обучающихся образовательных организаций области для детей с ограниченными возможностями здоровья:

2016-2017 уч. год – Диплом II степени – композиция «Ситцевое ассорти»


t1590678758aa.jpg


2017-2018 уч. год – Диплом Лауреата - композиция «Сказочная Гжель»


t1590678758ab.jpg

2018-2019 уч. год – Диплом I степени - композиция «Радуга из сказок»


t1590678758ac.jpg


2019-2020 уч. год – Диплом Лауреата - композиция «Мир без войны»


t1590678758ad.jpg


Проанализировав длительные наблюдения и собственный опыт работы, позволяют мне сделать вывод о том, что занятия в Театре моды играют очень важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке «особых» детей к жизни и труду. За время посещения занятий в Театре моды происходит повышение адаптационных возможностей «особого» ребенка средствами творческой деятельности, каждый ребенок проходит свой путь формирования образа и развития своего Я, но вклад каждого бесценен. Деятельность Театра моды оказывает положительное влияние на развитие не только психических функций личности ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии, художественных способностей, творческого потенциала, но и общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, деятельность Театра моды помогает детям раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир, помогает в подготовке детей к жизни и труду.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья путем вовлечения во внеурочную деятельность нашей школы имеет огромное значение. Она способствует развитию духовно-нравственной личности, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде. Правильно поставленная социализация детей готовит обучающихся к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!!!!!!!!!!Елена Гаврииловна, спасибо за публикацию. Мне всегда интересно знакомиться с опытом привлечения деток с ОВЗ к творчеству. Вы представили очень интересный материал!!!!!!!!! Театр мод меня покорил!!!!!!!!!!!!!!!!!СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ----10000000 баллов!!!!!!!!

28 May 2020

Ирина Михайловна, большое спасибо! Мне очень ценно ваше мнение как опытного специалиста! Да, каждую композицию приходится тщательно обдумывать, учитывая особенности наших учеников и ещё немаловажный вопрос, где взять ткани? Ситуация как в сказке про колобка, "по сусекам поскребу", а я по шкафам, так и создаю костюмы. Композицию "Сказочная Гжель" тоже считаю самой лучшей - Диплом Лауреата.

30 May 2020

Продолжайте нас радовать такими работами! СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

30 May 2020

Ответ #307268 был удален 30 May 2020

Спасибо, очень интересный материал, опыт работы, прекрасные фото.

29 May 2020

Спасибо, стараюсь разнообразить жизнь наших учащихся!

30 May 2020

Какая Вы молодец! Да, таких деток надо социализировать...

11 June 2020

Спасибо! Ищу, фантазирую и деткам нравится.

11 June 2020

Похожие публикации