Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья путем вовлечения во внеурочную деятельность (из опыта работы)
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Курская школа для с ограниченными возможностями здоровья»
Научно-методический семинар
«Реализация ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья путем вовлечения во внеурочную деятельность»
(из опыта работы)
Подготовила: учитель трудового обучения,
руководитель кружка «Театр моды
«Вдохновение»
Гончарова Е.Г.
КУРСК 2019
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья путем вовлечения во внеурочную деятельность
Только та школа становится очагом духовной жизни,
где помимо интересных уроков имеются и успешно
применяются самые разнообразные формы развития
учащихся вне уроков.
Василий Александрович Сухомлинский
В настоящее время важное место в решении задачи обновления содержания образования в стране и в частности, нашей школе, отводится федеральным государственным образовательным стандартам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Стандарт становится важнейшим средством выстраивания новой системы школьного образования, включая цели, структуру, содержание, внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса и одна из форм организации свободного времени детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью внеурочной деятельности являются: создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью.
Одной из главных задач при работе с детьми с ОВЗ, является их социализация. Если для обычного ребенка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к ребенку с умственной отсталостью вхождение в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые создает педагогический коллектив школы. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет свою волю, раскрывается как личность. В этом и помогает внеурочная деятельность.
Моя внеурочная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с 2016-2017 уч. года и ведётся по настоящее время.
С 2016-2017 учебного года в школе мною был создан театр моды «Вдохновение». Программа кружка «Театр моды «Вдохновение» имеет художественно-эстетическую направленность. Весь процесс обучения носит творческий, исследовательский, информативный и воспитательный характер. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства обучающихся с основными вопросами теории моды, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий и сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды.
Работа по курсу кружка «Театр моды «Вдохновение» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также мышления, воображения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная образовательная программа ставит целью:
- приобщение детей к миру культуры костюма через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды, что способствует формированию художественного, эстетического вкуса и социальной адаптации подростка;
- раскрытие творческих способностей обучающихся через развитие трудовых, игровых и психологических форм внеурочной деятельности;
- создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Деятельность Театра моды имеет арт-терапевтическую направленность,
целью которой является социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышение его коммуникативных умений, развитие эмоционально-волевой сферы.
Вся моя работа осуществляется во имя ребенка, вместе с ребенком и вокруг ребенка.
По мнению учёных, детский театр моды, определяется как особая форма образовательной, художественной и нравственно-эстетической деятельности, принадлежащей одновременно к искусству и образованию.
Лев Семёнович Выготский отмечал, что театральное искусство изменяет аффективную сферу, играет важную роль в организации поведения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Театр Моды - это большая психологическая игра. Целью которой является социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышение его коммуникативных умений, развитие эмоционально-волевой сферы.
Выступая на школьных праздниках, на областном фестивале художественного творчества «Мы можем всё!» среди обучающихся образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья, на областных научно-методических семинарах для учителей области, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных композициях, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность и разработанные мною сценарии композиций, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в театре моды. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом, возбудимые становились более спокойными и уравновешенными. На данном этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности, формировать уважительное отношение друг к другу.
Результаты работы Театра моды «Вдохновение» были отмечены высокими наградами на областном фестивале художественного творчества «Мы можем всё!» среди обучающихся образовательных организаций области для детей с ограниченными возможностями здоровья:
2016-2017 уч. год – Диплом II степени – композиция «Ситцевое ассорти»
2017-2018 уч. год – Диплом Лауреата - композиция «Сказочная Гжель»
2018-2019 уч. год – Диплом I степени - композиция «Радуга из сказок»
2019-2020 уч. год – Диплом Лауреата - композиция «Мир без войны»
Проанализировав длительные наблюдения и собственный опыт работы, позволяют мне сделать вывод о том, что занятия в Театре моды играют очень важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке «особых» детей к жизни и труду. За время посещения занятий в Театре моды происходит повышение адаптационных возможностей «особого» ребенка средствами творческой деятельности, каждый ребенок проходит свой путь формирования образа и развития своего Я, но вклад каждого бесценен. Деятельность Театра моды оказывает положительное влияние на развитие не только психических функций личности ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии, художественных способностей, творческого потенциала, но и общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, деятельность Театра моды помогает детям раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир, помогает в подготовке детей к жизни и труду.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья путем вовлечения во внеурочную деятельность нашей школы имеет огромное значение. Она способствует развитию духовно-нравственной личности, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде. Правильно поставленная социализация детей готовит обучающихся к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Дементьева Ирина Михайловна
Елена Гаврииловна Гончарова
Дементьева Ирина Михайловна
Юмашева Антонина Михайловна
Елена Гаврииловна Гончарова
Волкова Елена Леонидовна
Елена Гаврииловна Гончарова