Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений
Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений
По мнению современных психологов и педагогов ничто не может заменить семью в воспитании ребенка. Ну а если в семье царит атмосфера психологической напряжённости, часто происходят конфликтные семейные ситуации – это отрицательно влияет на ребёнка. В попытке разрядить сложившееся внутреннее напряжение, дети с легкостью поддаются негативному внешнему влиянию.
Отсутствие взаимопонимания между родителями зачастую тесно связаны с развитием у детей склонности к противоправному поведению. Однако и в благополучных семьях дети могут вести себя неподобающе – здесь причиной, как правило, становится равнодушие родителей к внутренним переживаниям своего ребенка.
По статистике не менее двух третей подростков, совершивших противоправные действия, воспитывались в полной семье, где были нормальные материальные и жилищные условия. Таким образом, именно взаимоотношения, которые складываются между членами семьи, играют решающую роль, а не состав семьи или ее достаток.
Мировоззрение ребенка, его мечты и тревоги, умение проявлять любовь и сострадание либо же презирать и ненавидеть зависит только от родителей. И здесь важно учитывать тот факт, что воспитание не может быть личным делом, так как воспитывается будущий гражданин, член общества.
Профилактика противоправных действий среди несовершеннолетних является одним из основных направлений борьбы с преступностью. Эффективное предупреждение правонарушения - главное условие защиты нравственных устоев будущего общества.
Многие считают, что борьбу с преступлениями необходимо начинать с предупреждения негативных отклонений, таких как пьянство, наркомания, бродяжничество и т.п., а также незначительных правонарушений.
Профилактика правонарушений среди подростков является предметом внимания криминологов, педагогов, психологов.
Именно в подростковом возрасте формируется личность человека, складываются его интересы, наклонности, ценности.
Основная задача профилактики правонарушений - устранить причины и условия, которые могли бы способствовать отклонению в поведении ребенка и совершению им правонарушений.
Учитывая масштабы и цели применения профилактических мер, их разделение происходит на четыре уровня – социальный, криминологический, индивидуальный и педагогический, последний включает в себя два аспекта предупреждения правонарушений несовершеннолетними – семью и школу. Педагогический уровень представляет собой ряд мер по предупреждению правонарушений несовершеннолетними, его основой являются педагогические условия образования и воспитания.
Однако, предупредить правонарушения среди несовершеннолетних социально-педагогическая профилактика позволит только при условии, что будут соблюдены следующие условия:
- проанализировано положение мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних и намечены основные пути педагогической профилактики;
- изучены психологические особенности подросткового возраста, его специфика и особенности; созданы благоприятные условия для физического, духовно-нравственного развития несовершеннолетних, имеет значение помощь общества и государства;
- ведется скоординированная работа образовательных учреждений, правоохранительных и иных государственных органов, созданы условия адаптации несовершеннолетних к жизни в правовом обществе
- семья рассматривается как основная ячейка общества и поддерживается государством.
Правонарушения несовершеннолетних и факты антиобщественного поведения могут рассматриваться и как свидетельство наличия недостатков в воспитательной работе.
Таким образом, основное место в предупреждении и искоренении правонарушений несовершеннолетних занимают мероприятия по усовершенствованию воспитательной работы в образовательных учреждениях, по обращению особого внимания на обязанности родителей в воспитании подростков, а также профилактические меры государственных и общественных организаций.
«Должны быть задействованы школы, программы поддержки и социализации для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Необходимо раннее выявление неблагополучия и как можно более ранняя его компенсация на всех уровнях. Про ребенка должны знать и быть готовы ему помочь», - такое мнение высказала кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения Высшей школы экономики Мария Новикова в интервью газете «Известия».
В последние десять лет общее число правонарушений несовершеннолетних уменьшилось более чем в два раза. По мнению многих специалистов это связано с положительными изменениями в области государственной молодежной политики, новыми мерами в сфере профилактики преступности и большого выбора путей самореализации несовершеннолетних.
Новые тенденции в общественной жизни также сыграли немаловажную роль в уменьшении количества противоправных действий подростков. Это и общее состояние экономики в стране, и закрепленное на законодательном уровне ужесточение правил продажи алкогольной продукции, и непрерывное развитие интернет-технологий.
Немаловажную роль играют и новые подходы к воспитательной работе – компетентные подходы к формированию определения будущего гражданина в окружающем его мире, укрепление нравственных позиций на основе общечеловеческих ценностей, таких как в первую очередь патриотизм, воспитание уважительного отношения к старшим, к людям иной национальности, вероисповедания , иных взглядов, отличающихся от его собственных. Большую роль в современных подходах к воспитанию играет приобщение к здоровому образу жизни.