12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ляйсан61
Россия, Ишимбай

Статья «Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»

Первым институтом социализации индивида является семья. Именно в семье ребенок делает первые шаги в познании окружающего мира и мира людей, именно в семье ребенок получает первичные знания о морально-этических инстанциях, именно в семье у ребенка формируются понятия добре и зле, о том, что хорошо и плохо. Родители или лица их заменяющие становятся для ребенка примером для подражания, авторитетной персоной, за которой следует идти. В начале жизненного пути малыш копирует действия родителей и привычки, слова и установки как готовые образцы для поведения. Семья для ребенка становится источником формирования нравственных основ и основ правовых знаний.

Анализ, проведенный комиссией по делам несовершеннолетних, показал, что большую часть правонарушений, совершенных несовершеннолетними, составляют такие правонарушения как, нанесение телесных повреждений, мелкие хищения из магазинов, кражи средней тяжести, появление в общественных местах в состоянии опьянения, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, управление транспортным средством без прав управления, угон автомобиля без цели хищения.

При рассмотрении материалов Комиссией по делам несовершеннолетних в отношении несовершеннолетних устанавливаются причины и условия совершения правонарушений. Основной причиной совершения правонарушений является бесконтрольность со стороны родителей, возможность нахождения своих детей в ночное время в общественном месте без законных представителей.

Проблема самовольных уходов несовершеннолетних остается актуальной и сегодня. Конфликты в детско-родительских отношениях зачастую приводят к тому, что, обратившись в полицию по поводу розыска самовольного покинувшего семью ребёнка, родители не могут назвать друзей и знакомых своих детей, не знают их одноклассников, что в значительной степени затрудняет проведением поисковых мероприятий.

Перечислим неблагоприятные условия семейного воспитания.

1. Асоциальный образ жизни родителей. Для ребенка самый действенный образец - это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

2. Недостаток внимания и общения со стороны родителей. В эмоционально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Родителям зачастую не хватает времени на общение с ребенком, поскольку они целый день они заняты на работе. Современные дети испытывают дефицит в эмоциональных контактах с мамой и папой. Подростки выстраивают общение в интернет-пространстве, которое, к сожалению, не всегда может нести только добродетель. Бесконтрольность и недостаток тепла со стороны родителей, приводит к тому, что ребенок попадает в асоциальные сообщества, в компании криминального характера.

Педагоги-психологи рекомендуют родителям, несмотря на их занятость, уделять каждый вечер внимание своим детям. Задавать вопросы развернутого характера. Как прошел твой день? Что нового узнал сегодня? Все ли хорошо в школе/колледже? Говорить с детьми об их чувствах.

3. Преобладание следующих стилей воспитания:

А) Гиперопека. В семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Б) Либеральный стиль. Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

Оптимальным и наиболее благоприятным стилем воспитания считается авторитетный (демократический) стиль, при котором родители и предъявляют требования своему ребенку, устанавливают и поддерживают систему правил и в то же время проявляют эмоциональную теплоту, внимание к потребностям и интересам ребенка. родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А также в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

Ответственность за преступление ложится на плечи самого подростка и его родителей (законных представителей). Приучать к нормам жизни в обществе в семье обязаны с раннего детства. Ребенок четко должен осознавать границы плохого и хорошего, понимать, за что могут наказать, а за что похвалить. Родителям следует акцентировать его внимание на ответственном поведении и развивать в нем способность анализировать свои действия и отвечать за поступки. Дети должны знать цену деньгам, уметь ими распоряжаться, планировать свои траты, исходя из семейных возможностей. Родители обязаны привить ребенку правила этикета, помочь понять, что есть свои вещи, а есть чужие и они неприкосновенны.

Несовершеннолетние правонарушители зачастую просто не осознают последствия своих поступков, неспособны анализировать серьезность действий, недостаточно осведомлены в области правовых знаний. В связи с этим, родителям следует вести беседы по вопросам личной безопасности и кибербезопасносности, по предупреждению транспортных правонарушений и детского травматизма, говорить о вреде употребления алкоголя и наркотиков.

Эффективным средством профилактики асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, должно стать привлечение детей и подростков к активному, здоровому образу жизни, занятиям спортом. Незанятость подростков в свободное от учебы время, а также низкий охват социально-значимой деятельностью зачастую служит благоприятным условием для развития негативных тенденций в подростковой среде. Именно родители должны быть заинтересованы в занятости их детей, эффективно организовывать их досуг.

И главное: родители сами должны вести себя достойно и собственным примером показывать, что можно делать, а что нет, и как исправлять совершенные ошибки.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.