Статья «Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»

0
0
Материал опубликован 4 November 2020 в группе



Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений



Заливина Ю.А., социальный педагог

БОУ «Вечерняя школа»

Тарского муниципального района

Омской области


Аннотация
Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Известный французский государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».

 Насилие, жестокость, агрессивность, вандализм, терроризм захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами.

 В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые вырастая, превращались в садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучениям своих друзей, близких, знакомых и незнакомых.

   Среди учащихся нашей школы нет «злостных» преступников, но с отклонениями в поведении есть.

Ключевые слова: противоправное поведение, делинквентное поведение, дезадаптация, правонарушения.

Профилактика противоправного поведения несовер­шеннолетних - одна из центральных проблем для многих отраслей нау­ки. Криминологи, социальные педагоги, психологи пытаются найти средства для того, чтобы поведение детей, подростков, юношей и девушек не приобрело противоправную направленность, чтобы дети не совершали правонарушений.

Эта проблема возникла ещё в глубокой древно­сти. Нормы морали только зарождались, появились причины, порождающие их нарушение. Известно, что любые правила несут в себе готовность к самоограничению и готовность к ответственности в случае их нарушения. В наши дни к делинквентным фор­мам поведения относят школьные прогулы, мелкое хулиганство, приобщение к асоциальной груп­пе и т.д.

Чаще всего проявлениями делинквентного по­ведения являются детские и подростковые поведенческие реакции, связанные с семейной и школьной дезадаптацией, трудностями общения, непониманием со стороны родителей, педагогов и сверстников.

Главные причины проблем в воспитании отдельных подростков нужно искать в неправильных взаимоотношениях в семье, в стремлении подростков утвердить себя любым способом.  В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей.

        Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Ведь только в результате поражения семей алкоголизмом и наркоманией ежегодно около 60 тыс. детей остаются без родительского попечения. За последние три года 40 тыс. отцов и матерей лишены родительских прав, более 50 тыс. ограничены в дееспособности. Исходя из данных исследований – среди осужденных за изнасилование подростков около 48 % – дети из неполноценных семей. Семей, где не хотят правильно воспитывать детей, сознательно прививают им антиобщественные взгляды, буквально единицы. Гораздо чаще родители или не умеют (обычно этого не сознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как болезнь, занятость.

Для современных подростков с делинквентным поведением характерны ситуативные, а порой примитивные планы противоправной деятельности, цель которой: достать деньги для выпивки, отомстить кому-либо, "показать себя". Потребности и интересы, способы удовлетворения которых служат зачастую источником преступления, уже во время своего формирования не соответствует общепринятым нормам, противоречат им, создавая неизбежные для данного лица трудности в его социальной адаптации.

В основе формирования  делинквентного поведения подростков лежит конфликтная атмосфера в семье.

Вопрос о непонимании между родителями и детьми связан с проблемой не только неврозов, но и всех пограничных с патологией состояний и в детском, и в подростковом возрасте. Причина конфликтных отношений кро­ется в наличии у родителей невроти­ческой и личностной патологии. Боль­ше всего проблем возникает в семьях, где родители склонны к авторитар­ным установкам и имеют гипертро­фированное чувство "я".

 У подростков – правонарушителей наблюдается наличие чётко выраженных эгоистических, общественно отрицательных, в том числе аномальных, не свойственных возрасту потребностей; в употребление наркотиков, курении табака, употреблении алкогольных напитков, тяготении к бродяжничеству.

Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями.

Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты.

        Многие родители считают, что воспитывать будут позже, когда сын или дочь пойдёт в школу, а пока пусть бегает, играет, развлекается. И поэтому упускают драгоценное время. Иногда родители следуют такой логике: моя семья, мои дети, я воспитываю их, как хочу и как могу.

        Но воспитание не может быть делом личным, так как растёт будущий гражданин, член общества. Поэтому правильно воспитывают те родители, которые придерживаются позиции: воспитание не личное, а общественное дело. Супругам семья не заменит всё. Им необходимы любимая работа, друзья, трудовой коллектив. Ребёнку семья тоже не заменит всего. Ему нужны друзья, коллектив сверстников, общение с окружающим миром. И для этого мира, для жизни среди людей воспитывает ребёнка именно семья.

Таким образом, отклонения в поведении ребенка являются следствием «особых» отношений в семье, школе, в  подростковой среде.

По статистике 70% подростков – правонарушителей воспитывается в семьях алкоголиков.  А большинство  хулиганских поступков (80%), убийств (70%) совершается в состоянии алкогольного опьянения и под действием наркотических веществ.

Семья – это первый коллектив в жизни ребенка, именно в семье закладываются все главные черты характера. В процессе формирования личности семья играет главную роль. И каким будет ребенок во многом зависит от взаимоотношений в семье, от понимания и поддержки со стороны родителей.

Какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети – это  большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.

Список литературы:

1. Ваш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб., 1998.

2. Верцинская Н. О трудных детях// Воспитание школьников. 1990. № 1.

3. Монахова А. Х. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.

4. Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. – М., 2000.

5. Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М., 1995.

6. Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся, их родителей и учителей. – М., 1995.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.