Статья «Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»
Статья «Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений».
Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Педагоги и психологи пришли к единому мнению, что главную роль в воспитание детей играет семья. Известный русский педагог В. Сухомлинский писал: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды…». Формирование личности человек протекает особенно активно младшем школьном возрасте. В этом возрасте формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем обусловливают поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте. Чтобы уберечь ребенка от проступков, правонарушений, родителям в этот период надо обратить особое внимание на воспитание ребенка.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 7 до 11 лет. В этом возрасте ведущей деятельностью является - учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность.
На младшего школьника в современной ситуации его жизнедеятельности и взросления оказывает влияние большое количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис подросткового периода, связанный с серьезными физическими, физиологическими и психологическими изменениями, происходящими у ребенка. В этом возрасте ребенок попадает в ситуацию постоянного оценивания и не только со стороны взрослых, но и со стороны одноклассников. Их оценки постепенно становятся более значимыми, а иногда важнее, чем мнение родителей, учителей и других окружающих. Именно в младшем школьном возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие, закладывается моральная основа личности. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребенок готов на многое. Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным - все это часто при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит младшего школьника к девиантному поведению.
Родители должны знать, что правонарушения начинаются с малого – пропуска занятий, невыученных уроков, плохого поведения на уроках и переменах. От безделья и большого количества соблазнов у ребёнка возникает желание хоть чем-нибудь заняться. Вот и начинается воровство, хулиганские выходки.
Чтобы избежать правонарушений родители должны быть знакомы с основными причинами, которые приводят детей к совершения правонарушений:
Общественные (уровень преступности в стране, негативное влияние средств массовой коммуникации, социальная нестабильность российского общества, неравенство, кризис семьи).
Морально-этические причины проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, падении нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям делинквентного поведения несовершеннолетних.
Биологические причины (генетические нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы; психофизиологические; физиологические нарушения), которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что может привести к возникновению у ребенка стремления «доказать» другим свою состоятельность любыми путями, в том числе, противоправными.
Социально-психологические причины, непосредственно связанные с кризисом и особенностями протекания младшего школьного возраста (недостаточность жизненного опыта, ограниченность эмоционально-волевой сферы, несформированность адекватной самооценки, невысокий уровень сформированности умений самоконтроля, склонность к подражанию, повышенная внушаемость и др.).
Недостатки семейного воспитания. Асоциальное поведение родителей – пьянство, разврат, проявление жестокости, совершение правонарушений и преступлений. Следует также помнить о негативном воздействии на ребенка внешне вполне благополучных полных семей, где нередко наблюдается неумение или нежелание родителей воспитывать своих детей, конфликтная атмосфера, грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и др., что приводит к формированию у ребенка агрессивности, скрытности, эгоизма и др. отрицательных качеств личности.
Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным поведением и разрушительными действиями или лживостью. Они также включают в себя антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги.
В процессе формирования личности семья играет главную роль. И каким будет ребенок, во многом зависит от взаимоотношений в семье. Семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, поэтому родителям стоит придерживаться следующих правил:
1. Родителям не допускать конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно.
2. Родителям быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям.
3. Родителям не ставить детей на второе место после карьеры.
4. Родителям правильно воспитывать своих детей. Прививать правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности – все это является первичной задачей семьи. Формировать чувство ответственности и долга.
5. Родителям стоит обращать внимание на поведение детей в раннем возрасте и стараться пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям и сестрам, а также к своим ровесникам.
6. Родителям стараться как можно лучше знать с кем общается их ребенок (в разумных пределах), т.к. дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом , чего не хватает ребенку дома, он стремится перенять именно от своих друзей.
Очень важно всегда помнить о том, что только любовь, внимание, понимание могут стать надежной опорой в профилактике правонарушений.
От родителей, в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. И самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Литература.
Беличева, С.А. Основы превентивной психологии: учеб.пособие / С.А.Беличева. - М.: Академия, 1994.
Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997.
Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: учеб. пособие / Л.А.Грищенко, Б.Н.Алмазов. - СПб.: СИПИ, 1987.
Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1999.
Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1999.
Монахова А.Ю. Психология и семья: активные методы взаимодействия, Ярославль, 2002.