Статья «Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»
Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений.
«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».
(Д.Локк)
Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Известный французский государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».
То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель, оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов, учителям-предметникам.
К сожалению, не в каждой семье все проходит по ровному, гладкому, «идеальному» сценарию…
Обращаясь на основные права детей, стоит обратить внимание на то, что
каждый ребенок имеет абсолютное право на проживание в безопасной, постоянной, стабильной семье, которая обеспечивает ему необходимое воспитание и уход и защищает его от насилия, пренебрежения его нуждами и эксплуатации. Жизнь в родной семье всегда наилучшим образом соответствует интересам ребенка.
Уже своим фактом появления на свет ребенок получает абсолютное право на определенный уровень заботы и поддержки и на проживание в среде, свободной от насилия. Это право ничем не обусловлено. Оно не должно зависеть от экономического положения ребенка, религии, которую исповедуют его родители, их наследственных характеристик, их культурной принадлежности, их поведения. Закон не определяет четко и не дает заранее заданный стандарт заботы, которая может считаться отвечающей интересам ребенка наилучшим образом. В прошлом общество пыталось «спасти» детей, ставших жертвами насилия и пренебрежения, «улучшить их жизнь», помещая в «более безопасную, более здоровую» обстановку. Однако результатом таких действий часто была травма и у ребенка, и у членов семьи. Некоторые из этих детей могли вполне безопасно оставаться дома, если бы семье оказали поддерживающие услуги, способные исправить проблемы, ведущие к плохому обращению. Родители наделены значительными правами. Государство и общество четко определяют, что в подавляющем большинстве случаев именно родители могут и обязаны принимать решения от имени семьи и своих детей. По закону, родители выносят важнейшие решения, определяющие физическое, социальное, эмоциональное и психологическое развитие и благополучие детей. И все же, права родителей не абсолютны. Родительские права являются обусловленными, основанными на способности родителей обеспечить минимальный достаточный уровень заботы о своем ребенке. Осуществление этих прав обусловлено исполнением родителями своих обязанностей по предоставлению детям минимального ухода, организации их воспитания и защиты детей от насилия и эксплуатации.
Согласно Семейному Кодексу Российской Федерации (статья 65), родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. В процессе осуществления своих полномочий, органы, осуществляющие защиту прав детей, в качестве полноправных представителей государства обязаны не только защищать абсолютные права детей, но и помогать родителям исполнять их обязанности (по воспитанию и защите детей), тем самым защищая их родительские права. Именно это сочетание усилий, направленных на защиту детей и раскрытие внутреннего потенциала семей, должно лежать в основе семейно-ориентированной социальной работы. Если родители выполняют свои родительские обязанности, иногда при поддержке со стороны организаций системы защиты детства, права родителей и права детей становятся неделимыми компонентами единого целого.
Исследователи указывают на то, что в семьях, где дети подвергаются насилию, почти всегда наличествуют четыре характеристики (которые в некоторых случаях повышают и риск неудовлетворения потребностей детей). 1. Родители психологически предрасположены к тому, чтобы применять в отношении детей насилие или не удовлетворять их потребности. Факторы, способствующие формированию такой предрасположенности, весьма сложны, но в своих крайних формах являются проявлением серьезных проблем в сфере жизненного опыта, развития и психики. Наличие этих факторов, очевидно, связано с особенностями воспитания родителей, и существует более высокая вероятность того, что родители, которые в детстве были жертвами насилия или неудовлетворения потребностей, будут также применять насилие в отношении своих детей и не заботиться о них. При этом многие люди, с которыми в детстве обращались не лучшим образом, никогда не причиняют вреда своим детям.
2. Родители детей, подвергающихся насилию, часто считают детей «не такими, как все», ущербными в каком - либо отношении. Такие дети могут и в самом деле отставать в развитии и иметь видимые признаки, какого - либо заболевания, но в некоторых случаях их «ущербность» является не более чем представлениями и установками самих родителей. В семьях, где основной проблемой является не насилие, а неудовлетворение потребностей детей, редко страдает лишь один ребенок; качество ухода за всеми детьми находится на одинаково низком уровне.
3. Высокий уровень стресса и возникновение кризисных ситуаций. Насилие над детьми часто провоцируется внешним стресс-фактором, который становится последней каплей для уязвимой семьи. Постоянная подверженность членов семьи различным стрессам и кризисным ситуациям также повышает и вероятность неудовлетворения потребностей детей.
4. Родителям, которые допускают жестокое обращение с детьми, часто не хватает поддержки отдельных людей и общества в целом. Это повышает уровень их уязвимости даже перед незначительными стресс-факторами, а значит, увеличивает и вероятность насилия над детьми. В одних случаях родители практикуют самоизоляцию и отказываются просить о помощи извне или принимать ее. В других случаях такая помощь им просто недоступна. Отсутствие помощи также может вести к неисполнению родительских обязанностей. При наличии всех четырех характеристик вероятность насилия над детьми исключительно высока и, наоборот, риск насилия снижается, когда некоторые характеристики отсутствуют, например, когда семья не переживает стресс. Следует, однако, отметить, что прежде чем родители допустят насилие в отношении своих детей, они должны быть к этому психологически предрасположены. В отсутствие такой предрасположенности родители могут реагировать на стрессы и кризисные ситуации или на реальную или мнимую «ущербность» своих детей неконструктивно, но не обязательно будут применять к ним насилие.
Фактором, повышающим риск насилия над детьми и неудовлетворения их потребностей, является бедность. В обстановке постоянного отсутствия средств и стресса родители зачастую просто лишены возможности в должной мере заботиться о своих детях. Неимущие семьи часто не имеют нормального жилья, денег на покупку продуктов питания и оплату медицинских услуг. Вся их энергия уходит на то, чтобы выжить, на создание детям условий для нормального развития сил уже не остается. В то же время во многих бедных семьях в очень сложных обстоятельствах родители делают все возможное для своих детей. И хотя, подобные ситуации не подпадают под классическое определение «неудовлетворения потребностей», вместе с тем положение детей в таких семьях может быть достаточно тяжелым, чтобы оправдать оказание таким семьям социальной помощи.
В случаях, когда бедность является основной проблемой, поддержка семьи социальными службами и привлечение общественных ресурсов могут позволить устранить условия, которые мешают родителям обеспечить надлежащий уход за детьми и повышают риск причинения детям вреда.
Влияние жестокого обращения с детьми напрямую увязано с понятием уязвимости ребенка. То есть одни и те же события, относимые к жестокому обращению, могут иметь для ребенка разное значение по степени воздействия и последствий. Факторы, которые влияют на уязвимость ребенка, то есть делают его более или менее устойчивым и например: возраст ребенка на момент совершения насилия: чем меньше ребенок, тем выше вероятность причинения ему серьезного вреда или возникновения серьезных проблем в плане развития;
продолжительность периода времени, в течение которого ребенок подвергается насилию: чем он дольше, тем сильнее и устойчивее негативное влияние на процесс развития;
периодичность случаев насилия: у детей, постоянно подвергающихся насилию, вероятность возникновения негативных последствий выше, чем у детей, которые подвергаются насилию время от времени;
характер отношений между ребенком и человеком, подвергающим его насилию: чем ближе эти отношения, тем выше вероятность возникновения негативных последствий. Следовательно, насилие со стороны родителей хуже всего сказывается на развитии и эмоциональном здоровье ребенка;
характер и интенсивность насильственных действий: чем большая боль причиняется ребенку, чем серьезнее полученные им травмы, тем хуже это сказывается на его психологическом и физическом состоянии;
возможность сторонней помощи: наличие взрослых, которые могли бы предоставить ребенку поддержку и заботу, способно частично сгладить негативные последствия насилия;
конституциональные факторы: личность и темперамент ребенка могут повлиять на возможные последствия насилия. Одни дети обладают более высоким уровнем психологической устойчивости, другие более ранимы.
В совокупности данные факторы указывают на наличие случаев насилия в семье.
Самым главным и значимым является личность ребенка, принятие его как самостоятельной, полноценной личности, как «субъекта», а не как «объекта».
Важным условием в работе с детьми и родителями, является просветительская работа повышения родительской компетенции, ответственности за свои поступки (в том числе уголовной), в устранении пробелов в воспитании детей, умении находить нужный компромисс.
Самое главное зависит от нас (родителей, педагогов) какими вырастут дети, какое влияние окажет на формирование личности ребенка реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и наказания.