Статья «Роль театральной деятельности в развитии учебной мотивации у учащихся с ОВЗ»

0
0
Материал опубликован 30 July

Роль театральной деятельности в развитии учебной мотивации у учащихся с ОВЗ

Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». К сожалению, на сегодняшний день можно говорить пока ещё о недостаточном уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ и в частности, у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Симптоматика нарушений у младших школьников с ОВЗ носит полиморфный характер. Уже у первоклассников, как правило, отмечается недостаточная психологическая готовность к школьному обучению. Она проявляется в особенностях их личностного и интеллектуального развития. У этих детей с трудом формируются способы продуктивной учебно-практической деятельности, адекватное отношение к своим способностям и результатам выполненной работы. Это приводит в дальнейшем к неуравновешенности, беспечному отношению к учению.

Исследование учебной мотивации у младших школьников с ОВЗ, проведённое О.Г. Ивановской и С.Ф. Савченко .показали, что среди детей с выраженными речевыми нарушениями, высокую и хорошую мотивацию к обучению имела лишь половина учащихся. Вторая половина имела недостаточную и низкую мотивацию, встречались единичные случаи школьной дезадаптации.

Вот почему в логопедической работе является актуальным не только оказание специальной помощи детям, но и развитие умения самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Большие возможности для этого представляет вовлечение учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, в театральную деятельность

Современная театральная педагогика системно и комплексно подходит к воспитанию личности, поэтому в процессе деятельности создаются условия для развития:

1.Познавательных способностей. Разнообразная тематика, яркость сюжетов, богатство жанров художественных произведений, образность и яркость изображения окружающей действительности служит эффективным средством расширения знаний и ознакомления с миром и явлениями природы.

2.Интеллекта. Грамотные вопросы, поставленные к прочитанному художественному тексту, побуждают к размышлению. Дети учатся наблюдать, анализировать ситуации, поведение героев, сравнивать, рассуждать, оценивать поступки действующих лиц, делать выводы и обобщения. Все это способствует совершенствованию умственных способностей.

3.Речи. В процессе театрализованной деятельности происходит обогащение и активизация словаря, совершенствование монологической и диалогической речи, формируется грамматика, отрабатывается «звуковая сторона речи». Дети, работая над текстом художественного произведения, усваивают образец, своеобразный эталон правильного произношения, учатся ясно, четко, понятно изъяснять свою мысль, знакомятся со средствами художественной выразительности.

4.Творческого воображения. В театрализованную деятельность дети нередко вводят новые сюжеты, порой не связанные друг с другом, иногда в реальные события включают моменты из прочитанных сказок, рассказов, вплетают новые сюжетные линии, меняют зачин, концовку.

5.Памяти. Заучивание монологов и диалогов персонажей, описаний явлений природы прекрасно тренирует произвольную память. Постепенно увеличивается и ее объем.

6.Нравственных качеств. Художественные произведения имеют богатое этическое содержание. В них ярко раскрываются и обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность, смелость и другие, осуждаются и критикуются ложь, предательство, трусость. В прочитанных сказках, рассказах положительные черты одобряются, поощряются, отрицательные – высмеиваются, осуждаются. Поэтому дети стремятся копировать поведение понравившихся им героев, поступать в соответствии с нравственными нормами и контролировать свои действия. Ребенок часто отождествляет себя с полюбившимся героем, копирует его поведение, живет его жизнью, что позволяет взрослым влиять на детей.

7.Эстетического вкуса. Красочное оформление спектакля, подготовка декораций, костюмов способствует развитию чувства прекрасного.

8.Эмоций. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоционально-чувственное развитие ребенка. Яркость образов, эмоциональность передачи чувств и переживаний героев не могут оставить равнодушной детскую душу. Участвуя в постановке, дети учатся передавать различные эмоции и чувства.

Основываясь на нашем опыте, можно с уверенностью отметить, что драматизация помогает преодолеть пассивность, которая характерна для детей с проблемами в развитии: во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело. Благодаря театральной деятельности, у учащихся с ОВЗ формируются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к ним

 

Таким образом, благодаря такому мощному инструменту как театр ученик с ОВЗ может:

Совершенствовать артикуляцию и произнесение звуков. В работе логопед использует театральные упражнения, игры. К примеру, дети выполняют артикуляционную гимнастику, изображают героев любимых книг, повторяют движения птиц или зверей. Кроме того, школьники учатся правильно работать с артикуляционным аппаратом, чтобы получать точные звуки.

Тренировать фонематический слух. Действие спектакля живое, по ходу сюжета ученик озвучивает героев и учится различать звуки на слух, а потом их воспроизводить.

Улучшить связную речь и наработать хорошую словарную базу. Как это происходит: действие спектакля состоит из монологов и диалогов, дети изучают тексты, общаются.

Устранить или минимизировать заикание, а также другие проблемы с речью. Этому способствует участие в сценках через разные образы, чтение стихотворений, правильное дыхание и темп речи.

Повысить речевую активность, улучшить общение со сверстниками. Актёрская игра делает учеников увереннее, им легче общаться друг с другом, взаимодействовать в команде.

Развивать творческие данные, сделать ярче и образнее своё воображение. Именно театр помогает в этом, потому что на сцене происходит игра, здесь ребёнок может перевоплотиться в любого персонажа, изобразить что угодно и свободно импровизировать.

Сделать живыми собственную мимику и жесты, что также помогает в развитии коммуникативных навыков.

Рассмотрим примеры синергии театрального занятия и логопедической практики:

проведение артикуляционной гимнастики через конкретный образ: ребята делают упражнения для челюстей, губ и языка, при этом изображают животных или известных персонажей;

инсценирование любимых сюжетов: ученики озвучивают героев, разыгрывают небольшие сцены из произведений, а логопед в это время корректирует речь, учит правильной дикции;

чтение стихотворений, интонирование: здесь ребята учатся не только чётко читать стихи, но и выразительно передавать эмоции и настроение через слова;

возможность почувствовать себя автором и актёром: дети могут сами сочинять и разыгрывать сценки, проявляя себя творчески, одновременно становясь смелее, общительнее;

использование жестикуляции, чтобы передать образ своего персонажа: активные или замедленные жесты помогут проработать в моменте мелкую моторику;

выполнение заданий по развитию дыхания: во время разыгрывания сценки школьники могут изображать дуновение ветра, дуть в трубочку или даже надувать мыльные пузыри.

 

Всё вышеперечисленное позволяет заключить, что театральная деятельность в практике учителя-логопеда – больше, чем способ разнообразить методический арсенал. Данный педагогический инструмент весьма эффективен, с его помощью можно добиться максимальной коррекции логопедических проблем у школьников с ОВЗ.

Кроме того, благодаря активному участию ребят в театре они всесторонне развиваются, формируют личность, становятся увереннее в себе. Школьный театр мотивирует, делает обучение интересным, ярким и поднимает настроение у всего коллектива.

 

Использованная литература:

1.Баутина Е. В., Чулкова И. И. Организация деятельности театра для детей с ОВЗ: методические рекомендации / Составители. – Абакан: Издательство ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «РОСА». – 28 с.

2. Нурмуратова, А. К. Социализация учащихся с ментальными нарушениями в условиях коррекционной школы: проблемы и решения / А. К. Нурмуратова, Б Ж. Культаева. – Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Т. 0. – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 100-102. – URL: /moluch.ru/conf/ped/archive/104/5664/ (13.10.2022).

3. Приходько О. Методическое пособие по организации инклюзивных театральных школ «Театральный проект как пространство для всестороннего развития слепоглухих людей и людей с другими особенностями здоровья» – М.: Инклюзион, 2018. – 99 с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.