12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
света иванова16
1

,,Роль тестопластики в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната,,

Специалисты отмечают.что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития, из них 80% — это дети с ОВЗ. Этой категории детей свойственны: эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии действительно сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Столкнувшись с этими проблемами в своей практике, я поняла, что необходима целенаправленная и организованная работа, которая не только обогатит эмоциональный опыт детей с ОВЗ, но и значительно смягчит или даже полностью устранит недостатки в их эмоционально — личностном развитии. Психологи считают, что ранний возраст самый благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Но мы не должны забывать о том, что дети с ОВЗ являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Изучив методическую литературу по данному направлению, я сделала вывод, что одной из таких форм является метод арттерапии. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку происходит выход внутренней некомфортности, сильных негативных эмоций, что в свою очередь помогает понять собственные чувства и переживания. Особую ценность арттерапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности. Иными словами у детей с ОВЗ расширяются возможности социальной адаптации посредством арт-терапии.

Арт-терапия - технология, использующее художественное творчество, "лечение искусством". Более подробное определение дает автор книги «Введение в арттерапию» Ирина Владимировна Сусанина: "Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни". Методы арт-терапии не имеет возрастных ограничений, они пригодны для различных сфер деятельности. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Арт-терапия призвана работать со следующими проблемами: - избавление от стресса; - преодоление тяжелых переживаний; - развитие творческих способностей; - самопознание и раскрытие внутреннего потенциала; - расстройства психики; - негативные эмоциональные состояния; - разностороннее развитие личности и др.

Арт-терапия - технология, использующее художественное творчество, "лечение искусством". Более подробное определение дает автор книги «Введение в арттерапию» Ирина Владимировна Сусанина: "Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни". Методы арт-терапии не имеет возрастных ограничений, они пригодны для различных сфер деятельности. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Арт-терапия призвана работать со следующими проблемами: - избавление от стресса; - преодоление тяжелых переживаний; - развитие творческих способностей; - самопознание и раскрытие внутреннего потенциала; - расстройства психики; - негативные эмоциональные состояния; - разностороннее развитие личности и др.

• Социально-Коммуникативная: развивать коммуникативные качества (помочь детям в преодолении барьеров в общении); • Релаксационная: преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности; снятие психоэмоционального напряжения. • Воспитательная: развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

В работе с детьми раннего возраста с ОВЗ соблюдаются следующие требования к организованной образовательной деятельности: 1. Настроение таких детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приёмов и структуры занятий. 2. Структура занятий гибкая, разработанная с учётом возрастных особенностей, степени выраженности дефекта, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии. 3. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. 4. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приёмов и методов, так и инновационных (игры под музыку и др.).

Психологическое воздействие конструируется путём создания дозированных по содержанию, объёму, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.

Психологический аспект:

 коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта;

 повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции

поведения;пс ихическим нагрузкам

Ожидаемые результаты технологии:

Психологический аспект: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; оптимизация психических процессов и функций. Социальный аспект: гармонизация личностного и интеллектуального потенциала; эмоциональная готовность - восприимчивость к социуму; снижение уровня конфликтности в социуме. Педагогический аспект: раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей детей раннего возраста с ОВЗ

Структура занятий

Сюрпризный момент. 2. Обучающая, информационная сказка. 3. Постановка задачи. 4. Показ техники выполнения работы. 5. Физкультразминка. 6. Выполнение работы. 7. Рефлексия (итог занятия).

Способы проверки результатов

1. Диагностика развития мелкой моторики кистей рук.

2. Диагностика речевого развития детей (при участии учителя – логопеда)

Методы:

 Наглядный (показ выполнения, образцы поделок, иллюстрации,

мультимедийные презентации).

 Словесный (пояснение, вопросы).

 Практический.

Способы лепки из солёного теста:

 Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков

(раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

 Скульптурный – из целого куска, превращая его в фигуру.

 Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

 Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из

отдельных деталей.

 Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Средства:

соленое тесто;

скалки, стеки;

различные формы;

крупы, бобовые (горох, фасоль).

Методы учебно-воспитательной деятельности:

Информационно-рецептивный.

Репродуктивный.

Исследовательский.

Формы работы с детьми:

Занятия по подгруппам;

Индивидуальные занятия;

Участие в конкурсах детского творчества;

Организация выставок детских работ в группе.

Для того, чтобы научить ребенка с ОВЗ – изготовлению той или иной поделки, педагог должен обладать огромным терпением и соблюдать принцип «пошагового обучения». Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка с ОВЗ, а самостоятельная работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности. Поэтому педагог должен быть готов в любой момент помочь ребенку, но не подменять его в работе. Особое внимание при проведении занятий педагог должен уделять выполнению требований безопасности труда.

t1675156851aa.gif

t1675156851ab.jpg

t1675156851ac.jpg

t1675156851ad.jpg











Опубликовано


Комментарии (1)

Этника27, 31.01.23 в 16:09 0Ответить Пожаловаться
Лепят Ваши дети, конечно, изумительно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.