Статья на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ»
Статья на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ»
Тренировка мелкой моторики кисти и пальцев рук – важное условие для развития центральной нервной системы и всех психических процессов детей дошкольного возраста. Развитая мелкая моторика прямо связано с уровнем вниманием ребёнка, его мышлением, пространственным восприятием, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью, и конечно де качеством речи.
Точные, координированные движения кистей и пальцев и сами по себе жизненно необходимы (для самообслуживания и выполнения многих других действий). Особенно важно работать в этой области с детьми с особыми образовательными потребностями.
Составляющие двигательной активности
Мелкая моторика рук и другие виды двигательной активности характеризуются специалистами коррекционного образования несколькими характеристиками. Это гибкость движений, их синхронность и точность, а также скорость, активность и ловкость движений. Рассмотрим каждую из этих характеристик подробнее.
Гибкость движений – это большой диапазон движений в суставах. Гибкость бывает активной и пассивной. Первая выполнятся за счёт активности группы мышц, а пассивная достигается благодаря подвижности суставов под действием внешних сил.
Синхронность движений – способность рук выполнять одинаковые действия, сохраняя при этом скорость, направление и точность движений.
Быстрота движений – способность выполнять двигательные действия за короткий промежуток времени.
Точность движений – способность максимально правильно выполнять движения.
Ловкость движений – это способность осваивать сложные по координации движения.
Выносливость движений – это способность выполнять движения достаточно длительное время.
Уровни мелкой моторики
Педагог и опытный методист, автор ряда методических пособий. И.Е. Светлова выделяет три уровня развития мелкой моторики: высокий, средний и низкий.
На высоком уровне движения рук происходят с высокой скоординированностью, точностью, ловкостью, плавностью и без напряжения, а также с равномерным темпом и правильным удержанием позы. На среднем уровне движения могут быть недостаточно скоординированными, быстрыми и неточными, а также иметь колебания темпа и нарушения позы при утомлении. На низком уровне движения характеризуются напряженностью, нескоординированностью, неловкостью, нарушениями темпа и позы, а также резкостью движений.
Многие исследователи замечали связь между мелкой моторикой и нарушениями в развитии. Так педагог и автор программы, основанной на идее свободного воспитания, Мария Монтессори причиной многочисленных логопедических проблем у дошкольников называла недостаточное развитие мелкой моторики. Специалист по коррекции интеллектуального и речевого развития, а также трудностей в обучении, доктор психологических наук Т.А. Фотекова утверждает, что дети с тяжёлыми нарушениями речи осваивают пространственные представления позднее, чем их здоровые сверстники. Активный и пассивный пространственный словарь («спереди», «сзади», «вверху», «внизу», «слева», «справа») формируется в результате специальных коррекционных упражнений. Важно уделять внимание и проблеме с пониманием предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
Дети с речевыми нарушениями часто имеют проблемы с координацией, скоростью и ловкостью движений, а также с мелкой моторикой. Для решения этих проблем важно использовать инновационные коррекционно-развивающие технологии. Воспитатели и педагоги коррекционного образования отдают предпочтение: пальчиковой гимнастике, работе с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки), различным играм (шнуровки, застежки), творческим активностям (вырезание с ножницами, рисование и раскрашиванию, графические упражнения и штриховки, лепка, конструирование).