Роль творчества в развитии психологического здоровья дошкольника
Роль творчества в развитии психологического здоровья дошкольника
Очень важная составляющая детского развития — это творчество!
В нашем стремительном и высокотехнологичном обществе появляются новые требования к развитию детей. Одним из требований является развитие творческих способностей. Которое реализует решение такой задачи как: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Дошкольникам 5-6 лет достаточно сложно выражать свои идеи, изобретать что-то новое, оригинальное и неожиданное. В основном воображение их стереотипно и фиксировано. Развивая воображение развивается и мышление ребенка. Дети, которым не дают возможность часто играть, могут испытывать трудности с тем, как занять себя в свободное время, так как без инструкции они просто не знают, что делать. Многочисленные исследования отмечают, что бездумное использование компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять и создавать, а перебирать впечатления.
Предоставляя возможности для открытых игр (без определенного шаблона), ребенок автоматически получает активацию своего творческого потенциала и его возможности становятся просто безграничными.
Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, способен принимать свои самостоятельные, независящее решения, у него свой взгляд и он способен создать нечто новое, оригинальное. Американский психолог Э.Фромм предложил в свое время следующее определение творческих способностей (креативности): «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Игра — это прекрасный инструменты, который помогает взбудоражить фантазию, воображение. Играя, дети втягиваются в процесс игры, начинают фантазировать, добавлять героев и действия, наращивать творческий потенциал. Появляется возможность сказать то, что они думают, и просто хохотать над чем-то непостижимым. Дети любят общение с другими детьми и со взрослыми, любят играть вместе и получить радость и удовлетворение от совместного творческого процесса, важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Придумывая и сочиняя, изображая и творя ребёнок берётся за любые темы. Самые простые вещи могут стать волшебными.
Совместные обсуждения становятся проявлением исследовательской деятельности ребенка. Детям нравится осознавать, что управление их миром находится и в их собственных руках.
Игры и упражнения
Упражнение "Стоп-кадр"
Цель: развитие навыков экспрессии, формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; выполнять имитационные движения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.
Дети свободно перемещаются по комнате. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8-10 секунд, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово.
Упражнение "Пантомима"
Цель: развивать воображение, творчество, быстроту мышления, слуховое внимание, координационные способности.
Ход игры: дети произвольно двигаются под музыку и придумывают движения на заданную тему. На команду педагога игроки выполняют конкретное двигательное действие, например, на команду «Хоккеист!» участники игры выполняют движения хоккеиста. Отмечаются самые сообразительные игроки.
Упражнение «Что? Откуда? Как?»
Задачи: легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.
Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию) . Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:
Что это?
Откуда это взялось?
Как это можно использовать?
При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.
Самый простой способ для этого упражнения — брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно), а обломки чего-либо — такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.
Упражнение «Во что превращаются наши ладошки?»
Цель: создавать условия для развития творческих способностей дошкольников; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.
Содержание:
Учить видеть в обведённой ладошке необычные образы и передавать их в рисунке, используя различные цветосочетания. Закрепить навыки работы простым карандашом. Развивать чувство цветоведения, творческую фантазию, воображение, самостоятельность, инициативу.
Материал и оборудование: простой карандаш; белые листы – формат А4; цветные карандаши; цветные иллюстрации; дидактический материал для дошкольников.
Обвести ладошку каждого ребенка ярким фломастером и предложить раскрасить разноцветными карандашами.
Упражнение «Разговор по телефону»
Цель: направлена на моделирование социальной ситуации и способов поведения, развитие умения слушать другого, а также развитие пространственного мышления, зрительного восприятия, творческого воображения, эмоциональной адекватности.
Содержание: «Найди, кто кому позвонил. О чем они разговаривали?»
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Содержание игры: каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (не больше 3-х изменений; все производимые изменения должны быть видны) задача водящего правильно подметить произошедшие изменения.