12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Щербань Наталья Алексеевна40
Россия, Санкт-Петербург
2

Методические рекомендации «Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста»

Особенности развития детей  с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста

Проблема исследования нарушений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью привлекала внимание многих отечественных и зарубежных авторов. Вопрос о разнообразии сочетающихся нарушений у дошкольников рассматривался в середине XX века такими учёными, как Г. Зондерзорге, Х. Барт (Sondersorge, Barth), Ф. Хилл (Hill), Э. Фишер (Fischer) и Я. Дайк (специальная педагогика). В России основоположником  понятия «структура дефекта» следует считать  Л.С. Выготского. Именно в  его исследованиях было отмечено, что  в структуру дефекта входят первичный и вторичный дефекты, при этом первичный дефект является повреждением биологических систем, т. е. вызывается биологическими факторами,  а вторичный дефект представляет следствие недоразвития высших психических функций .

Различная структура дефекта у детей с интеллектуальной недостаточностью вызывает различные виды (или степени) умственной отсталости. В литературе отмечается, что интеллектуальная недостаточность характеризуется стойким психическим недоразвитием, имеющим сложную структуру, системой различных наследственных, врождённых или рано приобретённых этиологических причин, носящих стойкий непрогрессирующий характер, которые затрудняют социальную адаптацию из-за превалирующих интеллектуальных нарушений.

С первых дней жизни, развитие ребенка с нарушением интеллекта с первых дней жизни  будет отличаться от нормы.  Многие дети задерживаются в прямостоянии, гораздо позднее  и сложнее процесс держания головы, сидения, ходьбы. Существенная задержка иногда захватывает и второй год жизни ребенка. Этим детям присущ не сосредотачивающийся блуждающий взгляд, достаточно низкая двигательная активность. Бедна и  невыразительна мимика, не узнаёт матери, нет сформированности навыков эмоционального реагирования, которые активно развиты к концу шестого  месяца жизни, социального поведения, движений рук и  простейших манипуляций с предметами. Не отмечают  активного хватания, не сформирована зрительно –двигательная координация . У детей с интеллектуальной недостаточностью нет активного хватания, не формируются зрительно-двигательная координация. Ослаблен или вовсе отсутствует комплекс оживления, который обычно появляется к полутора  годам, но даже тогда он не ярко выражен.

Переход к общению с взрослыми несвоевременен. Жестовая форма общения, как совместные действия с игрушками, не возникает.

Также у этих детей нет сосредоточения  как  зрительного так и слухового на предметах и явлениях окружающей действительности, не наблюдают активного хватания, недостаточен пальцевой захват, повороты не сформированы, не достаточны накладывание, сопоставление, вталкивание .Качественные отличия движения, у детей раннего возраста, наблюдаются в  овладении ходьбой, неустойчивости, неуклюжести,   походке, в импульсивности замедленности движений .Деятельность в предметами, манипулирование ими не развивается ввиду отсутствия интереса к предметам, окружающим ребенка, и недостаточной сформированности умения удерживать их в руке. Но, в то же время, тенденции развития такого ребенка те же, что и у типично развивающегося сверстника.

Отмечено, что предметная деятельность у рассматриваемой категории детей в отличие от нормы, в раннем возрасте не формируется.  Предметные манипуляции  наблюдаются к трем годам. Из-за ослабленного развития  моторики, отпечаток  виден в других видах деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью: как правило, в рисунках  преобладают нетвердые, кривые линии, со слабым  контуром предмета. Ограничения моторных функций обусловлены нарушениями произносительной стороны речи. Недоразвитие двигательной координации кистей и пальцев рук значительно затрудняет в овладении письмом. Препятствует в развитии  различных учебных и трудовых навыков, а также влияет и тормозит  развитие  познавательной деятельности.

Перцептивные действия у детей начинают формироваться после 3-х лет. На основании появившегося к этому времени интереса к игрушкам возникают простейшие представления об их свойствах и отношениях: цвете, форме, величине. Однако только половина умственно отсталых детей к 6-7 годам достигают уровня развития восприятия, характерного для типично развивающегося трехлетнего ребенка.

Наглядно-действенное мышление тесно связано с процессом восприятия и является важной стороной чувственного познания мира. Для дошкольников с интеллектуальными нарушениями характерно отставание в сроках и темпе  их развития. Даже к 6-ти годам дети не могут самостоятельно собрать матрешку, пирамидку, выполнить другие задания, требующие перемещения, использования или изменения предмета, а возможность решения наглядно-образных задач у них фактически отсутствует до конца дошкольного возраста.

Совершенствование  двигательных актов  происходит и совершенствуется на протяжении всего онтогенеза. В мыслительных процессах у детей с интеллектуальной недостаточностью,  отмечаются особенности, в  строении и мотивации их деятельности отражаются на их действиях в процессе упражнений. В формировании двигательных навыков, также отражается отставание. Все навыки, в отличие от нормальных детей, формируются гораздо медленнее. «Замедленность и напряженность, трудности переключения с одного движения на другое, персеверации связаны, очевидно, с недостаточной подвижностью нервных процессов, а неточность движений, обилие синкинезий - с их недифференцированностью и чрезмерной иррадиированностью»

Каждый возрастной этап или та или иная моторная или психическая функция имеет доминирующее значение, общего поступательного характера психомоторного развития.

Если рассматривать первые месяцы жизни ребенка, доминирующей функцией будет зрительное восприятие.  В дошкольном возрасте  замедляется развитие локомоторных функций, нарушено формирование основных двигательных навыков, их скорость и сила, нарушена  координация и согласованность движений, недоразвита  мелкая  и общая моторики, нарушена моторная составляющая  речи.  Все эти проявления препятствуют  обучению.

Г.А Волкова выделила четыре группы детей дошкольного возраста имеющих интеллектуальную недостаточность  по состоянию моторики.

1группа. Дети с нарушением ритма, темпа, мимического тонуса, с нарушением ориентировки и  коллективного взаимодействия, в этой группе у детей  внимание и активность не нарушены, недочеты моторики поддаются корректировке.

2группа. У детей отсутствует ловкость, быстрота, точность, темп замедленный, неустойчивое внимание,  с постепенно возникающей активностью, проявление инициативы редко, для  усвоения знаний требуется дополнительная переработка, растормаживанием мышечного напряжения и улучшение координации, работа над этими  движениями не дает хороших результатов, у детей бывает моторная отсталость.

3 группа.  Дети с  сильной  мышечной заторможенностью, с вытянутым палкообразным  положением рук, пальца растопырены или сжаты в кулаки, с отсутствием сгибания при движении руки  и минимальным  сгибанием одной руки или качание вытянутых рук. Особенность в сильной заторможенности шеи и плеч.  В работе с этими детьми используют коллективную и индивидуальную форму, потому что дети часто испытывают дискомфорт от коллективных игр, предпочитая играть в одиночку. Часто игры без эмоций, дети  играют с серьезным лицом, отказываясь от активных ролей, что увеличивает сроки работы с такими детьми.

4группа.  Дети этой группы   моторно-возбудимые, у них  наблюдается  с изобилие бесцельных движений, выполняемых в ускоренном темпе, статическое  положение  трудно выполняют, не умеют ждать своей очереди в игре, повышенный мышечный тонус, сильное эмоциональное отношение к игре, подвижные игры приводят к перевозбуждению. Эти дети активны, готовы многое  сделать за других детей, с  проявлением агрессии, постоянно  вмешиваются не в своим игры,  для них важна руководящая роль. С такими детьми предполагается длительная работа, в конце которой часто отрицательные результаты.

В литературе отмечается, что у детей пяти шести  лет с интеллектуальной недостаточностью снижен или вообще отсутствует интерес к окружающему вокруг них. В сравнении с типично развивающимися сверстниками, в меньшей степени нуждаются в потребности  познания,  иногда отмечается атипичное развитие функций психики. Явно  выражено нарушение обобщенности и восприятия.  Детям сложно выделит главное, действия не согласованы, без связи между частями целого, словом, действиями и образов предметов.

Различие цветов, у этих дошкольников начинается гораздо позже своих нормально развивающихся сверстников.

Ребенку с интеллектуальной недостаточностью при решении задач требуется детализация с постепенным разъяснением, испытывают трудности при смене деятельности. Самооценка невозможна из за сниженной активности мыслительных процессов, дети не понимают и не видят своих ошибок [9].

С младенчества начинается отставание в развитии речи и продолжает прогрессировать и накапливаться в раннем детстве. Из за отсутствия интереса к окружающему, предпосылки речевого развития не сформированы, не формируется фонематический слух, эмоционально-волевая сфера, а точнее  эмоциональное общение со взрослыми,  артикуляционный аппарат не развит

 Таким образом, представленная характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью позволяет констатировать широкий спектр проблем детей в познавательной, эмоционально-волевой, физической, коммуникативной сферах, что ограничивает возможности их включения в социум и является детерминантой изменения жизни семьи.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.