Ролевая игра «Диалог с закрытым ртом» (5–11 классы)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Методическая разработка
ролевой игры
Диалог с закрытым ртом
для детей 12-17 лет
Автор-составитель: Герасимов Павел Сергеевич,
Должность: педагог-организатор.
Калуга, 2022
Аннотация
Методическая разработка ролевой игры предназначена для старших вожатых, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей для проведения интерактивных мероприятий смен в сфере организации отдыха и оздоровления детей, а также для организации внешкольной деятельности. Игра позволит участникам не только научиться общаться невербальными способами, но и позволит провести время интересно, активно.
Пояснительная записка
Ролевая игра дает возможность ребенку попробовать себя в другой роли, почувствовать себя взрослым, проявить творчество в нестандартных жизненных ситуациях. Это своеобразное соревнование в решении задач взаимодействия людей. Успешная коммуникация – одна из компетентностей, которая востребована в современном мире, в этом заключается актуальность методической разработки.
Игру можно провести в начале смены, при этом совместить места размещения детей в определенной роли с ключевыми помещениями и местами отдыха (в лагере), так, чтобы дети запомнили, например, где размещается библиотека, стадион, беседки, отрядные дачи, медсанчасть и т.п. Таким образом, ролевая игра выполнит не только основную цель, но позволит детям изучить новую территорию, освоиться в лагере, размяться на свежем воздухе, в этом выражена новизна данной ролевой игры.
Цель: научить детей взаимодействию с членами команды, используя невербальное общение для точной передачи информации.
Задачи:
Образовательные:
ознакомить с территорией лагеря, техникой безопасности во время игры;
обучить правилам конструктивной коммуникации;
Развивающие:
развить творческие и интеллектуальные способности;
развить стремление к конструктивному общению;
развить координацию, физическую выносливость;
Воспитательные:
воспитать чувство уважения к себе и к другим;
сформировать коммуникативную культуру.
Количество участников: 10 человек.
Возраст: 12-17 лет.
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Реквизит: карточки с заданием для участников, схема лагеря и размещения ключевых «ролей».
Игровая задача: участникам игры необходимо как можно быстрее и точнее передать информацию тому, кому она предназначена.
Легенда. Вы приехали на Международную конференцию. Вас поселили в гостиницу, где проживают люди из разных стран мира. Вы практически не знаете иностранных языков, и вас понимает только один из жильцов гостиницы. Вы можете передать информацию ему, попросив передать ее дальше. Он вас понимает, но не может вам ответить словами. Единственное, что он может – ответить жестами.
Персонажи игры (карточки):
Ученый
Вы – известный ученый-физик. Вы работаете над новым проектом – воздушным куполом, которым можно будет пользоваться для проведения массовых мероприятий на улице, в том числе и в нашем лагере. Суть изобретения в том, что с его помощью возможно создание воздушного барьера, непроницаемого для неблагоприятных погодных воздействий, и при этом не наносится абсолютно никакого вреда окружающей среде.
Ваша задача – передать информацию экономисту, о том, что в сентябре состоится конференция, где ему предлагают прочитать лекцию на тему: «Российская экономика в период мирового финансового кризиса». Вы имеете право разговаривать только с психологом.
Психолог.
Вы – знаменитый психолог-практик. На вашем счету множество новых интересных методик для адаптации людей в новых условиях. В том числе и проект, специально разработанный для лагеря. Этот проект поможет сотрудникам лагеря быстрее адаптировать детей к условиям пребывания в нем.
Ваша задача – передать информацию ученому, о том, что проект адаптации детей к условиям проживания в новых условиях требует научного обоснования. Вы имеете право разговаривать только с врачом.
Врач
Вы – врач, разработавший новую вакцину. Ваша вакцина становится популярной во всем мире, так как она очень действенна и не имеет побочных эффектов. Вашими разработками заинтересовались в лагере.
Ваша задача – передать информацию психологу о том, что медицинские исследования проходят успешно, но необходимо наблюдение психолога за эмоциональным состоянием участников эксперимента. Вы имеете право разговаривать только с педагогом.
Педагог
Вы – педагог, основатель новой концепции воспитания и обучения. Суть вашей концепции в том, что все науки изучаются в игровой форме, что позволяет детям проявлять все свои творческие способности и таланты, а преподаются различные предметы таким способом, что ученики получают целостное представление о мире. Ваши идеи очень заинтересовали администрацию лагеря.
Ваша задача – передать информацию врачу о том, что медицинское вмешательство не требуется и проект начинает свою автономную работу в следующем учебном году. Вы имеете право разговаривать только с политиком.
Политик
Вы – политик-блогер. У Вас есть свои каналы на YouTube и в Tik-Tok.
Ваша концепция продвижения молодых политиков стала известна на весь мир. Внедрение этой программы требует вашего личного участия, поэтому спрос на ваши услуги постоянно растет. Вами заинтересовался наш лагерь. Ваша задача – передать информацию педагогу о том, что совместный проект принес бы успех как одной, так и другой стороне. Вы имеете право разговаривать только с юристом.
Юрист
Вы – юрист, пользующийся широкой известностью. Люди, интересы которых вы представляете в суде, всегда побеждают в судебных делах. Особенность вашей деятельности в том, что вы работаете только с организациями, занимающимися воспитанием. Вами заинтересовался наш лагерь. Ваша задача – передать информацию политику о том, что осенью состоится выездной семинар в Крыму, связанный с решением проблем воспитательных детских учреждений. Вы имеете право разговаривать только с инженером.
Инженер
Вы – инженер-конструктор. Ваши проекты пользуются большой популярностью. При минимальных финансовых затратах качество ваших сооружений всегда на высоте. В нашем лагере планируется строительство дельфинария. Администрация лагеря очень заинтересована в сотрудничестве с вами.
Ваша задача – передать информацию юристу о том, что новый проект требует юридического сопровождения для решения нескольких важных вопросов. Вы имеете право разговаривать только с гидом-переводчиком.
Гид-переводчик.
Вы – известный гид-переводчик. Вы владеете многими языками, поэтому Ваши услуги пользуются большим спросом. Ваши знания очень обширны, и Вы можете провести экскурсию почти на любом языке. Вами очень заинтересовались в нашем лагере, так как лагерь становится международным, планируется, что сюда будут приезжать ребята из 30 стран мира. Ваша задача – передать информацию инженеру о том, что строительство новых сооружений на территории лагеря привлечет большое количество гостей из других государств, а это обеспечит хорошим заработком сотрудников всех служб лагеря. Вы имеете право разговаривать только с поваром.
Повар.
Вы – повар высшего разряда. Ваши кулинарные шедевры покорили весь мир. Вы объездили все континенты земного шара со своими коронными блюдами и являетесь лауреатов всех международных кулинарных конкурсов этого года. Ваш секрет в том, что при минимальных затратах у вас получаются роскошные блюда: они очень вкусны и при этом шикарно выглядят. Вами очень заинтересовались в нашем лагере. Такой человек, как вы – находка для нас. Ваша задача – передать информацию гиду-переводчику о том, что новая концепция составления меню рассчитана как на европейские, так и на ряд азиатских стран. Вы имеете право разговаривать только с экономистом.
Экономист.
Вы – ведущий экономист. Ваши разработки известны во всем мире. В настоящее время вы работаете над рядом серьезных проектов. С вами очень хочет сотрудничать администрация нашего лагеря.
Ваша задача – передать информацию повару о том, что использование натуральных продуктов питания значительно снизит затраты на приготовление блюд с учетом разработки меню на 100 и более человек. Вы имеете право разговаривать только с ученым.
После завершения времени, отведенного на игру, необходимо проверить информацию, которая дошла до персонажей и выяснть, где и из-за чего происходили сбои.
Проводим рефлексию ролевой игры:
Понравился ли ролевая игра? Что хотелось бы выделить особенно?
Справился ли с заданием лично ты? Что показалось сложным? Что тебе удалось сделать хорошо?
Что хотелось бы изменить в игре? Улучшить? Добавить?