Ролевая игра «Помоги мне выбрать профессию» (10 класс)

8
0
Материал опубликован 27 September 2016 в группе

Рожкова Екатерина Олеговна,

учитель английского языка I кв.кат.,

классный руководитель 10Б класса

МБОУ «СОШ №21»

Г. Северодвинск

Архангельская обл.

Ролевая игра для родителей и обучающихся 10 класса
ПОМОГИ МНЕ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ!

Если вы удачно выберете труд и

вложите в него всю свою душу,

то счастье вас отыщет.
К.Д. Ушинский

Материалы к игре
1. 2 разноцветных круга (по одному комплекту на каждую группу)
2. Таблица «Классификация профессий»,
3. Карточки «Принципы выбора»
4. бумага, ручки;
 

Участники игры
Родители и ученики 10 класса

Сценарий игры

Когда я приглашала Вас на сегодняшнее мероприятие, я не обозначила ни тему, ни форму работы, мне бы хотелось, чтобы Вы сейчас самостоятельно определили, для чего мы здесь собрались.

Я назову вам несколько слов, подумайте, какие ассоциации возникают у вас с этими словами? Как можно будет обозначить тему нашего мероприятия?

Продавец, пекарь, сварщик, офис-менеджер, ветеринар, бармен, буфетчик, мойщик, повар – самые востребованные профессии в Северодвинске, самые высокооплачиваемые профессии.

Сегодня мы будем говорить о профессиях, о проблеме выбора профессии в нашем городе.

 
  • “Учиться профессии нужно чтобы …”;
  • “Хорошая профессия, это профессия которая …”;
  • “Если бы я был современным выпускником, то пошел бы учиться на … потому, что …”;

В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, но современная жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Море профессий необозримо. Дорогие ребята и родители, какова стратегия выбора профессии? С чего начинать? (Ответы детей, родителей). Начинать нужно с себя. Нужно знать свои физические и психологические особенности, подумать, что же тебе действительно интересно и чем бы ты хотел заниматься. Видеоролик «Стратегия выбора профессии» Г. В. Резапкиной.

https://www.youtube.com/watch?v=5F2T52TR5kI

  • Далее нужно измерить и оценить профессиональные возможности (то, что называется “МОГУ”).
  • Затем необходимо сравнить “ХОЧУ” и “МОГУ”. Понятно, что они не всегда совпадают. Например, молодой человек хочет быть профессиональным летчиком. Однако если он носит очки, то ему следует забыть о своем желании, поскольку возможности быть летчиком у него нет. На следующем шаге нужно изучить действительные возможности и потребности рынка труда, т.е. сориентироваться в “НАДО”.
     

Таким образом, при выборе профессии важно учитывать три условия: во-первых, чтобы профессия была интересной; во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности; в-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного человека. Следовательно, искать свою профессию надо там, где “ХОЧУ”, “МОГУ” и “НАДО” соответствуют друг другу – совпадают.

Сейчас мы начнем работать в группах, пожалуйста, сядьте в группы по 4 человека.

Поскольку мы с вами определились, что нужно ориентироваться на такой важный параметр как «НАДО», я хочу, чтобы вы поработали в группах и ответили на вопрос «А что будет надо через 10 лет?» Какие профессии будут востребованы?

Ответы групп.

Я хочу представить вам результаты доклада «Shape of Jobs to Come», подготовленного исследовательской компанией Fast Future для правительства Великобритании. В работе над документом принимали участие ведущие футурологи и прогнозисты, которых попросили оценить, насколько развитие науки и технологий повлияет на рынок труда в период с 2010 по 2030 год.

Ниже представлен список 20 наиболее востребованных профессий на 2030 год по версии Fast Future.
 

Упражнение “Чей выбор главный”
Теперь предлагаем вам задуматься над тем, а кто должен делать выбор профиля обучения сам ребенок или родитель? Предлагаем вам сделать выбор. Вот два круга: один из них - ребенок, другой - родитель. Прошу вас расположить эти круги произвольным образом.
Во взаимоотношениях между ребенком и родителями, как утверждают психологи, обычно бывает пять вариантов отношений, они отражаются во всем, в том числе на выборе профессии.
(Демонстрируются варианты наложения кругов с комментарием)

Ответы групп

1-й вариант. Отношения носят эпизодический характер. Время от времени, лишь изредка интересуются душевным состоянием друг друга (круги располагаются с небольшим наложением друг на друга)

2-й вариант. Это ситуация предусматривает расширение круга общения, интереса друг к другу (круги располагаются с наложением друг на друга почти на половину).
3-й вариант. Когда взаимоотношения носят авторитарный характер. Родительский контроль во всем. Даже в выборе профессии (круги располагаются таким образом, что круг – ребенок находится под кругом – родитель).
4-й вариант. Когда взаимоотношения носят манипулятивный характер. Ребенок манипулирует родителем. И в ситуации выбора профессии тоже (круги располагаются таким образом, что круг – ребенок находится сверху круга - родитель).
5-й вариант. Взаимоотношения носят сугубо практический бытовой характер. Каждый предоставлен самому себе (круги располагаются вдали друг от друга).
 

Как мы видим, и родитель и ребенок принимают участие в выборе профессии, однако, они не единственные действующие лица: школа, а в ее лице учителя, классный руководитель, психологи помогают ребенку определиться с выбором; представитель рынка профессий, работник биржи труда также может подсказать правильный выбор, дать совет.

Сейчас я предлагаю вам, примерить на себя роль одного из героев. Обсудите в группах и решите, кто из вас: УЧЕНИК, РОДИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ, РАБОТНИК БИРЖИ ТРУДА (кадровый специалист).

А сейчас я бы хотела предложить вам механизм, который, на мой взгляд, поможет сделать выбор профиля обучения более осознанным. В данный момент развития нашего общества нам предлагается очень много специальностей и профессий, среди которых мы можем просто потеряться. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем воспользоваться классификацией профессий. Она разделяет все профессии на пять групп по предмету труда, с которым человеку приходится иметь дело на протяжении всей своей трудовой деятельности. ( представить классификацию ).

Сейчас вы сделаете первоначальный выбор. Руководствуетесь только своим желанием (помните о роли, которую играете), составьте список из 3 профессий, которые считаете желательным для ребенка.

Озвучивание ответов.

Это ваш первый выбор. Но для окончательного выбора вы должны учесть очень много условий.

Мы предлагаем вам пользоваться шестью принципами.
(Слайд с таблицей «Принципы выбора», пояснения по каждому из них.)
Предлагаю следующее командное задание:
“Принципы выбора профессии”

1.Личные интересы, увлечения ребенка.
2.Семейные традиции – когда семья приветствует выбор профессии по наследству, можно сказать так.
3.Учебная успешность ребенка.
4.Востребованность профессии обществом.
5.Наличие возможностей для поступления в вуз (когда имеются какие-то связи, знакомства или материальные возможности или другие возможности).
 

Если есть время можно провести игру по другому сценарию: все группы на время разъединяются и соединяются по следующему принципу, вместе собираются все Ученики, все Родители, все Школьные работники и все Кадровики. Они обсуждают выбранные варианты профессии в своих группах и пытаются убедить друг друга в правильности выбора, приводя весомые аргументы, затем они снова возвращаются в свои группы и обмениваются информацией, вынося уже окончательный вердикт.
 

Выбор профессии – что бы ни думали по этому поводу сами молодые люди – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет, их поддержка – это очень серьезное подспорье для молодых людей в профессиональном выборе.

Спасибо за работу. Думаю, что каждый из вас в очередной раз задумался о том, как сложно выбрать профессию. И как это важно.

Была ли сегодняшняя встреча для вас полезной? Если да, то почему? Если нет, то почему?

Что из узнанного сегодня вы будете использовать при выборе профессии?

Что было интересно?
 

В качестве информации к размышлению дома хочу предложить вам таблицу для совместной работы ребенка и родителя, работая и обсуждая вместе, я уверена, вы сможете прийти к общему «знаменателю» и возможно эта таблица поможет вам лучше определить свое будущее и будущее вашего ребенка.

Посмотреть презентацию к занятию можно по ссылке http://www.slideshare.net/secret/Ika4K4xCy3RTTg

Комментарии
Комментариев пока нет.