Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения

6
0
Материал опубликован 5 January 2022 в группе

Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения

Одним из критериев успешности образовательного учреждения является создание условий для учебной и социальной успешности каждого обучающегося. Создание этих условий во многом зависит от конкретного педагога, его профессиональных качеств и компетенций. Педагогическая профессия характеризуется ответственностью за судьбу подрастающего поколения. Какими будут результаты труда педагогов – таким и станет будущее поколение. Запросы современного российского общества, меняющиеся социально-экономические условия требуют от учительской профессии быть образцом профессионала, носителем гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность педагога - один из ведущих вопросов модернизации системы образования в России.

Что же такое профессиональная компетентность педагога? В Профессиональном стандарте педагога понятие «компетенция» трактуется как «способность применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности», а «профессиональная компетенция» определяется как «способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач». Т.е., профессиональная компетентность педагога – это высший уровень профессионального развития. Профессиональная компетентность педагога включает в себя теоретические знания и способы их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к другим областям знаний и др.). Профессионально компетентный педагог – это педагог, который на высоком уровне осуществляет свою педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает высоких результатов в развитии и воспитании.

Профессиональную компетентность можно и нужно развивать. Развитие профессиональной компетентности – это накопление профессионального опыта, саморазвитие и самосовершенствование. Высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. Новые условия, правила, нормы требуют новых знаний. Определенную роль в развитии профессиональной компетентности играет самообразование. В начале своей педагогической деятельности в 1989 году я понимала, что кроме знаний своего предмета мне не хватает знаний по психологии и усиленно «самообразовывалась» в этой области. А когда волею судьбы начала работать с детьми с умственной отсталостью, то мои знания по педагогике и психологии нужно было опять пополнять, учитывая особенности таких учащихся. Кроме самообразования каждый педагог периодически пополняет свои знания на различных курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах и т.п. Многие педагоги получают второе образование или даже третье, четвертое… Т.к. моя педагогическая деятельность связана с детьми с интеллектуальной недостаточностью, то для глубокого знания особенностей работы с такими учащимися получила еще и специальное (дефектологическое) образование. Это повысило мои теоретические и практические знания и умения.

Профессиональные компетенции педагогов развиваются и повышаются не сами по себе, а в созданной в каждом учреждении атмосфере сотрудничества и взаимодействия. Это очень важно. На данных момент в школах в Программах развития образовательного учреждения большое внимание уделяется повышению профессиональных компетенций педагогов. Поэтому в учебных учреждениях организуются методические объединения и сообщества, участвуя в которых педагоги развивают и совершенствуют своё мастерство. А если совершенствуется и развивается мастерство педагогов, то и учебное учреждение развивается, обеспечивает получение качественного образования и возможностей дальнейшей социализации обучающихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации