Урок истории для 5 класса «Зарождение искусства и религиозных верований»

2
0
Материал опубликован 13 October 2016

История 5 класс.

Тема: Зарождение искусства и религиозных верований.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: показать, что возникновение искусства и религиозных верований, с одной стороны связано с проблемами жизнеобеспечения людей, с другой – отражает способность человека размышлять о мире, самом себе, своем прошлом и будущем.

Обеспечить эмоционально – ценностное восприятие жудожественных образов первобытного искусства.

Начать формирование умения составлять план текста и диагностировать уровень его освоения на данном уроке.

План урока:

1.Первые знания человека о мире.

2.Появление религиозных верований.

3. Возникновение искусства

4. Возникновение живописи, петроглифов.

5. Возникновение скульптуры.

Понятия урока: религиозные верования, магия, обряд, искусство, живопись, скульптура, петроглифы.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, изображения захоронений древнего человека, наскальная живопись

Преемственные связи: межпредметные: ИЗО.

Ход урока:

Фронтальный опрос:

1.какая тема изучалась на прошлом уроке?

2.Перечислите, что помогло людям выжить в условиях ледника?

3. Нанесите на ленту времени даты появления человека умелого и человека разумного

4. Почему люди жили коллективом, какие причины заставляла их объединяться?

5. Что такое родовая община? В чем заключалось управление ею?

6. Что такое племя?

Мини рассказ: Расскажите о жизни в родовой общине.

Физ минута.

Изучение нового материала.

1.Первые знания человека о мире. Вводное слово учителя о накоплении опыта животными, что помогает им в добывании пищи и об ограничении возможностей передачи опыта среди них. Акцентирует внимание учитель, что возможность передать накопленный опыт будущему поколению гораздо больше. Входе беседы учащиеся выясняют, какими возможностями человек передает свой опыт будущему поколению. Ученики выясняют в ходе данной беседы далее, что, несмотря на отсутствие письменности, передача опыта и знаний тоже возможно и что передает такие знания старшее поколение.

Формирование умения составлять план текста: учащиеся читают текст первого абзаца §3 и выделяют главную мысль. Учитель подчеркивает, что главные мысли формируются в называемой форме, кратко, своими словами.

Ученики делают соответствующий план и дают на проверку ученикам за соседними партами, которые выставляют им оценку.

Учитель: теперь закройте учебники и перечислите все пять видов знаний первобытных людей. При возникновении затруднения учитель предлагает воспользоваться двумя способами: или учебником или планом. Это помогает понять, для чего нужен план.

2. Возникновение религиозных верований.

Учитель: Религиозные верования возникли еще в далекие времена. Даже у неандертальцев были захоронения, что говорит о наличии представлений о загробной жизни. Обратите внимание на то, что религиозные верования постепенно усложнялись. Предложить ученикам прочитать соответствующую главу параграфа и составить план рассказа.

План выглядит примерно так:

1. Поклонение растениям и животным

2. Верования в духов

3. Вера в загробную жизнь

4. Вера в силу магических обрядов.

Учитель проверяет составленный план и указывает ученикам на их ошибки, если они совершены.

Учитель сообщает, что кроме религиозных верований в коллективе еще были шаманы(колуны), которые отправляли тот же религиозный культ. Показывая на иллюстрациях о древних религиозных культах и обрядах, учитель подводит учеников к тому, что возможности человека ограничены, а в те времена более чем когда либо, и для помощи он обращался к духам для защиты и помощи.

3. Возникновение искусства.

Учитель: искусство появилось примерно в то же время, когда и религия – 30-40000 лет назад. Предложить определить, какие виды искусства могли возникнуть в древнее время и почему. После этого учитель рассказывает, что памятники искусства древних людей стали известны лишь в XIX веке.

Предложить ученикам описать пещерную живопись и угадать, что, какие действие изображены на рисунках.

На примере изображения бизонов на стр.19 учебника учитель формирует у учеников ценностное отношение к произведениям искусства древнего человека.

Учащиеся обобщают результаты своей работы, и формулируют вывод: человек создал живопись еще до появления земледелия, скотоводства, письменности и городов.

Выставление оценок.

Д/З §3, вопросы 1, 5; рабочая тетрадь §3 .

Комментарии
Комментариев пока нет.