Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения»
Учитель истории Донецкой республиканской
специализированной музыкальной школы-интерната
для одаренных детей
Саенко А.С.
ЛИЧНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Главная цель воспитания – формирование личностных черт гражданина Донецкой Народной Республики, передача молодому поколению достижений духовной культуры Русского мира, его национальной ментальности, ощущение своей причастности к развитию и построению государства.
Гуманизация учебно-воспитательного процесса предусматривает, прежде всего, формирование личности, развитие ее способностей, одаренности и тому подобное. Решение этих задач невозможно без внедрения в учебно-воспитательный процесс личностно-ориентированного воспитания, которое направлено на достижение личностно-развивающей цели, на осознание воспитанником себя как личности. Главное кредо личностно-ориентированного воспитания – уважительное, доброжелательное отношение взрослых к личности, которая формируется.
Несмотря на разнообразие взглядов, личностно-ориентированное воспитание, прежде всего, характеризуется обращением на личность, ее духовный мир. В этом аспекте важно обратиться к философии экзистенционализма, которая наряду с личностно-ориентированным воспитанием дает нам возможность рассматривать этот процесс как таковой, что очень актуально в наше время, где по мере усиления роли машин человек сам себя готов рассматривать как функцию машины, а не как личность, теряя свою индивидуальность. Итак, одной из сложных задач личностно-ориентированного воспитания является создание условий для развития личности и творческого проявления ее индивидуальности.
Как известно, в 70-е, 90-е годы вопрос о необходимости личностного
подхода в психологии и педагогике неоднократно поднимался в работах
В. Сухомлинского, И. Кона, А. Петровского, И. Беха и др. Под личностно-ориентированным подходом понимается воспитание, ориентированное на человека, и ищет пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности личности, решить проблемы ее развития и поддержки. Роль учителя, и шире – всей педагогики – не формировать личность, а помочь ей в процессе формирования.
Так, с точки зрения А. Бондаревского, личностно-ориентированное воспитание должно помочь найти, поддержать и развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становление самобытного личностного образа взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Именно для того, чтобы помочь индивиду найти себя, выработать определенную систему ценностей, личностно-ориентированное воспитание не предполагает ситуаций, когда попытки воспитанника достичь определенных воспитательных целей не замечаются, зато любая его ошибка вызывает ярко выраженное недовольство, отмечается его несоответствие тем или иным общественным нормативам, внушается, что ребенок не такой, каким его хотели бы видеть взрослые. Подлежит также безусловному отрицанию обстоятельство, когда вместо конструктивного использования природной детской потребности в хорошем отношении к нему значимых людей, для поощрения развития положительных задатков и стремлений воспитатели угнетают его, не дают ему реализоваться, требуют от ребенка невозможного, а когда он не справляется с этими требованиями, постоянно унижают.
Такое унижение вызывает протест и враждебность ребенка к воспитателям, потому что ему важно сохранять чувство собственного достоинства, соответствовать представлению о самом себе как о лице, достойном уважения. В данном случае протест невозможен: ведь он должен быть направлен против педагогов, чье поощрение воспитанник стремится заслужить. Он надеется на поддержку и ласку, а наталкивается на непонимание и поучения. Поэтому до поры до времени не может ответить на это ни грубостью, ни равнодушием. Потребность в самоуважении, что подталкивает к протесту, переходит в неразрешимый конфликт с потребностью в уважении и одобрении воспитателя, без которых невозможно и сохранение уважения к себе. Так формируется внутренний мотивационный конфликт, при котором мотив вражды постоянно сдерживается [3].
Как видим, в традиционном воспитании речь идет о развитии интеллекта, в то время как личностно-ориентированное воспитание делает акцент на развитии личностно-содержательной сферы воспитанников, признаком которой является отношение к окружающей действительности, его переживания, осознание ценности [4].
Рассмотрение научно-теоретических основ реализации личностного подхода в учебно-воспитательном процессе позволяет сформулировать ряд важных позиций, влияющих на внедрение личностно-ориентированного подхода:
- личностно-ориентированное обучение должно обеспечить развитие и саморазвитие личности как субъекта познания и предметной деятельности, основываясь на выявленных его индивидуальных особенностях.
- образовательный процесс личностно-ориентированного обучения дает каждому возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.
- критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность определенного уровня интеллекта (его свойств, качеств, проявления).
- образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей является важным средством развития духовных и интеллектуальных сил обучающегося, что является основной целью современного образования.
- образованность и обучаемость не тождественны по своей природе и результатами. Обучаемость через овладение содержанием образования обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкого использования субъективного опыта в интерпретации и в оценке фактов, явлений, событий, окружающей среды на основании личностно значимых ценностей и внутренних установок.
- личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть выбора содержания, методов и форм учебного процесса, который будет осуществляться педагогом с учетом особенностей и уровня развития каждого обучающегося, его потребности в педагогической поддержке.
Возникает вопрос, с чего должен исходить педагог, чтобы успешно развивать именно личностно-содержательную сферу своих воспитанников? Безусловно, прежде всего, необходимо изучать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, знать учащегося с биологической и психологической точки зрения, глубоко изучать его в процессе развития. Это изучение должно быть динамичным. Для учителя важно знать не только то, как учится его воспитанник, но и то, как происходит развитие его психических процессов, что способствует и что мешает этому развитию.
Педагогу нельзя ограничиваться изучением учащихся только с одной стороны путем констатации внешних фактов. Следует изучать его еще и с точки зрения проявления его внутренних особенностей и возможностей, поскольку каждая личность является неповторимой индивидуальностью с присущими только ей особыми признаками.
Вместе с тем суть понятия индивидуальности, с точки зрения И. Ризвицкого, характеризуется как неповторимостью каждого человека, так и тем, что каждый человек – это отдельный целостный мир, относительно самостоятельная форма бытия, в рамках которой получает возможность свободно и всесторонне проявлять свои способности и дарования, активно самоутверждаться.
Известны дидакты М. Данилов, Б. Есипов и другие рассматривали обучение как процесс, имеющий две стороны: преподавание и учения, а основным фактором оптимизации феномена личностно-ориентированного образования является прогрессивное развитие общества, достижения социальной и интеллектуальной зрелости. Социальная зрелость общества детерминируется каузально и психологически тем, насколько последовательно индивидуальные и групповые субъекты конкретного общества будут ориентировать свою деятельность на социально значимые цели, главной из которых является благополучие и достоинство личности.
Однако современное образование в постсоветских странах в целом переживает глубокий кризис. Это сказывается на его неспособности сформировать у большинства людей ценностное мировоззрение. Отсутствие такого мировоззрения предопределяет возможность рассматривать и использовать личность как средство, в чисто прагматических целях, неизбежно вызывает глобальные катастрофы человечества: экологическую, экономическую, генетическую и тому подобное.
Таким образом, целью личностно-ориентированного воспитания является процесс психолого-педагогической помощи личности в становлении ее «субъектности», культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Личностно-ориентированное воспитание сочетает воспитание и образование в единый процесс помощи, поддержки, социально-педагогической защиты, личностного развития и тому подобное.
Главным задачами личностно-ориентированного воспитания являются:
- развить индивидуальные познавательные способности каждого воспитанника;
- максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт личности;
- помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться;
- сформировать у человека культуру жизнедеятельности, которая дает
возможность продуктивно строить свою повседневную жизнь, правильно определять ее направления.
Основным структурным элементом исследуемого феномена является личность, которая состоит из выполнения и проявления личностных функций: «высказывания своего мнения, определения ценностей». Другими словами, чтобы реализовать личностный подход в обучении, прежде всего его нужно сделать сферой самоутверждения личности.
Для этого нужно признать за учеником право на самоопределение и самореализацию в процессе познания через овладение собственными способами учебной работы; строить учебно-воспитательный процесс на принципах самоценности личности, глубокого уважения к ней, учета ее индивидуальности; рассматривать обучение как процесс педагогической помощи ребенку в его становлении, его защиту, а не владычества над ним.
Личностно-ориентированный подход заключается в том, чтобы не только изменить содержание образования, по отношению к современным условиям, а соотнести это содержание с возможностями ребенка, и только потом – преподавателя, школы, города.
Итак, с помощью личностно-ориентированного воспитания становится возможным раскрытие потенциала каждого обучающегося, что дает возможность затронуть все грани его внутреннего мира и, таким образом, побудить задуматься над межчеловеческими отношениями, формировать у него гуманное представление, видеть мир глазами других людей.
Список использованной литературы:
1. Бех І. Д. Особистісно-зорієнтоване виховання : науково-методичний посібник / Іван Дмитрович Бех – К., 1998. – 204 с.
2. Бондаревская Е. В. Смысл и стратегия личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 2001. – № 1. – С. 17–25.
3. Кон И. С. Психология старшеклассника / Игорь Семенович Кон. – М., 1980. – 263 с.
4. Підласий І. П. Педагогіка / Іван Павлович Підласий. – М., 1999. – 290 с.
5. Фрейджер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен ; пер. с англ. – 6-е межд. изд. – СПб. : Пройм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 704 с. – (Большая университетская библиотека).