12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хайдаров Радик Ирекович70
Закончил КАИ, работаю в школе с 1996 года
Россия, Татарстан респ., Казань

Хайдаров Р.И.,

МБОУ «Школа10»,

г.Казань, Республика Татарстан

 

Предмет «Технология»

 

Класс: 6 «А»

Тема урока: «Рубка металла».

Форма урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Личностные УУД: мотивация учения, понимание значимости участия, оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Коммуникативные УУД: полное и точное выражение своих мыслей, владение диалогической формой речи; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение этических норм общения; умение работать в группе.

Регулятивные УУД: целеполагание , планирование совместной деятельности, прогнозирование результата, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, оценка результатов работы.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, построение логических цепочек рассуждений, классификация; установление причинно-следственных связей);

Триединая цель:

Образовательная: сформировать на основе теоретических знаний навыки выполнения слесарной операции рубка; обучить приемам рубки металла с использованием режущего и ударного инструмента и приспособлений. Научить обучающихся выполнять задания по образцу; самостоятельной работе с письменными инструкции; качественно выполнять задания.

Воспитательная: воспитание уважения к избранной профессии, уважения к труду, таких качеств, как дисциплинированность, пунктуальность, обязательность; воспитание самостоятельности и ответственности в принятии решений, в выполнении заданий, в обязательствах и поручениях; воспитание бережного отношения к материалам, инструментам, оборудованию.

Развивающая: развитие умений воспринимать и осмысливать знания, выделять главное, планировать свою деятельность на результат; развитие творческого подхода в работе как способа воспитания стойкого профессионального интереса; умение работать в должном темпе; развитие внимания, наблюдательности, настойчивости в достижении целей; формирование и развитие культуры труда.

Задачи:

Обучить приемам рубки в тисках и на правильной плите или наковальне

Развить политехнический кругозор и логическое мышления

Воспитать целеустремленность и аккуратность

Применить знания в практической деятельности

Формировать активную гражданскую позицию учащихся

Принципы воспитания и обучения: деятельности, последовательности, психологической комфортности, творчества

Методы воспитания и обучения: беседа, контроль и самоконтроль, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, метод выработки учебных умений и накопления опыта.

Виды формируемой функциональной грамотности: практическая, экологическая, экономическая, математическая

Тип урока: формирования трудовых приемов и операций

Направление воспитательной работы: дисциплинарное, пунктуальное, экологическое, практическое

Образовательные технологии: системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие, ИКТ, технология сотрудничества, развития критического мышления

Дидактические средства:

демонстрационные: презентация, стенд о правилах ТБ

индивидуальные листы: технологическая карта

Оборудование и матеариалы:

Тиски, зубило, молоток, слесарный верстак, плита, чертилка, листовой металл, линейка

Список литературы:

Рабочая программа по технологии на основе авторской программы «Технология: программа: 5-8 классы» А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко, - М.: Вентана-Граф, 2017г., Самородский П.С., Тищенко А.Т., Симоненко В.Д.

«Технология. Индустриальные технологии. 5-8 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- 2-е изд., М.: Вентана - Граф, 2017г

Интернет ресурсы: http://politexno.ru/slesinstr.html

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятель

ность обучающих

ся

1. Организационный момент

Задача: создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей.

 

Приветствие учителя

- Здравствуйте, дорогие ребята.

Давайте улыбнемся соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами. Замечательно! С таких улыбок и начнем наш урок!

 

.

Настраивают

ся на работу

2. Мотивационно-целевой этап

Задача: мотивировать учащихся на предстоящую деятельность, сформулировать тему и цель урока

 

 

Повторение изученного материала

-На прошлом уроке мы изучали способы разметки металла. А сегодня на уроке мы с вами разметим и выполним операцию «рубка металла» при изготовлении будущего изделия «Крючок для вешалки». Давайте вспомним, чем выполняют разметку металла?

-А почему выполняют разметку чертилкой, а не карандашом?

- Как же мы будем обрабатывать дальше нашу заготовку, чтобы получить нужную нам форму?

Объявление темы урока и его целей

-Итак, чтобы продолжить работу над изделием нам недостаточно тех знаний, которые у нас есть, поэтому сегодня на уроке мы изучаем новую тему: «Рубка металла». Сегодня мы должны с вами достичь следующих целей:

1.Познакомиться с технологией и способами рубки металла.

2. Познакомиться с инструментами для рубки металла.

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

Проявляют заинтересованность к теме урока

 

3. Основная часть

Задачи:

-Обучить приемам рубки в тисках и на правильной плите или наковальне

-Развить политехнический кругозор и логическое мышления

-Воспитать целеустремленность и аккуратность

-Применить знания в практической деятельности

-Формировать активную гражданскую позицию учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение нового материала с использованием презентации

- Рубка – это технологическая операция, в процессе которой заготовку разделяют на части, удаляют лишний металл (припуск), делают в деталях смазочные канавки и др. Осуществляется эта операция с помощью следующих инструментов: зубила, крейцмейселя и молотка.

Основной рабочий инструмент при рубке зубило, а ударный - молоток. При рубке используются молотки весом 400-600 грамм.

Зубило изготавливается из инструментальной углеродистой стали. Оно состоит из следующих частей: ударной, средней, рабочей и режущей. Для обрабатываемых материалов рекомендуются следующие углы заострения: для твердых (твердая сталь, чугун) 70 градусов, для материалов средней твердости(сталь)-60град.,для мягких (медь, латунь) 45гр., для алюминевых сплавов-35гр.

(приложение 1), Слайд 3.

 

Для прорубания пазов и канавок применяется специальное зубило — крейцмейсель. Ширина его не более 10 миллиметров. Также как и зубило этот инструмент имеет 4 части. При работе держат крейцмейсель за среднюю часть, молотком бьют по ударной части, которую ещё называют бойком.

(приложение 2), Слайды 4-6.

 

Для рубки металла применяют две основные техники рубки. Первый способ - рубка в тисках и второй - на плите или наковальне. Ручная рубка — трудоемкая операция. В промышленном производстве ее заменяют другими способами обработки. Там, где без рубки обойтись нельзя, ее выполняют слесари с помощью пневматических или электрических рубильных молотков. Чаще всего вырубку заготовок из листового металла производят на прессах с помощью специальных штампов.

При рубке в тисках заготовку закрепляют таким образом, чтобы разметочная риска находилась ниже уровня губок на 1, 5...2 мм. В этом случае после обработки на заготовке остается припуск на опиливание кромок. Режущую кромку зубила устанавливают на поверхность губок под углом 35...40° к плоскости резания. Угол наклона зубила к кромкам губок должен составлять 30...40.

(приложение 3), Слайды 7-8

 

Рубка на плите. В тех случаях, когда заготовку невозможно закрепить в тисках, ее обрабатывают на плите. При рубке металла на плите под заготовку подкладывают лист мягкого металла, для того чтобы не повредить режущую кромку зубила. Зубило ставят вертикально на разметочную риску и наносят удары.

После каждого удара зубило перемещают на половину режущей кромки. Благодаря этому облегчается установка зубила в правильное положение и образуется непрерывный разрез. В заготовке большой толщины разметочную риску наносят с противоположных сторон. Сначала надрубают примерно до половины толщины листа с одной стороны, затем — с другой.

(приложение 4), Слайды 9-10

 

В зависимости от твердости и толщины обрабатываемой заготовки сила удара молотком по зубилу должна быть различной. Существует три вида ударов при рубке: Кистевой, Локтевой и Плечевой

Кистевой удар применяют для снятия небольших неровностей и тонких стружек. При кистевом ударе молоток перемещается за счет движения кисти руки.

При локтевом ударе молоток перемещается за счет сгибания руки в локте и удар становится сильнее чем при кистевом. Локтевым ударом срубают лишний металл и разделяют тонкие заготовки на части.

Плечевой удар используют для срубания толстых стружек, разрубания прутков и полос большой толщины. Молоток перемещается за счет движения руки в плече.

(приложение 5), Слайды 11-13.

 

 

При рубке металла нужно соблюдать следующие правила по техники безопасности

1.Рубку выполнять только в защитных очках и при установленной защитной сетке.

2.Правильно и надёжно закреплять заготовку в тисках.

3.Работать только исправным инструментом (без трещин, забоин, заусенцев)

4.Нельзя проверять качество рубки рукой на ощупь.

5.В конце рубки ослаблять силу удара.

6.Для уборки обрубленных частиц металла с рабочего места, используйте щётку.

7.Нельзя стоять за спиной работающего.

(приложение 6), Слайды 14-15.

 

Представление интеллект-карты

(приложение 7), Слайд 16.

 

 

 

 

Учитель демонстрирует чертеж изделия «Крючок для вешалки»,

Технологическую карту. Учитель дает задание учащимся выполнить следующий вид работы: составить технологическую карту и изготовить крючок для вешалки по чертежу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

Слушают объяснение учителя, знакомятся с содержанием презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся изучают интеллект-карту

 

 

Учащиеся рассматривают данный чертеж, составляют технологическую карту «Крючка для вешалки», используя пример разработки технологической карты «Ушко»

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на контрольные вопросы

4. Практическая часть

Задача:

-Применить знания в практической деятельности

-Формировать активную гражданскую позицию учащихся

 

Переход в слесарную мастерскую к рабочим местам.

Учитель напоминает правила ТБ при рубке металла.

Демонстрация приемов рубки металла учителем

 

 

Учитель раздает учащимся заготовки и инструменты.

Учащиеся называют правила ТБ

 

 

Учащиеся выполняют практическую часть

5. Итог

Задача:

-обобщить пройденный материал

 

 

 

 

Рефлексия

Задача: оценить результаты выполненной работы

Подведение итогов, проверка и оценивание выполненных работ

- Ребята, вы справились с заданием! Сколько знаний и умений нужно было вам применить сегодня, чтобы получилось такое изделие!

 

 

 

 

 

- А теперь мне хочется слышать от вас, чему вы сегодня на уроке научились.

 

 

Всем спасибо за работу и за хорошее настроение! До свидания!

Учащиеся сдают учителю изделия на проверку

 

 

 

 

Осуществля

ют рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Рубка – это технологическая операция, в процессе которой заготовку разделяют на части, удаляют лишний металл (припуск), делают в деталях смазочные канавки и др. Осуществляется эта операция с помощью следующих инструментов: зубила, крейцмейселя и молотка.

Основной рабочий инструмент при рубке зубило, а ударный - молоток.

При рубке используются молотки весом 400-600 грамм.

Зубило изготавливается из инструментальной углеродистой стали. Оно состоит из следующих частей: ударной, средней, рабочей и режущей. Для обрабатываемых материалов рекомендуются следующие углы заострения: для твердых (твердая сталь, чугун) 70 градусов, для материалов средней твердости(сталь)-60град.,для мягких (медь, латунь) 45гр., для алюминевых сплавов-35гр.

 

t1682606328aa.pngt1682606328ab.png

 

Приложение 2

Для прорубания пазов и канавок применяется специальное зубило — крейцмейсель. Ширина его не более 10 миллиметров. Также как и зубило этот инструмент имеет 4 части. При работе держат крейцмейсель за среднюю часть, молотком бьют по ударной части, которую ещё называют бойком.

 

t1682606328ac.png

 

Приложение 3

Для рубки металла применяют две основные техники рубки. Первый способ - рубка в тисках и второй - на плите или наковальне. Ручная рубка — трудоемкая операция. В промышленном производстве ее заменяют другими способами обработки. Там, где без рубки обойтись нельзя, ее выполняют слесари с помощью пневматических или электрических рубильных молотков. Чаще всего вырубку заготовок из листового металла производят на прессах с помощью специальных штампов.

 

t1682606328ad.png

 

При рубке в тисках заготовку закрепляют таким образом, чтобы разметочная риска находилась ниже уровня губок на 1, 5...2 мм. В этом случае после обработки на заготовке остается припуск на опиливание кромок. Режущую кромку зубила устанавливают на поверхность губок под углом 35...40° к плоскости резания. Угол наклона зубила к кромкам губок должен составлять 30...40.

 

Приложение 4

Рубка на плите. В тех случаях, когда заготовку невозможно закрепить в тисках, ее обрабатывают на плите. При рубке металла на плите под заготовку подкладывают лист мягкого металла, для того чтобы не повредить режущую кромку зубила. Зубило ставят вертикально на разметочную риску и наносят удары.

После каждого удара зубило перемещают на половину режущей кромки. Благодаря этому облегчается установка зубила в правильное положение и образуется непрерывный разрез. В заготовке большой толщины разметочную риску наносят с противоположных сторон. Сначала надрубают примерно до половины толщины листа с одной стороны, затем — с другой.

 

t1682606328ae.png

 

Приложение 5

t1682606328af.png

 

В зависимости от твердости и толщины обрабатываемой заготовки сила удара молотком по зубилу должна быть различной. Существует три вида ударов при рубке: Кистевой, Локтевой и Плечевой

Кистевой удар применяют для снятия небольших неровностей и тонких стружек. При кистевом ударе молоток перемещается за счет движения кисти руки.

 

t1682606328ag.png

 

При локтевом ударе молоток перемещается за счет сгибания руки в локте и удар становится сильнее чем при кистевом. Локтевым ударом срубают лишний металл и разделяют тонкие заготовки на части.

t1682606328ah.png

Плечевой удар используют для срубания толстых стружек, разрубания прутков и полос большой толщины. Молоток перемещается за счет движения руки в плече.

 

Приложение 6

При рубке металла нужно соблюдать следующие правила по техники безопасности

t1682606328af.pngt1682606328ag.pngt1682606328ah.png

 

1.Рубку выполнять только в защитных очках и при установленной защитной сетке.

2.Правильно и надёжно закреплять заготовку в тисках.

3.Работать только исправным инструментом (без трещин, забоин, заусенцев)

4.Нельзя проверять качество рубки рукой на ощупь.

5.В конце рубки ослаблять силу удара.

6.Для уборки обрубленных частиц металла с рабочего места, используйте щётку.

7.Нельзя стоять за спиной работающего.

 

Приложение 7

Интеллект-карта

t1682606328ai.png

 

Чертеж изделия «Крючок для вешалки»


 

t1682606328aj.jpg


 


 


 


 

Технологическая карта изделия «Крючок для вешалки»

 

п/п

Наименование работы

Графическое изображение

Инструменты и материалы

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 

Пример составления технологической карты

t1682606328ak.gif

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.