12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Давыдова Светлана Анатольевна22

Технологическая карта урока

Предмет, класс: русский язык, 8 класс

Автор программы: Львова C.И.

Учитель: Давыдова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 5 г. Рыбинска

Тема урока: «Русский литературный язык и его стили»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме практической работы.

Цель урока: тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста.

Задачи:

предметные: закрепить умение определять стиль речи, к которому относится текст

метапредметные: формировать умение читать и понимать текст;

личностные: развивать нравственные качества обучающихся через осмысление текстов, предложенных для анализа;

формировать положительную мотивацию изучения русского языка;

Оборудование:

тексты;

цветные карандаши,

словари;

памятки.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля и оценки

Организационный момент.


Проверяет готовность класса к уроку.

Проверяют учебные принадлежности к уроку

Самоконтроль

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Записывает тему урока.

Записывают тему урока.

Самоконтроль

Актуализация знаний


Словарная разминка

Разговор двух или более лиц (диалог).

Исторически складывающийся тип (вид) литературного произведения (жанр).

Вопрос, который не требует ответа (риторический вопрос).

Построение произведения (композиция).

Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).


По лексическому значению определяют задуманное слово, записывают в тетрадь.


Итоговое оценивание учителем

Проверка усвоения материала предыдущего урока

Организует работу с дидактическим материалом (карточки)

Свяжите по смыслу понятия из левой и правой колонок.

Приложение 1

Соотносят понятия, записывают в тетрадь.

Фронтальная проверка

Обобщение и систематизация знаний.


Организует погружение в проблему.

Предъявляет учащимся псевдотекст:

прослушайте текст, отметьте непонятные слова Приложение 2

Вопросы:

- О чём этот текст? Можно ли понять мысль автора?

- Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

- Что такое текст? Воспользуйтесь справочным материалом, который находится у вас на столе.

- Выполните следующие задания.

Давайте, ребята, определим цель нашей работы.

Цель:

выделить исходные тексты из псевдотекста;

определить тему, идею, тип и стиль каждого текста;

указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего замысла.

Работа с псевдотекстом

Приложение 3

Приложение 4

Тексты каких стилей речи не встретились нам в псевдотексте? (Научный, разговорный).

- Обратитесь к упражнениям, которые находятся в опорных схемах. Найдите тексты научного и разговорного стиля. (Упражнения 7, 9).

Физкультминутка для снятия напряжения глаз. Приложение 5


Слушают текст, выписывают непонятные слова, определяют значение по словарю.









Называют признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершённость, стилевое единство.




На каждой парте отпечатанный текст, цветные карандаши, которыми учащиеся разграничивают тексты разных стилей. Проводят исследование, участвуют в обсуждении. Находят характерные для каждого стиля признаки.



В ходе обсуждения выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными карандашами (красный – официально-деловой, синий – публицистический, зелёный – художественный).

Итог – тексты разных стилей.




Выполняют упражнения


Самоконтроль








Самопроверка по памяткам, сличение с образцом.






Самоконтроль














Самоконтроль


Применение знаний и умений в новой ситуации

Организует учебное исследование. Приложение 6

Сейчас мы поработаем с текстом Д. С. Лихачёва. Следующее задание – списать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Организует практическую, коррекционную работу


Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Взаимоконтроль

Рефлексия

Подводит итоги, обращается к целям.

- Достигли ли цели?

- Чему научились?

Организует рефлексию методом неоконченных предложений

Приложение 7

Формулируют собственное мнение, строят рассуждение, анализируют и оценивают результат.

Рефлексия (метод неоконченных предложений).

​​​​​​​

Приложение 1

 Карточки

 Свяжите по смыслу понятия из левой и правой колонок.

Основная мысль, тема, микротема;

 описание, повествование, рассуждение;  

последовательная и параллельная.

Типы речи;

содержание высказывания;

способы связи предложений в тексте.

Ответ.

1. Основная мысль, тема, микротема — содержание.

2. Описание, повествование, рассуждение - типы речи.

3. Последовательная и параллельная - способы связи предложений.


Приложение 2

Псевдотекст

В Российской Федерации признаются и гарантируются  права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его « белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? «Вон человек, что скажешь ты о нём?» Ответил человек, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?» Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!). «Вон человек, что скажешь ты о нём!» - спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нём плохого!».Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность – это способность к пониманию. К восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.

Вопросы к тексту

- О чём этот текст? Можно ли понять мысль автора?

- Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

- Что такое текст? Воспользуйтесь справочным материалом, который находится у вас на столе.


Выполните следующие задания.

        

А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился относительно законченный текст?

          а) 4, 3, 1, 2                                   в) 1, 4, 2, 3

               б) 2, 4, 3, 1                                    г) 3, 1, 2, 4


        1. И вы понимаете: ничто не ускользнет от него и его тяжелого взора, который так трудно переносить.

        2. Я часто видел Лермонтова за все время его пребывания в Москве.

  3. И наблюдательность эта была поразительна: прежде чем вы подошли к нему, он вас уже понял.

  4. Меня всегда поражала его в высшей степени артистическая натура, неуловимая и не поддающаяся никакому внешнему влиянию благодаря своей неутомимой наблюдательности.  (По Ю.Самарину).


  А2. Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения.

    а) 1- сложная синтаксическая конструкция, по основной связи- бессоюзное сложное предложение, первая часть- простое предложение, вторая- сложноподчиненное

  б) 2- простое

       в) 3- простое с однородными членами

       г) 4- простое

     А3. В каком предложении есть причастный оборот?

      а) 1       б) 2         в) 3        г) 4  

 Памятка ПРИЗНАКИ ТЕКСТА.

            Признаки

наличие темы

наличие или возможность заголовка

смысловая связь между предложениями

определенная последовательность предложений

использование языковых средств связи между предложениями


Приложение 3 Задание к псевдотексту

Выделите исходные тексты,  раскрашивая цветными карандашами    (красный – официально-деловой, синий – публицистический, зелёный – художественный).

2. Какой из отрывков – текст? Докажите.

Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи синие цветы васильков.

Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.






Приложение 4 Памятка по определению стиля текста

СТИЛИ РЕЧИ

  Разговорный

      Публицистический

Официально-деловой

Научный

Художественный

Используется в непринужденных беседах со знакомыми людьми, в неофициальной обстановке. Задача- поделиться впечатлениями.

Применяется в общественно – политической сфере. Используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения. Задача – сообщить информацию о жизни страны, интересующую широкие слои населения. Черты: наличие побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, риторических вопросов.

Употребляется в сфере правовых отношений. Общие черты: долженствующее- предписывающий характер построения текста; точность, не допускающая инотолкования; стандартизованность, стереотипность построения текста.

Черты: обобщенность, подчеркнутая логичность изложения, точность.

Язык художественной литературы. Черты: образность, эмоциональность, наличие средств художественной выразительности.

Итог –тексты разных стилей.

         Текст № 1

“Вон человек, что скажешь ты о нем?”

Ответил друг, плечами пожимая:

“Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?”

“Вон человек, что скажешь ты о нем?” -

Спросил я у товарища другого.

“Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?” (Р. Гамзатов.)

 Стиль – художественный.

Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателя  слушателя посредством художественных образов. Стихотворение написано в форме диалога.

- Какую картину вы представили, когда читали его?

- Как вы определили, что перед вами стихотворный текст?  (рифма, ритм, разговорная интонация).

- Какие художественные приёмы использует автор?

  • нет ярких выразительных средств,
  • слова общеупотребительные,
  • признаки разговорного стиля: указательная частица – вон, «плечами пожимая»,
  • использованы антонимы: спросил – ответил, хорошего – плохого,
  • использованы синонимы: друг, товарищ,
  • связь между предложениями – параллельная, усилена анафорой, инверсией.

- Когда происходят эти события?  ( В прошлом, использованы глаголы прошедшего времени «спросил, ответил»).

- О чём заставляет задуматься поэт?  ( Об отношении к людям).

- Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему?

- Друг и товарищ – это просто синонимы, служащие для устранения повтора?

Работа со словарём.

( Друг  –  1 тот, кто связан с кем-то дружбой, 2  употребляется  как вежливое обращение к близкому товарищу, у соседу, к встречному человеку. Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь).

  Текст №2

Глава 2 Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. ( Конституция Российской Федерации)

Стиль – официально-деловой.

Цель: сообщение, передача деловой информации. Подстиль – законодательный. Жанр – закон. (Конституция – основной закон государства).

Стилевые черты:

  • точность, не допускающая  иного толкования;
  • долженствующе-предписывающий характер (использование инфинитива «не должно нарушать»).
  • «обезличенность», неличный характер ( не употребляются глаголы 1, 2 лица, личные местоимения 1, 2 лица, а употребляются глаголы в форме 3 лица, чаще несовершенного вида «признаются, гарантируются»,
  • сереотипность построения текста, стандартизованность,
  • отсутствие эмоциональности, нет изобразительно-выразительных средств.

Языковые средства:

  • Использование официально-деловой лексики (право, свободы, гарантируются),
  • Человек, гражданин (сравним: друг, товарищ), каждый (относительное местоимение),
  • использование производных предлогов (согласно принципам, в соответствии с Конституцией),
  • предложения с однородными членами.

Тип речи: отсутствие описания и повествования (в некоторых жанрах возможна повествовательная манера изложения, например: протокол, отчёт, договор).

- Все ли слова понятны?  Работа со словарём.

Гарантируются – защищаются, обеспечиваются.

Неотчуждаемы  (отчуждать – отбирать)

Право – охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять (право на образование).

Свобода – возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества (свобода слова).

Независимость – отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно- политическую жизнь и деятельность общества или его членов.

Текст №3

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)

Стиль – публицистический.

Цели:

  • воздействие на читателя,
  • внушение определённой идеи,
  • побуждение к осмыслению важной морально-этической проблемы, к определённым поступкам.

Перед нами отрывок из статьи Д. С. Лихачёва «Письма о главном».

Интеллигентный – образованный, культурный.

Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

- Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д. С. Лихачёв?

- Почему интеллигентность человека – залог его долголетия?

- Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой?

- Почему быть интеллигентным – долг человека перед обществом?

Долг – обязанность.

Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Нравственный – соблюдающий правила нравственности, относящийся к внутренней духовной жизни человека.

Стилевые черты:

  • логичность ,
  • образность, Эмоциональность, оценочность,  призывность, страстность,
  • общедоступность (рассчитана на понимание широкой аудитории читателей),
  • полемический характер (полемика – спор при обсуждении литературных, научных, культурных вопросов),
  • экспрессивность (экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность).

Языковые средства:

  • использование лексики, обозначающей понятия морали, нравственности,
  • фразеологический оборот «белая ворона»,
  • цитата,
  • лексические повторы,
  • восклицательные, вопросительные предложения,
  • глаголы в повелительном наклонении (должен быть интеллигентен, надо развивать, тренировать),
  • составные именные  и глагольные сказуемые.

Приложение 5

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.


Приложение 6 Текст для записи в тетрадь

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И (по) тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы име..м дело: мы можем определить степень Интел..игентности человека, степень его пс..хологической ур..вновешен..ости, степень его возможной “зак..мплексован..ости”.

   Учит(?)ся хорошей спокойной интел..игентной речи надо долго и вн..мательно – пр..слушиваясь запоминая читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь важнейшай часть не только нашего поведения (как я уже ск..зал), но и нашей личности нашей души ума нашей способности (не) поддаваться влияниям среды, если оназатягивает”. ( Д.С. Лихачев)


Приложение 7

Неоконченные предложения

  • Своей работой я сегодня … потому что …
  • Мне больше всего удалось …
  • Задания для меня показались .. потому что …
  • Я выполнял задания …
  • Я научился…
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.