Урок русского языка в 7 классе по теме «Стили литературного языка»
Урок русского языка в 7 классе тема урока: Стили литературного языка
Цели деятельности педагога |
Повторить известные учащимся стили речи. Развивать навыки анализа текста |
Тип урока |
Урок развития речи |
Планируемые |
Предметные: знать определение литературного языка, формы литературного языка (письменную и устную), стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный), их признаки, отличия друг от друга; жанры, Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
методы и формы |
Наблюдение над языком; проблемный метод; анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся |
Основные понятия |
Текст. Стили литературного языка. Формы языка |
Организационная структура урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы организации |
Универсальные |
Промежуточный |
||||||||||||
1. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения |
Словарно-орфографическая работа. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа |
Грамота – grammata (греч.) – «чтение и письмо». – В каком значении употреблено слово грамота? Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А. С. Пушкин.) После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота. (А. П. Чехов.) Царский манифест… оказался филькиной грамотой. Фамилии авторов на слайде с предложениями не указаны. – Откуда, по-вашему, взяты тексты? (Из книг.) – Как вы это определили? (Авторы используют книжную лексику, образные выражения.) Открываются фамилии, имена, отчества авторов текстов на слайде |
Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Уст- информации |
||||||||||||
2. Целеполагание и построение выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам |
Сообщение учителя. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности. Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество. Предлагает для заполнения с помощью справочной литературы и учебника таблицу «Стили современного русского литературного языка» |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним |
Фронтальная |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану |
Вопросы для уточнения информации |
||||||||||||
3. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Работа в группах по заполнению с помощью справочной литературы и учебника таблицы. (Каждая группа готовит материал об одном стиле речи и заполняет соответствующую графу таблицы.) Выступления с сообщениями, составление сводной таблицы |
Образец таблицы. СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
|
Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта |
Групповая, индивидуальная |
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки |
Уст- |
||||||||||||
4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах. Выполнение упражнений разного уровня сложности |
Распознавание стилей речи. Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, определяют стиль. Работа может быть проведена с использованием карточек. 1. Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.) 2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. 3. Возле речки, у обрыва, Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дернул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам пойти спросить? И. Токмакова. «Ива» (Художественный.) |
Строят понятные для партнера высказывания, выполняют задания под руководством учителя и самостоятельно |
Групповая, индивидуальная |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, приобретают умения делать обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли |
Задают вопросы для уточнения информации, практическая работа в тетрадях |
||||||||||||
5. Включение в систему знаний и повторение |
Дифференцированный тест по теме урока. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание за работу на уроке |
Уровень А. 1. Определите стиль речи. – Оля, а кто такой Тимур? – …это один царь такой… злой, хромой, из средней истории. 1) Художественный; 2) научный; 3) разговорный. 2. Определите стиль речи. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные сучья дерев мирно белеет неподвижное небо. 1) Художественный; 2) научный; 3) разговорный. 3. Найдите ошибку в стилистическом разборе текста. Осень – время года, продолжающееся в северном полушарии Земли со дня осеннего равноденствия (23 сентября) по день зимнего солнцестояния (22 декабря). В житейском обиходе осенью принято называть сентябрь, октябрь и ноябрь. 1) Стиль речи – научный. 2) Цель речи – передача точной научной информации. 3) Равноденствие, солнцестояние, северное полушарие – эпитеты. Уровень В. 1. Определите стиль данных ниже текстов. 2. Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля. 3. Как называются эти языковые средства? 1) Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, 2) – А какая Италия? – Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты всякие растут сладкие да вкусные. 3) Италия – государство на юге Европы, на Средиземном море. Климат средиземноморский: жаркое, сухое Уровень С. (1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5 – 6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло мне! 1. Из данных предложений вычлените три текста – разговорного, научного и художественного стиля. Укажите номера предложений. Разговорный ______________________________________ Научный _________________________________________ Художественный __________________________________ 2. Укажите отличительные особенности каждого стиля. Приведите из текстов примеры языковых средств, характерных для данного стиля. Создает условия для конструирования собственных средств учебной деятельности, формирования умения различать свои способы действия и способы действия сверстников, координировать их, выстраивая совместную деятельность, уметь адекватно и дифференцированно оценивать себя |
Отвечают на вопросы, оценивают работы одноклассников. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Выполнение упражнений в тетрадях, оценивание учащихся за работу |