Опыт работы в период дистанционного обучения в 6 классе: конструктивные планы учебных занятий по русскому языку и литературе на дистанционном обучении
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Опыт работы в период дистанционного обучения:
конструктивные планы учебных занятий
по русскому языку и литературе
на дистанционном обучении (часть 1)
6 класс
к УМК «Русский язык. Ладыженская Т. А. - Бархударов С. Г.»
к УМК «Литература. Коровина В.Я.»
(5-9 классы)
Материалы подготовлены учителем
русского языка и литературы
Никитиной Е.А.
Смоленск- 2020
Пояснительная записка
Дистанционное обучение, на которое пришлось перейти образовательным организациям весной 2020 г., требовало пересмотра всей системы подачи учебного материала обучающимся. Такая форма обучения как дистанционная система должно включать в себя следующие компоненты: цель обучения, содержание обучения, участники процесса, методы, средства и формы обучения, аудио и видеоматериалы (ссылки на подобранные из сети «Интернет» видеоматериалы имеются в планах занятий).
Отдельно представленные конструктивные планы учебных занятий по литературе и русскому языку составлены были в период дистанционного обучения 2020 г., задания были систематизированы в соответствии с темами, представленными в учебниках по литературе и русскому языку для 6 класса (УМК «Русский язык. Ладыженская Т. А. - Бархударов С. Г.», УМК «Литература. В.Я. Коровина» (5-9 классы).
К уроку литературы в 5 классе (на 06.04.2020г.)
«Художественные особенности пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
Рубрика 1 «Работаем с биографическим материалом»
Задание 1.Внимательно прочитайте стр. 90-91 учебника. После прочтения материал зафиксируйте в тетрадь в форме таблицы «Сведения о С.Я. Маршаке».
ФИО писателя | Годы жизни | Место рождения | Образование | Журналы, где печатался автор | Пьеса-сказка (с указанием на какую сказку похожа) |
| | | | | |
Рубрика 2 «Работаем с литературным термином»
Задание 2. Запишите термин и его характеристики в тетрадь и выучите.
Пьеса - литературное произведение для постановки на сцене театра.
Особенности пьесы:
1)Перед произведением есть афиша (список героев с краткой характеристикой. Пример: Учитель Королевы - профессор арифметики и чистописания).
2)Герои повествуют о событиях по ролям.
3)Есть ремарки (это замечания автора текста. Пример: Профессор (тяжело вздыхая).
4) В пьесе текст делится на действия (крупные части) и явления (главы).
Рубрика 3 «Работаем с текстом произведения»
Задание3. Для проверки уровня знаний по содержанию прочитанной пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (часть 1) предлагается письменно ответить на вопросы (исключайте однозначность ответов «Да», «Нет»).
Назовите возраст Королевы.
Какие предметы преподавал Королеве Профессор?
Нравилось ли Королеве аккуратно писать? Почему?
Чем отличалась классная комната Королевы от обычного учебного класса?
Какой по форме текст был использован Профессором для диктанта (стихотворный или прозаический)?
Какие документы принёс Канцлер Королеве для подписи?
Чем было вызвано королевское решение казнить человека?
Как Королева обосновывает наличие орфографических ошибок в своём тексте?
Как вы понимаете, с чем связаны вычислительные ошибки Королевы?
Испытывает ли чувство уважения Королева к своему Учителю? Почему?
В чём состояло «новогоднее» открытие для Королевы?
Какое заветное желание появилось у Королевы после рассказа о месяцах года?
В чём состоял новый невыполнимый указ Королевы?
В чём состояла функция Глашатая?
К уроку литературы в 5 классе (на 07.04.2020г.)
«Традиции пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев.
Система образов-персонажей»
Рубрика 1 «Работаем с литературным термином»
Задание 1.Внимательно прочитайте информацию и зафиксируйте в тетрадь.
Почему произведение «Двенадцать месяцев» именуется пьеса-сказка?
Пьеса-сказка строится по законам драматического жанра. В основе может лежать известный сказочный сюжет, но от него, как правило, остаётся только последовательность развития событий.
Рубрика 2 «Работаем с текстом произведения»
Задание 2. Для проверки уровня знаний по содержанию прочитанной пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (часть 2, учебник) предлагается письменно ответить на вопросы (исключайте однозначность ответов «Да», «Нет»).
Где жили Падчерица, Мачеха и её Дочка?
Почему Мачеха не отпустила свою Дочку искать подснежники?
Как соседи характеризовали Падчерицу?
Почему Мачеха считает Падчерицу неблагодарной?
Благоразумно ли было Мачехе отправить Падчерицу поздно вечером в лес? Почему?
Какой зверёк напугал совсем замёрзшую Падчерицу?
Хорошо ли жилось Падчерице с Мачехой? Найдите её мнение в тексте.
Каким образом Падчерица нашла дорогу к костру Братьев-месяцев?
Сколько было Братьев-месяцев? Каких возрастов были Месяцы?
10.Почему в сказке нарицательные существительные пишутся с заглавной буквы? Например: Мачеха, Падчерица, Королева. В каком жанре используется такой же приём?
К уроку литературы в 5 классе (на 11.04.2020г.)
Обучение домашнему сочинению по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака: «Падчерица и Королева»
Классная работа
Рубрика 1 «Отвечаем на вопросы»
Задание 1. Запишите в тетрадь ответы на вопросы.
В чём близки и чем различны Падчерица и Королева?
- С чего бы вы начали это сочинение?
- Чем похожи Падчерица и Королева?
- В чем отличие их характеров?
- Кто из героинь меняется по ходу пьесы?
- Как автор относится к героиням?
- Какой сделаете вывод?
Рубрика 2 «Фиксируем план сочинения»
Задание 2.Внимательно прочитайте тему и план к сочинению, зафиксируйте в тетрадь.
I. Вступление. «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака - пьеса о силе честной бедности и о слабости высокомерного богатства.
II. Падчерица и Королева: черты сходства и различия.
1. Социальное положение героинь.
2.Отношение к труду героинь.
3.Черты характера героинь (с указанием).
4.Поступки героинь по отношению к окружающим.
5. Какое влияние каждая из героинь оказала на жизнь другой?
III. Заключение. Почему Братья- месяцы впервые лично помогли человеку – трудолюбивой Падчерице? Какие уроки вынесли из содержания сказки-пьесы?
Домашняя работа
Рубрика 3 «Пишем сочинение»
Задание 3. Составьте текст сочинения по плану и в соответствии с указанной темой. Не забывайте свои слова подкреплять цитатами из текста. Объём сочинения без учёта слов в плане - от 100 до 170 слов (примерно 1 стр.- 1,5 стр.)
Дополнительно
Рубрика 4 «Смотрим короткий буктрейлер по пьесе - сказке»
https://youtu.be/rJzYdzDfGzs
К уроку литературы в 5 классе (на 21.04.2020г.)
«Образ Васютки по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Рубрика 1 «Анализируем текст произведения»
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы по содержанию.
1. К кому утром обратился Васютка: «Ну, чего смотришь? Не узнала?»
2.Как Васютка узнал, что вдали таёжная речка?
3.Куда спрятался мальчик от холодного осеннего дождя?
4. С чем сравним слабый гудок парохода, услышанный Васюткой?
5. Как Васютка понял, что его заметили на пароходе?
6. Название спасительного судна для Васютки?
7. О чём поведал Васютка отцу по дороге к озеру?
Рубрика 2 «Рассуждаем по тексту произведения»
Задание 2. Выразите письменно своё мнение, ориентируясь на поставленные вопросы.
1. Что помогло, по вашему мнению, Васютке выжить, выйти из леса?
2.Как вы считаете: какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?
3.Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?
Рубрика 3 «Творческая разминка по тексту произведения»
Задание 3. Составьте краткую инструкцию (5 предложений), используя знания текста рассказа.
Инструкция «Как выжить в лесу по советам Васютки».
Рубрика 4 «Делаем дома»
Задание 4. 1.Дочитайте рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
2.Составление карты. Оценивается более точное и понятное изображение
Нарисуйте путь следования Васютки, обозначив на нем какими-либо изображениями (рисунками) эпизоды этого путешествия.
Отправление – встреча с кедровкой – встреча с глухарем – «Заблудился!» - подготовка к ночи (разжигание огня, запасание дров на ночь, приготовление еды) - подготовка к походу на север – болото - выход к озеру – охота – ночевка на озере-Нахождение подбитой им утки – Васютка заметил лиственный лес -выход к реке – дождь- ночевка под дождем - берег Енисея – пароход – рыбацкий бот – дорога домой – встреча – возвращение на Васюткино озеро).
К уроку литературы в 5 классе (на 25.04.2020г.)
Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Рубрика 1 «Подготовка к сочинению»
Задание 1. Прочитайте внимательно « История появления рассказа «Васюткино озеро: от школьного сочинения до популярного произведения»
История написания первого рассказа для детей Виктора Петровича Астафьева очень интересна. Жил в таёжном городке учитель словесности Игнатий Дмитриевич Рождественский. Уроки его дети любили, никогда не прогуливали, а наоборот, ждали с нетерпением. Учитель часто водил ребят на экскурсии, рассказывал сказки и легенды о таёжном крае, о храбрых охотниках и рыбаках. Ему хотелось, чтобы дети научились мечтать, находить в окружающем мире прекрасные моменты.
Часто учитель задавал сочинения на свободную тему. Будущий писатель учился тогда в пятом классе. В начале учебного года Игнатий Дмитриевич предложил детям написать сочинение о том, как они провели лето. И Витя Астафьев рассказал о том, как он заблудился в тайге, как несколько дней бродил по незнакомым местам, как нашёл удивительное озеро. Сочинение очень понравилось и учителю, и детям. Его даже опубликовали в школьной стенной газете под названием «Жив».
Прошли годы. Виктор Астафьев не раз с благодарностью вспоминал любимого учителя, который помог ему найти свою дорогу в литературе. Через много лет эта история из далёкого детства подтолкнула писателя на создание рассказа под названием «Васюткино озеро».
Классная работа
Задание 2.Внимательно прочитайте тему и план к сочинению, зафиксируйте в тетрадь.
Сочинение.
Тема: «Тайга - наша кормилица, хлипких не любит. Становление характера Васютки».
Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
План.
I. Вступление. Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» родом из детства.
II. 1.Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» (общая характеристика героя: сколько было лет, где жил, где учился).
2.Становление характера Васютки:
1) забота Васютки о рыбаках;
2) поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение;
3) знание законов тайги, внимание к природе;
4) забота Васютки об общем деле.
III. Заключение. Каким для вас запомнился Васютка? Чему вас научил данный рассказ?
Домашняя работа
Рубрика 2 «Пишем сочинение»
Задание 3. Составьте текст сочинения по плану и в соответствии с указанной темой. Не забывайте свои слова подкреплять цитатами из текста. Объём сочинения без учёта слов в плане - от 100 до 170 слов (примерно 1 стр.- 1,5 стр.)
27.04.2020. Литература. 5 класс.
Тема: «Произведения смоленских авторов о красоте родной земли».
1. Слушаем короткий аудиоурок: https://youtu.be/f1I14G7lEwY
2. Знакомимся с выразительным чтением стихотворений А. Т. Твардовского «Станция Починок» и М.В. Исаковского «Апрель в Смоленске» https://youtu.be/bm9HPD2TNCY
3.Домашнее задание: выразительно прочитать стихотворения Н.И. Рыленкова «Всегда задумчива…», А.М. Бодренкова «Смоленск» (приготовить аудиозапись собственного выразительного чтения одного стихотворения).
27.04.2020. Литература. 5 класс.
Тема: «Произведения смоленских авторов о красоте родной земли».
Классная работа
1.Знакомимся с информацией о смоленском поэте А. Т. Твардовском
(запишите основные сведения в тетрадь).
Будущий знаменитый поэт Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье в Починке (Смоленская область) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича и Марии Митрофановны. Отец был человеком начитанным, и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова. Стихи Александр начал сочинять рано, будучи неграмотным, поэтому не мог их записать. Первое
стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд. Тема бережного отношения к природе родного края осталась навсегда в поэзии Твардовского.
2. Прочитайте внимательно стихотворение А.Т. Твардовского «Станция Починок».
За недолгий жизни срок,
Человек бывалый,
По стране своей дорог
Сделал я немало.
Под её шатром большим,
Под широким небом
Ни один мне край чужим
И немилым не был.
Но случилося весной
Мне проехать мимо
Маленькой моей, глухой
Станции родимой.
И успел услышать я
В тишине минутной
Ровный посвист соловья
За оградкой смутной.
Он пропел мне свой привет
Ради встречи редкой,
Будто здесь шестнадцать лет
Ждал меня на ветке.
Счастлив я.
Отрадно мне
С мыслью жить любимой,
Что в родной моей стране
Есть мой край родимый.
И еще доволен я –
Пусть смешна причина,-
Что на свете есть моя
Станция Починок.
3. Знакомимся с информацией о смоленском поэте М.В. Исаковском (запишите основные сведения в тетрадь).
Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда. Родом русский поэт из бедной крестьянской семьи. Учился в гимназии, однако тяжелое материальное положение заставило его бросить обучение в 6 классе и пойти работать. Первое стихотворение Исаковского было напечатано в 14 лет. Потом работал учителем, был редактором газеты «Рабочий путь». Через всё творчество поэта прошла тема любви к родному краю.
4. Прочитайте внимательно стихотворение М.В. Исаковского «Апрель в Смоленске».
Прокатилась весна тротуаром,
Расколола суровые льды.
Скоро, скоро зеленым пожаром
Запылают на солнце сады.
Все шумнее ватага воронья,
Все теплей перелив ветерка
К уроку русского языка в 5 классе (на 09.04.2020г.)
«Существительные во множественном числе именительном падеже»
Рубрика 1 «Объясняем теоретический материал»
Задание 1.Внимательно изучите теоретический материал с примерами, зафиксируйте материал в «ученический словарь», выучите информацию.
1. В русском языке существительное единственного числа 2 склонения мужского рода в именительном падеже с нулевым окончанием не вызывает вопросов. Но! У такой формы существительного при переходе во множественное число появляются варианты окончаний: -ы (-и) или -а (-я).
2.Образование многих существительных во множественном числе именительном падеже не вызывают затруднений:
Стол (ед.ч., 2 скл., И.п.)- столы(мн.ч., И.п.).
Голос (ед.ч., 2 скл., И.п.)- голоса(мн.ч., И.п.).
3.Формы же других существительных во множественном числе именительном падеже надо запомнить.
Сущ. И.п. мн.ч. с окончаниями -ы (-и) | Сущ. И.п. мн.ч. с окончаниями -а (-я) |
Инженеры Шофёры Бухгалтеры Инспекторы Тренеры Слесари Токари Договоры Кремы Месяцы Госпитали Возрасты Торты Офицеры Договоры Гербы Маляры | Директора Профессора Доктора Веера Тетерева Окорока Якоря Катера Адреса Повара Поезда Сорта Сторожа Паспорта Мастера |
4. В зависимости от значения некоторые существительные во мн.ч. имеют - ы (-и) или -а (-я). Пропуски (уроков) – пропуска (документ для входа), годы – года (книжная или разговорная форма).
Примечание!!! Материал ориентирован на тему части параграфа 98 учебника, однако значительно расширен.
Рубрика 2 «Проверяем теорию на практике»
Задание 2. Используя записанный выше материал, составьте 10 предложений с указанными словами, чтобы они стояли в форме множественного числа.
1) Адрес. 2) Доктор. 3) Слесарь. 4)Сорт. 5)Возраст. 6)Инженер. 7)Тетерев. 8)Бухгалтер. 9) Мастер. 10) Месяц.
К уроку русского языка в 5 классе (на 13.04.2020г.)
«Правописание О - Е после шипящих и Ц
в окончаниях существительных»
Рубрика 1 «Изучаем теоретический материал»
Задание 1. Изучаем новую тему по языковому материалу (записи производятся в рабочую тетрадь после написания «Тринадцатое апреля. Классная работа.)
Предлагаю провести исследовательскую работу и сделать открытие: в каких случаях пишется -О, в каких-Е?
1)Зафиксируйте слова по столбцам
Борщом борцов дворцом кольцо межой лапшой ключом | Товарищем горцев полотенцем сердце репортажем юношей встречей |
2)Какой частью речи являются данные слова? (Запишите ответ)
3)В какой морфеме (части слова) выделены буквы О и Е? (Запишите ответ)
4)После каких согласных стоят эти буквы? (Запишите ответ)
5)Определите ударение в записанных словах?
6) Сделайте вывод: от чего же зависит правописание о – е в окончании имён существительных? Попробуйте сформулировать самостоятельно правило.
- Давайте теперь прочитаем правило в учебнике. Точно ли мы его сформулировали.
Задание 2. Изучите параграф учебника 99, произведите записи правила №18 (с примерами и обозначением) в «рабочий» словарь.
Рубрика 2 «Проверяем теорию на практике»
Задание 3. Выполните упражнение 556.
Примечание!!! Помните: графическое обозначение орфограмм и выполнение указанных разборов в тексте упражнения обязательны.
К уроку русского языка в 5 классе (на 16.04.2020г.)
«Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Рубрика 1 «Проверяем владение теоретическим материалом»
Задание 1. Проверочный опрос по теме «Имя существительное»
1. Каково общее значение имени существительного?
2. Какими бывают морфологические признаки?
3.Назовите постоянные признаки существительного.
4. Назовите непостоянные признаки существительного.
5. Какую синтаксическую роль выполняют имена существительные в предложении?
6. На какие вопросы отвечает подлежащее?
7. На какие вопросы отвечает дополнение?
8. На какие вопросы отвечает обстоятельство?
9. Какая часть речи называется именем существительным?
10. Как изменяются имена существительные?
Рубрика 2 «Смотрим короткий видеоурок»
https://youtu.be/FB7U6z0VWi8
Рубрика 3 «Проверяем теорию на практике»
Задание 2. Выполните упражнение 561 (стр. 79, учебник).
К уроку русского языка в 5 классе (на 17.04.2020г.)
«Контрольный диктант (интерактивный)
с грамматическим заданием: «Имя существительное»
Рубрика 1 «Интерактивный контрольный диктант»
Задание 1. Восстановите текст, убирая пропуски букв и добавляя необходимые знаки препинания.
К лючие шипы дикой розы встретиш под (м/М)осквой и в (С/с)ибир в Средн й Азии и на Дальн м Восток .
Ш повник л сное р стение. Ар мат цв тков как у розоч ки. Плоды - красные яг ды с толстой кожиц й. Ш повник бывает разных видов. Самый красивый р стёт на острове (с/С)ахалине. Плоды такие крупные, что их зовут сахалинскими ябл ками.
Ш повник селит ся у самой кромки морского бер га. Плоды падают в воду плывут мимо пляж й и скал.
Прибой подхватывает их разбивает о камн . С мена высыпают ся быстро прор стают. А на пляже прибавляют ся новые кусты ш повника.
У всех ш повников мощ ные корневища. Они хорошо укр пляют почву. Даже сильные ливни (не)смывают почву с гор, где р стёт ш повник.
Рубрика 2 «Контрольные задания»
Задание 2. Выполните контрольные задания по теме «Существительное»
Задания к тексту:
1. Выпишите сначала собственные существительные с безударными окончаниями, потом - нарицательные существительные. Определите склонение и падеж этих существительных.
2. В словах с чередованием гласных в корне подчеркните условие выбора написания.
Задания к тексту:
1. Выпишите сначала собственные существительные с безударными окончаниями, потом - нарицательные существительные. Определите склонение и падеж этих существительных.
2. В словах с чередованием гласных в корне подчеркните условие выбора написания.
Задания к тексту:
1. Выпишите сначала собственные существительные с безударными окончаниями, потом - нарицательные существительные. Определите склонение и падеж этих существительных.
2. В словах с чередованием гласных в корне подчеркните условие выбора написания.
1.Выпишите сначала собственные существительные с безударными окончаниями, потом - нарицательные существительные. Определите склонение и падеж этих существительных.
2.В словах с чередованием гласных в корне подчеркните условие выбора написания.
3. Выполните морфологический разбор существительного из словосочетания «р стёт на острове».
К уроку русского языка в 5 классе (на 23.04.2020г.)
«Окончания имен прилагательных после шипящих и Ц»
Рубрика 1 «Смотрим видеоурок по новой теме»
Рубрика 2 «Изучаем теоретический материал»
Задание 1. Изучите параграф учебника 102 (стр. 89), производим записи в «рабочий» словарь.
Рубрика 3 «Проверяем теорию на практике»
Задание 2. Выполните упражнение 583 (стр. 89, учебник).
Задание 3. Запишите текст, графически обозначьте орфограмму.
Байкал настолько больш…й, что люди называют его морем. Путешествуя по Байкалу, встретишь на берегу неуклюж...го тюленя.
В дремуч...м прибайкальском лесу увидишь могуч…го медведя, рыж…го лиса, пушистую белку, быстрого оленя. Леса Прибайкалья нельзя представить без колюч…го шиповника, чьи плоды являются пищей для многих животных.
- Какие ещё орфограммы вы увидели?
Рубрика 4 «Делаем дома»
Задание 4. Выполните упражнение 584 и выучите правило.
К уроку русского языка в 5 классе (на 20.04.2020г.)
«Имя прилагательное как часть речи»
Рубрика 1 «Изучаем теоретический материал»
Задание 1. Наблюдение языкового материала.
Выпишите в тетрадь два слова, которые отличаются от остальных. Поставьте к ним вопрос. К какой части речи они принадлежат?
Цыган, на цыпочках, акация, цифра, жёлудь, шоколад, шёлк, жёрдочка, шорох, врачом, товарищем, жёлтый, чёрный.
Задание 2. Изучите параграф учебника 101, произведите записи в «рабочий» словарь.
- Почему часть речи называют прилагательным?
- Имеет значение «приложенное к чему-либо», «прилагается».
1)Мы читали интересный (какой? полная форма прил.) рассказ.
2) Рассказ был хорош (каков? краткая форма прил.)
Рубрика 2 «Проверяем теорию на практике»
Задание 2. Выполните упражнение 565 (учебник).
Примечание: поработайте над значением словарных слов «аллея», «изумрудный». Составьте предложение с данными словами.
Задание 3. Выполните упражнение 567 (учебник).
Рубрика 3 «Делаем дома»
Задание 3. Выполните упражнение 574 и выучите правило.