Опыт работы в период дистанционного обучения в 11 классе: конструктивные планы учебных занятий по русскому языку и литературе на дистанционном обучении
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Опыт работы в период дистанционного обучения:
конструктивные планы учебных занятий
по русскому языку и литературе
на дистанционном обучении
11 класс
к УМК «Русский язык. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мещерина М.А.»,
к УМК «Литература. Лебедев Ю.В., Журавлёв В.П.»
(10-11 классы)
Материалы подготовлены учителем
русского языка и литературы
Никитиной Е.А.
Смоленск- 2020
Пояснительная записка
Дистанционное обучение, на которое пришлось перейти образовательным организациям весной 2020 г., требовало пересмотра всей системы подачи учебного материала обучающимся. Такая форма обучения как дистанционная система должно включать в себя следующие компоненты: цель обучения, содержание обучения, участники процесса, методы, средства и формы обучения, аудио и видеоматериалы (ссылки на подобранные из сети «Интернет» видеоматериалы имеются в планах занятий).
Отдельно представленные конструктивные планы учебных занятий по русскому языку и литературе (для 11 класса) составлены были в период дистанционного обучения 2020 г., задания были систематизированы в соответствии с темами, представленными в учебниках по русскому языку и литературе для 11 класса (УМК «Русский язык. 10- 11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мещерина М.А.», УМК «Литература. Лебедев Ю.В., Журавлёв В.П.» (10-11 классы).
К уроку русского языка в 11 классе (на 06.04.2020г.) (часть 1, урок 1)
«Грамматические ошибки при построении сложноподчинённого предложения»
Рубрика 1 «Объясняем теоретический материал»
Задание 1.Внимательно изучите теоретический материал с примерами, зафиксируйте материал в «ученический словарь», выучите информацию, поскольку она ориентирована на задание 7 ЕГЭ.
№ | Вид ошибки | Ошибочный пример | Исправленный пример |
1 | Неверное присоединение придаточной части, создающее значение неоднозначности | Лошади генералов, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. | Комментарий. Определяемое слово – лошади, а не генералы. Генеральские лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. |
2 | Нарушение формы союзного слова в придаточной части | Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии. | Комментарий. Юноши (какие?) которые. Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии. |
3 | Согласование подлежащего и сказуемого в сложном предложении | Все те, кто интересуется театром, знает имя Шекспира. | Комментарий. Главное пред-ложение: Все те (мн.ч.) знает (ед.ч.) имя Шекспира - но подлежащее и сказуемое должны быть в форме одного числа. Все те (мн.ч.), кто (ед.ч.) интересуется (ед.ч.) театром, знает (мн.ч.). |
4 | Некорректное употребление местоимения в изъяснительном придаточном | Все заметили о том, что город готов принять Олимпиаду. | Комментарий. В главном предложении указательное местоимение излишне. Все заметили, что город готов принять Олимпиаду. |
5 | Отсутствие указательного местоимения | Мы благодарны им, что живём под мирным небом. | Комментарий. В главном предложении указательное местоимение необходимо. Мы благодарны им за то, что живём под мирным небом. |
Рубрика 2 «Проверяем теорию на практике»
Задание 2. Запишите предложения с грамматическими ошибками. Перестройте предложения, чтобы ошибок не было. Объясните каждую ошибку (как было сделано в таблице задания 1).
1)Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализует свои жизненные планы.
2)Она говорила о том, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
3)Мама ругает меня, что я всегда разбрасываю свои вещи.
4)Текст принадлежит перу Н.В. Гоголя, в котором поднимается тема ничтожности бедного человека.
5)В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий.
6)Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.
7)Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом.
8) Все, кто бывали на Белом море, знают много о северной рыбалке.
К уроку русского языка в 11 классе (на 07.04.2020г.) (часть 2, урок 2)
«Ошибки грамматики в сложноподчинённом предложении»
Рубрика 1 «Объясняем теоретический материал»
Задание 1.Внимательно изучите теоретический материал с примерами, зафиксируйте материал в «ученический словарь», выучите информацию, поскольку она ориентирована на задание 7 ЕГЭ.
№ | Вид ошибки | Ошибочный пример | Исправленный пример |
6 | Ошибочный разрыв между определяемым словом и придаточным предложением | Я хочу сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и истории, которым я раньше не занимался. | Комментарий. Слово «история» - ж.р., значит, к союзному слову «которым» подходит иное слово. Я хочу сдать ЕГЭ по математике, истории и русскому языку, которым я раньше не занимался. |
7 | Нарушение видо-временной соотнесённости сказуемых | Когда он спал, то видит сон. | Комментарий. Когда он спал (прош.вр.), то видит (наст.вр.) сон. В предложении время глаголов должно быть одинаковым. Когда он спал, то видел сон. |
8 | Смешение прямой и косвенной речи | Студент грустно сказал, что я пока не готов отвечать. | Комментарий. Местоимение «я» можно использовать в прямой речи, в косвенной – «он», «она». Студент грустно сказал, что он пока не готов отвечать. |
9 | Неоправданное соседство двух союзов | Они мечтали, чтобы, когда наступит весна, расцветёт старая черёмуха. | Комментарий. Союзы «чтобы», «когда» не сочетаются в единстве. Они мечтали, чтобы старая черёмуха расцвела при наступлении весны. |
10 | Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов | Когда тяжёлый бой уже закончился, но ещё кое-где слышны были отдельные выстрелы. | Комментарий. Сочинительный «но» и подчинительный «когда» не сочетаются. Когда тяжёлый бой уже закончился, ещё кое-где слышны были отдельные выстрелы. |
11 | Соединение придаточного предложения и причастного оборота в одном предложении | Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. | Комментарий. Причастный оборот нужно заменить. Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжает заниматься наукой. |
Рубрика 2 «Проверяем теорию на практике»
Задание 2. Запишите предложения с грамматическими ошибками. Перестройте предложения, чтобы ошибок не было. Объясните каждую ошибку (как было сделано в таблице задания 1).
1)Он увидел молодую девушку, пришедшую за водой и которая поразила его своей красотой.
2)Когда ударил гром, сверкает молния.
3)Пётр Иванович заявил, что я не согласен с общим решением.
4)Многие фильмы мне хорошо запомнились, которые я смотрел в детстве.
5)Он сказал, что, когда учитель позволит, мы зададим вопросы.
6)Снег выпал, когда наступило утро, и мы пошли делать снеговика.
К уроку русского языка в 11 классе (на 09.04.2020г.)
«Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. Постановка запятой и точки с запятой»
Рубрика 1 «Объясняем теоретический материал»
Задание 1.Внимательно изучите теоретический материал с примерами, зафиксируйте материал в «ученический словарь», выучите информацию, поскольку она ориентирована на задание ЕГЭ.
1.Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это предложение, части которого (предикаты) соединены по смыслу и с помощью интонации (при помощи знаков препинания на письме).
2.Части бессоюзного сложного предложения (простые предложения) находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в разных знаках препинания.
3.В бессоюзном сложном предложении между частями знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
4.Разберёмся: в каком случае между частями БСП ставим запятую, а в каких – точку с запятой.
Запятая в БСП.
1)Луна была полной , январская ночь тиха. [. …….], [ …….].
(Запятая между частями БСП, поскольку обычное перечисление двух событий, простые предложения в составе сложного ничем не осложнены).
Точка с запятой.
1) Нет ни ветра, ни солнца, ни света, ни тени, ни шума; в осеннем воздухе разлит сладковатый запах прелых листов.
(Точка с запятой между частями БСП, так как 1-ое предложение осложнено однородными дополнениями, то есть значительно распространено - внутри одного из предложений уже были запятые).
2) Обед закончился; Владимир любил в течение дня читать.
(Точка с запятой между частями БСП, так как 1-ое предложение со 2-ым тесно по смыслу не связаны).
Примечание!!! Материал ориентирован на тему части параграфа 98 (стр.137) учебника, однако значительно расширен.
Рубрика 2 «Проверяем теорию на практике»
Задание 2. Выполните упр.456 (учебник). Переписывая каждое предложение, в скобках укажите причину постановки запятой или точки с запятой между частями БСП (как это сделано в теоретическом объяснении выше). Составляем к каждому предложению схему.
Задание 3. Запишите отрывок и поясните постановку «;».
…Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит; лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит.
Рубрика 3 «Знакомимся с лексическим значением слов»
Задание 4. Воспользуйтесь любым толковым словарём (можно через Интернет -ресурс, если нет бумажного) и поясните слова: «амфитеатр», «палисадник», «галерея», «вернисаж», «гостиная».
К уроку русского языка в 11 классе (на 10.04.2020г.) -2 урока
«Функционал двоеточия. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, дополнения»
Рубрика 1 «Объясняем теоретический материал»
Задание 1.Внимательно изучите теоретический материал с примерами, зафиксируйте материал в «ученический словарь», выучите информацию, поскольку она ориентирована на задание ЕГЭ.
1.Двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.
2.Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном - играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
3.Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.
Двоеточие в простом предложении
Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду: на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.
Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами
При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду, а именно: на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.
Двоеточие в БСП.
Правило 3. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.
1.Вторая часть БСП поясняет то, о чём говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно»).
Она пишет грамотно («а именно»): никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания.
2. Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чём говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что).
Она пишет очень грамотно («потому что»): она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память.
3.Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чём говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что).
Она знает («что»): читать книги не только интересно, но и очень полезно для учёбы.
Примечание!!! Материал ориентирован на тему части параграфа 98 (стр.138) учебника, однако значительно расширен (возможен дополнительно просмотр видеоурока: https://youtu.be/h9w3fat99gk).
Рубрика 2 «Проверяем теорию на практике»
Задание 2. Запишите предложения и поясните подробно постановку «:» (как это сделано в теоретическом объяснении выше). Составляем к каждому предложению схему. Внимание: другие знаки препинания также расставьте.
1)Отец совершил несколько будничных движений достал бумажник порылся в нём извлек две старые трешницы получил билеты.
2)Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка.
3)Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей она научит вас уважать человека.
4)Одного только я не понимаю как она могла тебя укусить?
5)Сухими болотами называют места носящие в себе все признаки некогда существовавших болот как-то кочки следы родниковых ям и разные породы болотных трав.
6)Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно помалкивали.
7)До сих пор удивительным и неразгаданным остается кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула?
8)Степь весело пестреет цветами ярко желтеет дрок скромно синеют колокольчики белеет целыми зарослями пахучая ромашка дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.
Рубрика 3 «Знакомимся с лексическим значением слов»
Задание 3. Воспользуйтесь любым толковым словарём (можно через Интернет - ресурс, если нет бумажного) и поясните слова: «аппликация», «экспресс», «комментарий», «дирижабль».
К уроку русского языка в 11 классе (на 13.04.2020г.)
«Тире в бессоюзном сложном предложении со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения»
Рубрика 1 «Смотрим видеоурок»
Рубрика 2 «Фиксируем информацию в словарь»
(используем материалы видеоурока и параграфа 98; в учебнике статья «Тире в бессоюзном сложном предложении», стр.138).
Рубрика 3 «Проверяем теорию на практике»
Задание 1. Составьте примеры предложений по заявленным схемам.
1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и)
2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но)
3) [ время ] – [ ]. (когда)
[ условие ] – [ ]. (если)
4) [ ] – [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что)
5) [ ] – [ результат, вывод ]. (так что, поэтому)
Задание 2. Выполняем упражнение 462 (учебник)
К уроку русского языка в 11 классе (на 17.04.2020г.)
Контрольная работа «Бессоюзное сложное предложение» (2 урока)
Рубрика 1 «Выполняем контрольную работу»
Часть 1. Напишите небольшую лингвистическую статью «Что мы знаем о бессоюзном сложном предложении?» (объём - от 50 слов).
Часть 2.Спишите предложения, в каждом обозначьте предикату. Объясните в скобках постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. Схемы обязательны.
1)Мир строит - война разрушает. 2)Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями. 3)Хочешь добиться уважения - начинай с себя. 4)Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду. 5)Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит. 6)Однажды вместо хлеба буфетчица резала пирог с повидлом – такое выпало счастье! 7)Посмотрит - рублём подарит. 8)В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул на сеновале.
Часть 3. Предложения спишите. Объясните постановку двоеточия и тире в данных предложениях.
1)Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел украсть с воза целого карася. 2)Подрастут лебедята — отец с матерью выведут их сначала на воду, а потом начнут учить летать.
Часть 4. Предложения спишите, расставьте знаки препинания, в каждом обозначьте предикату.
1)Будут деньги ( ) поедем на всё лето к морю. 2)Науку надо любить ( ) у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. 3)С первым лучом солнца он уже был на ногах( ) ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям. 4) Грачи улетели, лес обнажился ( ) поля опустели ( ) только не сжата полоска одна.
Часть 5. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, начертите схемы. Определите вид предложений (простое, сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное сложное предложение).
1)Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля. 2)Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени. 3)Волнистые облака рассеялись и стало жарко. 4)До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак. 5)Русский язык открывается в своем богатстве лишь тому кто по-настоящему любит и знает свой народ.
К уроку русского языка в 11 классе (на 20.04.2020г.)
«Понятие о многочленных сложных предложениях»
Рубрика 1 «Смотрим видеоурок»
Рубрика 2 «Фиксируем информацию в словарь»
(используем материалы видеоурока и параграфа 98; в учебнике статья «Сложное предложение с различными видами связи – союзной и бессоюзной», стр.139-140).
Рубрика 3 «Проверяем теорию на практике»
Задание 1. Выполняем упражнение 463 (учебник, стр.145)
Рубрика 4 «Выполняем дома»
Задание 2. Помогите своей сверстнице исправить недочёты в построении текста. Подумайте, где уместно воспользоваться однородными членами, обособленными приложениями, сложным предложением с разными видами связи или сложноподчинённым предложением с осложнённым главным предложением. Запишите исправленный вариант текста, объясняя расстановку знаков препинания.
А. С. Грибоедов был талантливым дипломатом. Он был историком, поэтом, драматургом. Он — человек прогрессивных идей своего времени. Он оставил после себя неизгладимый след в русской литературе. Он написал комедию «Горе от ума». В комедии он показал жизнь русского дворянства.
К уроку русского языка в 11 классе (на 21.04.2020г.)
«Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях»
Рубрика 1 «Смотрим видеоурок»
Рубрика 2 «Фиксируем информацию в словарь»
1.Предложения, которые содержат в своём составе три простых предложения и более, соединённые двумя (тремя) разными связями - многочленные сложные предложения.
2.В многочленных сложных предложениях простые предложения могут быть соединены между собой различными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной.
Например, в предложении Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь, и поэтому знаю: со мной ничего не случится! три части (сочинительная связь и бессоюзная связь). Первая и вторая части соединены сочинительной связью при помощи соединительного союза «и» и интонации. Вторая и третья части соединены бессоюзной связью и интонацией.
3.При всём многообразии сочетаний простых предложений в многочленных сложных предложениях комбинация в них видов синтаксической связи ограничена и сводится к следующей связи:
а) сочинительная и подчинительная:
Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (1блок - «и» – сочинительный союз, 2 блок-«как» -подчинительный союз.)
Схема этого предложения с блоками.
б) сочинительная и бессоюзная:
Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье. (1блок-бессоюзие, 2 блок -«но» – сочинительный союз.)
Схема этого предложения: с блоками:
в) подчинительная и бессоюзная:
Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою. (1 блок- «когда»– подчинительный союз, 2блок-бессоюзие).
Схема этого предложения с блоками:
г) сочинительная, подчинительная и бессоюзная:
В саду было просторно, и росли по территории сада одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.(1 блок – «и» – сочинительный союз, 2 блок – бессоюзие, 3 блок - « так что» - подчинительный союз.)
Составьте схему с блоками к данному предложению.
Рубрика 3 «Проверяем теорию на практике»
Задание 1. Запишите предложения, подчеркните предикаты. Определите вид связи в следующих предложениях. Составьте схему с блоками.
1. Вечер наступал уже садилось солнце а духота не уменьшалась.
2. Небо становилось хмурым и мутным когда ничего не разберешь и только по глянцевитой полосе на востоке и по кое-где уцелевшим звездам поймешь в чем дело.
3. Но вот пахнуло сыростью почтальон глубже ушел в воротник и студент почувствовал как неприятный холод пробежал сначала около ног.
4. Было незаметно как небо меняло свой цвет оно всё ещё казалось темным но уже видны были лошади и ямщик и дорога.
5. Вот три подряд двери тут жили барышни которые часто принимали у себя гостей а потому одевались чище всех жильцов и исправно платили за квартиру.
6.Загремел рояль грустный вальс из залы полетел в настежь открытые окна и все почему-то вспомнили что за окнами теперь весна.
7. Не обгорят рябиновые кисти от желтизны не пропадет трава как дерево роняет тихо листья так я роняю грустные слова.
Рубрика 4 «Выполняем дома»
Задание 2. Выполняем упражнение 465 (учебник, стр.146)
Задание 3. Какую роль выполняет пейзажная зарисовка в приведённом отрывке из повести «Отрочество» Л. Н. Толстого?
Солнце только что поднялось над сплошным белым облаком, покрывающим восток, и вся окрестность озарилась спокойно-радостным светом. Всё так прекрасно вокруг меня, а на душе так легко и спокойно... Дорога широкой дикой лентой вьётся впереди, между полями засохшего жнивья и блестящей росою зелени; кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с лёгкими клейкими листьями, бросая длинную неподвижную тень на засохшие глинистые колеи и мелкую зелёную траву дороги... Однообразный шум колёс и бубенчиков не заглушает песен жаворонков, которые вьются около самой дороги. Запах съеденного молью сукна, пыли и какой-то кислоты, которым отличается наша бричка, покрывается запахом утра, и я чувствую в душе отрадное беспокойство, желание что-то сделать — признак истинного наслаждения.
Благодаря каким синтаксическим особенностям текста писателю удалось избежать монотонности в описании природы и собственного состояния?
К уроку русского языка в 11 классе (на 23.04.2020г.)
«Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи»
Рубрика 1 «Смотрим видеоурок»
Рубрика 2 «Фиксируем информацию в словарь»
План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи
1.По цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное)
2. По эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное)
3.По наличию грамматических основ (простое или сложное. Количество простых предложений).
4.Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.
5. Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.
6. Объяснить расстановку знаков препинания.
7. После этого каждая часть разбирается отдельно как простое предложение.
При пунктуационном разборе многочленного предложения указывают:
1.Средства связи частей сложного предложения.
2.Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения с различными видами связи.
Рубрика 3 «Проверяем теорию на практике»
Задание 1. Выполните синтаксический и пунктуационный разбор предложений с составлением схем с блоками.
1. Уже давно стемнело, но тишины не было: в канаве за забором громко квакали лягушки. Когда я проснулся, уже давно рассвело: солнце стояло высоко в небе
2. В саду росли старые яблони, которые уже едва цвели, но всё равно они радовали глаз: мне вспоминалось детство, когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков.
Мы общались, но симпатии между нами не было, потому что ни он, ни я не могли забыть ту старую ссору
3. Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.
4.К речке нельзя было подойти: берега осыпались под напором стремительных льдин, дорожки заливало водой, которая выплёскивалась из берегов.
Рубрика 4 «Выполняем дома»
Задание 2. Выполните синтаксический и пунктуационный разбор к упр.469 (учебник).
27.04.2020. Русский язык. 11 класс.
Тема: «Период. Знаки препинания в периоде»
1. Смотрим презентацию «Период. Знаки препинания в периоде».
2. Изучаем теорию §99 (учебник, стр.150), фиксируем сведения в «рабочий словарь».
3.Выполняем упражнение 471(учебник, стр.151) письменно в тетрадь.
4.Домашнее задание:§99, выполнить упражнение 470 (учебник, стр.151).
28.04.2020. Русский язык. 11 класс.
Тема: «Сложное синтаксическое целое и абзац»
1. Смотрим видеоурок: https://youtu.be/q8bDTe-2w6Q
2. Изучаем теорию §100 (учебник, стр.153-155), фиксируем сведения в «рабочий словарь».
3. Выполняем упражнение 473(учебник, стр.155) письменно в тетрадь.
4.Домашнее задание:§100, выполнить упражнение 474(учебник, стр.155).
К уроку литературы в 11 классе (на 08.04.2020г.)
«Лирическая исповедь в стихотворениях Юрия Живаго
(по роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»).
Композиционный анализ на примере стихотворения «Гамлет».
(2 урока)
Рубрика 1 «Вспоминаем план анализа композиции стихотворения»
Задание 1. Прочитайте композиционный разбор стихотворения, зафиксируйте в тетрадь.
1)Внимательно прочитайте стихотворение. Разделите его на смысловые части: или по строфам (4 строки) или по смысловым отрезкам (2,6,8 строк).
2)Каждую смысловую часть выпишите отдельно и найдите к ней ведущую тему.
3)Найдите микротемы, которые складываются из повтора однокоренных слов или частотных употреблений какой-либо части речи.
4)Определите основную тему всей стихотворения.
5)Определите затекст произведения (затекст - может существует связь между лирическим героем и самим автором?).
6)Вновь вернитесь к перечитыванию произведения и представьте произведение в виде целостной картины событий - так вы подойдёте к определению подтекста (то, что скрыто в глубинах произведения). Найдите толкование неясных слов или образов, названий и явлений.
Рубрика 2 «Знакомимся с содержанием текста»
Задание 2. Прочитайте стихотворение и познакомьтесь со сведениями к его анализу.
Текст
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Сведения к стихотворению «Гамлет» Пастернака
Бессмертная трагедия Шекспира «Гамлет» не потеряла своей актуальности и в наше время. Поднятые в ней общечеловеческие философские вопросы интересовали людей любой национальности во все эпохи. Пастернаку принадлежит один из самых удачных вариантов перевода трагедии. Он провёл огромную работу по ее анализу и максимально точному переложению мыслей Шекспира на русский язык. Поэтому стихотворение «Гамлет» (1946 г.) не случайно открывает поэтическую часть романа «Доктор Живаго». В образе Юрия Пастернак отразил мучительные гамлетовские сомнения при выборе жизненного пути. В произведении используется многоступенчатое сравнение. Прежде всего, лирический герой сравнивает себя не с персонажем трагедии, а с актёром, который должен сыграть эту роль. Для точной передачи всей полноты душевного конфликта главного героя актер должен буквально вжиться в его образ, на себя прочувствовать трагедию его жизни. Пастернак воспроизводит момент появления актера на сцене. На него устремлено все внимание зрительного зала через «тысячу биноклей». Актёр находится в состоянии наивысшего душевного подъема от осознания важности происходящего. Возникает еще одна аналогия. Лирический герой сравнивается с Иисусом Христом. Согласно евангельской легенде, Христос должен был выпить горькую чашу, означающую его согласие на принятие всех человеческих грехов и будущие страдания. «Убоявшись в сердце своем», он просит Бога избавить его от этой чаши, но все же находит в себе силы и принимает ее. Образ чаши стал нарицательным при описании непростого жизненного выбора. Во второй части стихотворения Пастернак прямо намекает на советское тоталитарное общество. Лирический герой согласен исполнять роль Гамлета на сцене, но понимает, что такая же трагедия происходит в его жизни. Понятно, что пьеса закончится как обычно, все слова и действия персонажей заранее известны. Но что делать, если реальная жизнь живого человека становится лишь ролью в разыгрываемом кем-то спектакле.
Рубрика 3 «Выполняем композиционный анализ стихотворения»
Задание 3. Выполните письменно в тетради композиционный анализ «Гамлета» Пастернака по плану и с учётом сведений.
Рубрика 4 «Подготовка к чтению наизусть стихотворения «Гамлет»
К уроку литературы в 11 классе (на 14.04.2020г.)
«Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта. «Русский огонёк», «Звезда полей», «В горнице».
Рубрика 1 «Готовим короткое сообщение»
Задание 1.Подготовьте сообщение по биографии Н.М. Рубцова.
Источники: образовательные порталы Интернета, учебные пособия по литературе.
Рубрика 2 «Смотрим видеоурок»
Задание 2. Обратите внимание: как интонировано стихотворное произведение Н.М. Рубцова «Русский огонёк». Подготовьте аудиозапись собственного выразительного прочтения стихотворения «Звезда полей».
Рубрика 3 «Подготавливаем выразительное прочтение»
Задание 3. Ознакомьтесь с текстом стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей». Выполните аудиозапись своего выразительного прочтения.
(Николай Михайлович Рубцов «Звезда полей»)
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним...
К уроку литературы в 11 классе (на 15.04.2020г.)
(2 урока)
«А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия лагерной темы в творчестве писателя. Рассказ «Один день Ивана Денисовича»
Рубрика 1 «Смотрим видеоурок»
Рубрика 2 «Готовим короткое сообщение»
Задание1.Подготовьте сообщение по биографии А.И. Солженицына. Источники: https://youtu.be/1mNg77g9G8Y, иные образовательные порталы Интернета.
Рубрика 3 «Работаем с текстом произведения»
Задание 2.Приступите к обзору рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Рубрика 4 «Отвечаем на вопросы по тексту»
Задание 3. Для проверки уровня знаний по содержанию прочитанного рассказа предлагается письменно ответить на вопросы.
1. Какая проблема поднята в произведении?
2. Реальный ли это человек - Шухов?
3. Сколько лет главному герою?
4. За что был осужден Шухов?
5. Кем был Шухов в лагере?
6. О чём мечтала жена Шухова, когда в письмах рассказывала о жизни в колхозе?
7. Почему Иван Шухов всегда просыпался за полтора часа до всеобщей побудки?
8. О ком, о каких людях он говорит: «как волк», «враги», «собаки»?
9. О ком? «Он не был шакал… - и чем дальше, тем больше утверждался на подлость, на предательство он не пошел бы под страхом смерти».
10. Что Шухов всегда носил в специальном карманчике?
К уроку литературы в 11 классе (на 21.04.2020г.)
«Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики», «Ты течёшь, как река».
Рубрика 1 «Готовим короткое сообщение»
Задание 1.Подготовьте сообщение по биографии и творчеству «Поэт, композитор, исполнитель - Б.Ш. Окуджава».
Источники: образовательные порталы Интернета, учебные пособия по литературе.
Рубрика 2 «Смотрим видеоурок»
Рубрика 3 «Подготавливаем выразительное прочтение»
Задание 3. Ознакомьтесь с текстом стихотворения Б.Ш. Окуджавы «До свидания, мальчики». Выполните аудиозапись своего выразительного прочтения.
(Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики»)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы... И все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги... Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!
К уроку литературы в 11 классе (на 22.04.2020г.)
«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыба».
Рубрика 1 «Готовим короткое сообщение»
Задание1.Подготовьте сообщение по биографии В.П. Астафьева. Источники: https://youtu.be/UZmxuqgtYmg, иные образовательные порталы Интернета.
Рубрика 2 «Работаем с текстом статьи»
Задание 2. Зафиксируйте в тетрадь информацию.
Роман «Царь-рыба» - самое крупное произведение Астафьева. Природа и человек здесь представлены как нечто неразрывное. Это размышление о природе, что есть жизнь, небо, земля; это боль по земле, по природе. Отношение человека к природе -это и сам человек, его душа, характер, философия. В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех нравственных мыслей автора.
Рубрика 3 «Работаем с текстом статьи»
Задание 3.Приступите к обзору рассказа В.П. Астафьева «Царь-рыба»
Рубрика 4 «Отвечаем на вопросы по тексту»
Задание 4. Для проверки уровня знаний по содержанию прочитанного рассказа предлагается письменно ответить на вопросы.
1. Что вы заметили в отношении автора к своим героям?
2.Что говорит В.Астафьев о браконьерах? Кого называют браконьером? Почему так много внимания уделял им?
3. Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству?
4.В чём испытывает вину Игнатьич?
5.Что можно сказать об идее произведения?
6.Какими художественными средствами передает писатель свое отношение к миру природы?
7.Проанализируйте раздумья Игнатьича. О чем сожалеет он и почему?
8.Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? 9.Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?
10.Какие особенности авторского повествования вы заметили?
28.04.2020. Литература. 11 класс.
Тема: «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Нравственные проблемы в повести «Прощание с Матёрой».
1. Смотрим видеоурок: https://youtu.be/OdmjqPUJNBA
2. Составляем сообщение «Жизнь и творчество В.Г. Распутина» в рабочую тетрадь (используем материал видеоурока и образовательные источники Интернета).
3. Домашнее задание: завершить прочтение повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой».
29.04.2020. Литература. 11 класс.
Тема: «В.Г. Распутин. Нравственные проблемы в повести «Живи и помни».
1. Смотрим видеоурок: https://youtu.be/RwLk01ITZNc
2. Отвечаем письменно на проблемный вопрос: «Насколько важно для русского человека хранить традиции?» (не менее 50 слов).
3. Знакомимся с повестью В.Г. Распутина «Живи и помни».
4. Домашнее задание: завершить прочтение повести В.Г. Распутина «Живи и помни».
29.04.2020. Литература. 11 класс.
Тема: «М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер-всё больше листьев», «Тоска», «Птиц выпускаю». Психологизм лирики башкирского поэта».
1. Смотрим видеоурок: https://youtu.be/D9hY30aD_ZM
2. Составляем сообщение «Жизнь и творчество М.Карима» в рабочую тетрадь (используем материал видеоурока и образовательные источники Интернета).
3.Подготовим аудиозапись выразительного прочтения стихотворения М. Карима «Птиц выпускаю».