Публикация «Возможности дистанционного обучения: идеи, технологии, методы и средства»
Лапко Ирина Валентиновна,
учитель математики,
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Школа № 80 города Донецка»
ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ИДЕИ,
ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
Аннотация. В статье рассматриваются возможности преподавания математики в общеобразовательном учебном заведении при дистанционной форме обучения и возникающие при этом проблемы.
Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, математика, интернет, компьютер
Новые требования Государственных образовательных стандартов образования Донецкой Народной Республики заключаются во внедрении инновационных технологий направленных, прежде всего, на улучшение качества обучения, повышение мотивации детей к получению новых знаний, ускорению процесса усвоения знаний и на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Главная задача каждого учителя сегодня – не только и не столько дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс направлено на пробуждение интереса к предмету, к творчеству, способствует проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учит не только делать выводы и обобщения, но и, что очень важно, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивает их индивидуальные особенности. В связи с этим и к учителю предъявляются новые требования: необходимо следить за изменениями в информационных технологиях, за появлением новых, иметь соответствующую технику и программное обеспечение, соответствующую литературу, квалифицированно владеть ИКТ, создавать собственные дидактические средства для учащихся.
Информационные технологии являются мощным средством интенсификации занятий и повышения интереса учащихся к изучению математики. Эффективное использование таких технологий позволяет участникам образовательного процесса повышать самообразовательную деятельность, индивидуально развиваться и самосовершенствоваться, быть способным к выбору альтернатив, генерировать новые идеи, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность.
Применяю информационные технологии на всех этапах образовательного процесса: на этапе подготовки к восприятию нового, при организации устной работы, на этапе ознакомления с новым материалом, при отработке умений и навыков. В настоящее время в Интернете имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Использование презентаций позволяет за короткий промежуток времени более доступно и наглядно ознакомить учащихся с достаточно большим объемом нового материала.
Информационные технологии являются ведущим средством дистанционного обучения. Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, отражающее все присущие учебному процессу компоненты. Дистанционное образование – новая, самостоятельная форма обучения, это современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Можно рассматривать два режима организации дистанционного обучения: живое онлайн общение, когда общение в чате с учащимися организуется в назначенный час и удаленное обучение, растянутое во времени, когда используются определенные цифровые инструменты, создается платформа для самостоятельного обучения учащихся при активном опосредованном участии учителя.
Организация дистанционного обучения математике сегодня очень актуальна и имеет широкое практическое значение. В случае пропуска урока в школе по болезни или по другим уважительным причинам, ученик может войти в “Виртуальную школу” и изучить самостоятельно материал, пропущенный на уроках, проверить свои знания и умения в ходе выполнения тестовых заданий. Если ученик с интересом изучает математику, то он может расширить свой кругозор, выполняя творческие задания, используя дополнительный материал по различным темам. Кроме этого, данные разработки подходят и для коррекции знаний учащихся по математике.
В связи с введением на территории Донецкой Народной Республики режима повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса с 14.03.2020 года возникла необходимость внести изменения и в образовательный процесс, и дистанционное обучение стало единственно возможным на определенных временных этапах. И тут возникли значительные проблемы, не только у учащихся, а и у их родителей, и у учителей. Одно дело, когда дистанционно можно поработать с одним учеником или с группой одаренных учащихся, выполняющих какую – либо исследовательскую работу. Другое - когда необходимо продолжить образовательный процесс не в ущерб здоровью детей и, конечно, не в ущерб выполнению рабочей программы по предмету.
Как показал опыт, на уроках математики с помощью компьютеров можно показать прикладную и практическую направленность предмета и осуществлять индивидуальный подход на качественно новом уровне. Но перед учителем возник и ряд проблем:
- как организовать обучение математике, чтобы повысить уровень усвоения учебного материала и уровень самостоятельности учащихся;
- по каким критериям необходимо осуществлять отбор содержания учебного материала;
- какую дистанционную технологию использовать для организации обучения, и какие средства;
- как организовать самостоятельную деятельность учащихся с учетом их умений и навыков, и с учетом технических возможностей.
Всему можно научиться, были бы созданы условия для этого. Не все общеобразовательные учреждения в достаточной степени оснащены такими техническими средствами как телекоммуникации, аудио и видеозаписи, учебное радио, локальные и глобальные компьютерные сети. Не каждый учитель подготовлен практически и психологически к такой работе. Безусловно, значительные проблемы имеют и учащиеся, у которых нет возможности пользоваться не только сетью Интернет, но и компьютером. Но опыт – великая сила, и он у нас уже есть.
В настоящее время ведутся многочисленные исследования, посвященные разработке методики использования дистанционных форм обучения в школе. Важно и технически оснастить учебные заведения и подготовить педагогов для работы с современными технологиями.
Дистанционные технологии результативно применимы и при организации очного обучения. Поэтому информатизация играет ведущую роль в современном образовательном процессе, она эффективно применяется не столько в передаче знаний, как в организации саморазвития ученика.
Таким образом, я считаю, дистанционное обучение это требование времени, и оно может сыграть свою положительную роль в повышении качества математического образования.
Список литературы:
1.Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 315 с.
2.Герасимович Н.В., Якушенкова И.Ю. Возможности использования графического планшета/ Н.В.Герасимович, И.Ю. Якушенкова // Профессиональное образование.- 2013.- №2. –С.54-58
3.Кравченко Г. В. Работа в системе Moodle: учебное пособие / Г. В. Кравченко, Н. В. Волженина. — Барнаул :Изд-во Алт. ун-та, 2012. — 116 с.
4. Мылова, И.Б. Методика организации работы с дистанционными ресурсами : метод. пособие / И. Б. Мылова, Т. М. Прокофьева ; науч. ред. И. Б. Мылова. - Санкт-Петербург : СПб АППО, 2010. - 41 с. : табл. 29.
5. Никуличева Н.В. Дистанционное обучение: организационные формы для работы с обучающимися // Справочник заместителя директора школы. – М., 2016. – № 4 – С. 52-57.
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.
..