Русский язык. Технологическая карта урока. 6 класс. Тема: «Фразеологизмы».

7
0
Материал опубликован 2 November в группе

Русский язык. Технологическая карта урока. 6 класс.

Тема: «Фразеологизмы».


Предмет

Русский язык


Класс

6


Базовый учебник

М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Троснецова. Русский язык. 6 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. – М.: Просвещение, 2014.


Тема урока

Фразеологизмы.


Тип урока

Урок изучения нового материала.


Цель урока

Развивающие:

Развивать творческие способности учащихся.

Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые словосочетания.

Обучающие:

Отработать знания учащихся о фразеологизмах.

Показать учащимся особенности функционирования в речи фразеологических оборотов.

Воспитательные:

Формировать у учащихся чувства языка.

Воспитывать уважение к родной речи.

Деятельностная: сформировать у учащихся способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.


Задачи урока

Усвоить понятия «фразеологизм», «фразеологический оборот»;

Отработать навык нахождения фразеологизмов в речи, умение объяснять лексическое значение сочетаний;

Совершенствовать навык использования устойчивых словосочетаний в речи;

Продолжить работу над формированием письменно-речевой деятельности путем выполнения заданий творческого вида с использованием фразеологизмов


Планируемые результаты

Предметные: Знает: определения, источники появления фразеологизмов , фразеологических оборотов

Умеет: выделять отличительные признаки, найти в словаре, тексте, сопоставить и противопоставить

Владеет: знание о фразеологизмах как о выразительном средстве языка, употребление фразеологизмов в речи.

Метапредметные: Познавательные: владение умением работать с различной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.)

Коммуникативные: Формирование навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы

Регулятивные: планирование путей достижения цели и умение принимать решение на основе переговоров, формирование навыков отбора, систематизации материала на тему, развитие умений делать выводы.

Личностные: обогащение духовного мира учащихся, расширение их кругозора, воспитание патриотизма путем приобщения к нравственным ценностям истории, языка.


Технологии

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная.


Формы работы

Групповая, разминка для глаз.


Межпредметные связи

Литература (работа со стихотворным текстом)


Внутрипредметные связи

Орфоэпия (работа над правильным произношением слов), лексика (работа с толковым и фразеологическим словарями), грамматика (формирование правильного представления о грамматических нормах русского языка).


Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.


Виды деятельности учащихся

Ведут работу в группах, обобщают результаты исследований, проводят самооценку, оценивают работу одноклассников.


Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация


Материалы и оборудование

Раздаточный материал (кроссворд с вопросами), «Толковый словарь», «Фразеологический словарь».

Структура и ход урока.


п/п

Этап урока, время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивационный этап

1 мин

- Начинаем наш урок. Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь в конечном счёте тебя ждет успех!(Слайд №2)

Устное сообщение учителя.

Воспринимают информацию учителя.

2

Ориентировочный (определение темы урока)

5 мин

- Ребята, наверное моё приветствие удивило вас? Ну, а я предлагаю вам не расслабляться, а продолжить нашу работу, чтобы определить, о каком явлении русского языка пойдёт сегодня речь? (Слайд №3)

- Перед вами кроссворд, разгадывая который вы сможете определить тему нашего урока. (Слайд №4)


Кроссворд.

1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика.

2.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какие?» Прилагательное.

3.Часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы «Что делать? Что

сделать?» Глагол.

4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и

простых предложений в составе сложного. Союз.

5. Раздел науки о языке, который изучает лексическое значение слова. Лексика.

6. Речь двух или нескольких человек. Диалог.

7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. Предлог.

8. Раздел науки о языке, который изучает правильное написание слов. Орфография.

9. Речь одного человека. Монолог.

10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. Синтаксис.

11. Знак препинания. Запятая.

12. Раздел науки о языке, который изучает значимые части слова. Морфемика.


Определение темы урока

Какое слово получилось в результате? (фразеологизм)

- Запишите её в тетради. (Учитель пишет на доске, ученики- в тетрадях)

-Попытайтесь выдвинуть свою теорию о значении данного определения. Что вам известно о нём?

Вывод: слово «фразеология» происходит из двух греческих слов: «фразис» — выражение и «логос» — учение. (Слайд №5)


Учитель нацеливает учащихся на освоение новых знаний, умений, навыков с позиции их практического применения.

Осуществляется групповая работа учащихся «Кто быстрее?»; осуществляется ограничение понятия. Осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя. Складывается отношение к целям и задачам предстоящего действия и содержанию материала, намеченного для усвоения.

















Анализирует состав слова, лексическое значение его корней, делает выводы

3

Совместное исследование проблемы.

10 мин

- Ребята, русский язык настолько богат и разнообразен, как бездонная чаша, в которой живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи, например : за, пояс, заткнуть. Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: заткнуть рот, завязать пояс и т.д. Но только выражение «заткнуть за пояс» является неделимым словосочетанием со значением: обнаружить свое очевидное преимущество над кем-то.

- Такие сочетания слов называют фразеологизмами.

Э.А. Вартаньян называл их «мудростью в портативной форме» или «живописным способом выражаться» посредством кратких, метких. Сочных образных иносказательных изречений. Именно о них мы и поговорим.

- Определите какими членами предложения являются выделенные слова и сочетания слов?


1. Петя на уроке труда работал плохо.

Он бездельничал.


2.Петя на уроке труда работал спустя рукава.

Он бил баклуши. (Слайд №6)


- Что обозначают выделенные сочетания слов?

- Какие из сочетаний слов являются устойчивыми, неделимыми оборотами речи, а какие по смыслу делятся на отдельные слова?


- Запишите в тетрадь для теоретического материала определение фразеологизмов. (Слайд №7)


ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. (Слайд №8)


Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, осознано строят речевые высказывания



Физминутка. Разминка для глаз.

2 мин



4

Моделирование, конструирование способа действий.

20 мин

- На уроке сегодня мы будем рассматривать, в основном, фразеологизмы, связанные с животным миром.

1. Найдите фразеологизмы в отрывке из шуточного стихотворения, подчеркните, объясните их значение. В случае затруднения пользуйтесь фразеологическим словарем.


Бывает частенько, что слово одно, 
Но очень по – разному служит оно 
Примеры тут можно найти без труда 
Возьмем хоть короткое слово “вода”. 
Вот был я мальчишкой, да детство прошло 
С тех пор уж “не мало воды утекло”. 
О смелом мы вправе сказать на перед, 
Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет”. 
А гуси и утки сухие всегда 
Заметили люди: “Как с гуся вода” 
Случалось с тобою, ты правил не знал 
Молчал при опросе? “Воды в рот набрал”. 
Лентяй отдыхает, а время идет 
Под камень лежачей вода не течет. 
Сказать болтуну мы порою не прочь: 
Довольно мол, воду – то в ступе толочь. 
Не прочь и другому сказать невзначай: 
“Довольно лить воду ты дело давай”. 
Работать впустую. Что скажут потом? 
Не дело, мол, “воду носить решетом” 
Стихи я пишу не жалея труда, 
Чтоб вы не сказали: “В стихах – то вода”. (Слайд №9)


2.Определите значение фразеологизмов.

Как с гуся вода, стреляный воробей, пускать козла в огород, писать как курица лапой, когда рак на горе свистнет, вставать с петухами, купить кота в мешке, заморить червячка, убить двух зайцев. (слайд №10)

3.Распределите фразеологизмы, дающие оценку человеку на две группы: отрицательная и положительная оценка, дайте объяснение фразеологизмам:

нем как рыба, ни рыба ни мясо, пишет как курица лапой, стреляный воробей, как рыба в воде, прошёл сквозь огонь и воду, извивается змеёй, воронье пугало(Слайд №11)

4. Подберите к данным фразеологизмам синонимы (слайд № 11).

Тёртый калач, ни то ни сё, с три короба – куры не клюют, ни рыба ни мясо, стреляный воробей.

8. Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок (слайд №12).

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

(Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился).


Предъявляет требования к учебной деятельности учащихся. Предлагает варианты общих способов действия при работе с учебным материалом.

Направляет деятельность учащихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи. Организует при необходимости коллективно-распределительные формы деятельности учащихся.

Предпринимают попытки различными путями решить поставленную учебную задачу; выявляют недостающие знания и умения, строят учебные модели, доступные возрасту, выполняют действия запланированные на предыдущем этапе, выбирая форму выполнения действия (материальная /материализованная, речевая, умственная). Выполняют частно-практические задания, исходя из найденного общего способа действий.

5

Подведение итогов урока(проверка и оценивание ЗУНКов)

1мин

Устный опрос:

-Что такое фразеологизмы?

-Чем они отличаются от свободных сочетаний слов?

-Приведите примеры фразеологизмов.

- (Слайд №13)

Задает вопросы, вскрывающие ошибки учащихся (если таковые были допущены).

Оценивает результаты учебной деятельности отдельных учащихся или микрогрупп (пар). Предлагает критерии самооценки групп.

Соотносят полученное решение учебной задачи с целью урока, оценивают, насколько правильно удалось выполнить все запланированные действия

6

Рефлексия

1мин

- Оцените, как вы работали сегодня на уроке не покладая рук, ни шатко ни валко, через пень колоду, засучив рукава, тяп да ляп, в поте лица.

- Молодцы , ребята, сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица. (слайд №14)

Организует рефлексию. Ставит вопросы о том как решалась учебная задача и достигалась цель урока.

Анализирует уровень освоения учащимися необходимых знаний, умений, навыков, надпредметных способов действия.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Анализируют различные пути, методы и средства решения учебной задачи, оценивают оптимальность выбранного пути решения, определяют значимость полученных на уроке знаний и умений для себя (личностная значимость), для социума (социальная значимость).

7

Домашнее задание

Придумать рассказ, используя следующие фразеологизмы: точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать гром и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду. (Слайд №15)

Учитель раздает карточки с домашним заданием




Презентация к урокуPPTX / 874.74 Кб

q1730510275.JPG
Слайды
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации