Русский язык. Технологическая карта урока. 6 класс. Тема: «Фразеологизмы».
Русский язык. Технологическая карта урока. 6 класс.
Тема: «Фразеологизмы».
Предмет | Русский язык | |
Класс | 6 | |
Базовый учебник | М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Троснецова. Русский язык. 6 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. – М.: Просвещение, 2014. | |
Тема урока | Фразеологизмы. | |
Тип урока | ||
Цель урока | Развивающие: Развивать творческие способности учащихся. Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые словосочетания. Обучающие: Отработать знания учащихся о фразеологизмах. Показать учащимся особенности функционирования в речи фразеологических оборотов. Воспитательные: Формировать у учащихся чувства языка. Воспитывать уважение к родной речи. Деятельностная: сформировать у учащихся способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. | |
Задачи урока | Усвоить понятия «фразеологизм», «фразеологический оборот»; Отработать навык нахождения фразеологизмов в речи, умение объяснять лексическое значение сочетаний; Совершенствовать навык использования устойчивых словосочетаний в речи; Продолжить работу над формированием письменно-речевой деятельности путем выполнения заданий творческого вида с использованием фразеологизмов | |
Планируемые результаты | Предметные: Знает: определения, источники появления фразеологизмов , фразеологических оборотов Умеет: выделять отличительные признаки, найти в словаре, тексте, сопоставить и противопоставить Владеет: знание о фразеологизмах как о выразительном средстве языка, употребление фразеологизмов в речи. Метапредметные: Познавательные: владение умением работать с различной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.) Коммуникативные: Формирование навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы Регулятивные: планирование путей достижения цели и умение принимать решение на основе переговоров, формирование навыков отбора, систематизации материала на тему, развитие умений делать выводы. Личностные: обогащение духовного мира учащихся, расширение их кругозора, воспитание патриотизма путем приобщения к нравственным ценностям истории, языка. | |
Технологии | Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная. | |
Формы работы | Групповая, разминка для глаз. | |
Межпредметные связи | Литература (работа со стихотворным текстом) | |
Внутрипредметные связи | Орфоэпия (работа над правильным произношением слов), лексика (работа с толковым и фразеологическим словарями), грамматика (формирование правильного представления о грамматических нормах русского языка). | |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует. | |
Виды деятельности учащихся | Ведут работу в группах, обобщают результаты исследований, проводят самооценку, оценивают работу одноклассников. | |
Виды используемых ИКТ | Компьютер, мультимедийная установка, презентация | |
Материалы и оборудование | Раздаточный материал (кроссворд с вопросами), «Толковый словарь», «Фразеологический словарь». |
Структура и ход урока.
№ п/п | Этап урока, время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Мотивационный этап 1 мин | - Начинаем наш урок. Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь в конечном счёте тебя ждет успех!(Слайд №2) | Устное сообщение учителя. | Воспринимают информацию учителя. |
2 | Ориентировочный (определение темы урока) 5 мин | - Ребята, наверное моё приветствие удивило вас? Ну, а я предлагаю вам не расслабляться, а продолжить нашу работу, чтобы определить, о каком явлении русского языка пойдёт сегодня речь? (Слайд №3) - Перед вами кроссворд, разгадывая который вы сможете определить тему нашего урока. (Слайд №4) Кроссворд. 1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика. 2.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какие?» Прилагательное. 3.Часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?» Глагол. 4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного. Союз. 5. Раздел науки о языке, который изучает лексическое значение слова. Лексика. 6. Речь двух или нескольких человек. Диалог. 7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. Предлог. 8. Раздел науки о языке, который изучает правильное написание слов. Орфография. 9. Речь одного человека. Монолог. 10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. Синтаксис. 11. Знак препинания. Запятая. 12. Раздел науки о языке, который изучает значимые части слова. Морфемика. Определение темы урока Какое слово получилось в результате? (фразеологизм) - Запишите её в тетради. (Учитель пишет на доске, ученики- в тетрадях) -Попытайтесь выдвинуть свою теорию о значении данного определения. Что вам известно о нём? Вывод: слово «фразеология» происходит из двух греческих слов: «фразис» — выражение и «логос» — учение. (Слайд №5) | Учитель нацеливает учащихся на освоение новых знаний, умений, навыков с позиции их практического применения. | Осуществляется групповая работа учащихся «Кто быстрее?»; осуществляется ограничение понятия. Осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя. Складывается отношение к целям и задачам предстоящего действия и содержанию материала, намеченного для усвоения. Анализирует состав слова, лексическое значение его корней, делает выводы |
3 | Совместное исследование проблемы. 10 мин | - Ребята, русский язык настолько богат и разнообразен, как бездонная чаша, в которой живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи, например : за, пояс, заткнуть. Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: заткнуть рот, завязать пояс и т.д. Но только выражение «заткнуть за пояс» является неделимым словосочетанием со значением: обнаружить свое очевидное преимущество над кем-то. - Такие сочетания слов называют фразеологизмами. Э.А. Вартаньян называл их «мудростью в портативной форме» или «живописным способом выражаться» посредством кратких, метких. Сочных образных иносказательных изречений. Именно о них мы и поговорим. - Определите какими членами предложения являются выделенные слова и сочетания слов? 1. Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал. 2.Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши. (Слайд №6) - Что обозначают выделенные сочетания слов? - Какие из сочетаний слов являются устойчивыми, неделимыми оборотами речи, а какие по смыслу делятся на отдельные слова? - Запишите в тетрадь для теоретического материала определение фразеологизмов. (Слайд №7) ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. (Слайд №8) | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, осознано строят речевые высказывания |
Физминутка. Разминка для глаз. 2 мин | ||||
4 | Моделирование, конструирование способа действий. 20 мин | - На уроке сегодня мы будем рассматривать, в основном, фразеологизмы, связанные с животным миром. 1. Найдите фразеологизмы в отрывке из шуточного стихотворения, подчеркните, объясните их значение. В случае затруднения пользуйтесь фразеологическим словарем. Бывает частенько, что слово одно, 2.Определите значение фразеологизмов. Как с гуся вода, стреляный воробей, пускать козла в огород, писать как курица лапой, когда рак на горе свистнет, вставать с петухами, купить кота в мешке, заморить червячка, убить двух зайцев. (слайд №10) 3.Распределите фразеологизмы, дающие оценку человеку на две группы: отрицательная и положительная оценка, дайте объяснение фразеологизмам: нем как рыба, ни рыба ни мясо, пишет как курица лапой, стреляный воробей, как рыба в воде, прошёл сквозь огонь и воду, извивается змеёй, воронье пугало(Слайд №11) 4. Подберите к данным фразеологизмам синонимы (слайд № 11). Тёртый калач, ни то ни сё, с три короба – куры не клюют, ни рыба ни мясо, стреляный воробей. 8. Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок (слайд №12). Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши. (Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился). | Предъявляет требования к учебной деятельности учащихся. Предлагает варианты общих способов действия при работе с учебным материалом. Направляет деятельность учащихся, консультирует, корректирует ход решения учебной задачи. Организует при необходимости коллективно-распределительные формы деятельности учащихся. | Предпринимают попытки различными путями решить поставленную учебную задачу; выявляют недостающие знания и умения, строят учебные модели, доступные возрасту, выполняют действия запланированные на предыдущем этапе, выбирая форму выполнения действия (материальная /материализованная, речевая, умственная). Выполняют частно-практические задания, исходя из найденного общего способа действий. |
5 | Подведение итогов урока(проверка и оценивание ЗУНКов) 1мин | Устный опрос: -Что такое фразеологизмы? -Чем они отличаются от свободных сочетаний слов? -Приведите примеры фразеологизмов. - (Слайд №13) | Задает вопросы, вскрывающие ошибки учащихся (если таковые были допущены). Оценивает результаты учебной деятельности отдельных учащихся или микрогрупп (пар). Предлагает критерии самооценки групп. | Соотносят полученное решение учебной задачи с целью урока, оценивают, насколько правильно удалось выполнить все запланированные действия |
6 | Рефлексия 1мин | - Оцените, как вы работали сегодня на уроке не покладая рук, ни шатко ни валко, через пень колоду, засучив рукава, тяп да ляп, в поте лица. - Молодцы , ребята, сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица. (слайд №14) | Организует рефлексию. Ставит вопросы о том как решалась учебная задача и достигалась цель урока. Анализирует уровень освоения учащимися необходимых знаний, умений, навыков, надпредметных способов действия. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Анализируют различные пути, методы и средства решения учебной задачи, оценивают оптимальность выбранного пути решения, определяют значимость полученных на уроке знаний и умений для себя (личностная значимость), для социума (социальная значимость). |
7 | Домашнее задание | Придумать рассказ, используя следующие фразеологизмы: точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать гром и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду. (Слайд №15) | Учитель раздает карточки с домашним заданием |
Презентация к урокуPPTX / 874.74 Кб