Самоанализ открытого урока по теме «Пейзаж — большой мир»
Самоанализ открытого урока по теме : «Пейзаж – большой мир» по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
Данный урок является четвертым в разделе «Человек и пространство. Пейзаж», учебник Л.А Неменской «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». Урок проведен 12 апреля 2019 года, присутствовало 12 учащихся.
1. Специфика проведения урока заключается в следующем:
- учащиеся класса разделены на рабочие группы, выполняющие дифференцированные задания :
часть учащихся выполняют индивидуальные работы в графике;
часть учащихся работают в технике коллажа и тампонирования;
три группы знакомятсяс основными приемамимакетирования и выполняют различные виды городского пейзажа
Используется совместно-взаимодействующий метод коллективной деятельности.
2. При планировании урока мною были учтены следующие особенности школьников среднего звена:
- внимание в этом возрасте произвольное, достаточно устойчивое, достаточно хорошо развит самоконтроль и самоанализ;
- не последнее место занимает воображение и фантазия, школьники осознают значение практического труда, стремятся к развитию приобретенных умений и навыков;
- школьники запоминаютяркий и интересный материал, увлекательные и эмоциональные образы;
-активно развивается творческого воображение , увеличивается разнообразие сюжетов, появляется возможность предвосхищать последовательные моменты преобразования одного состояния в другое.
3. На уроке в полном объеме были решены следующие задачи:
1. Личностные – формирование учебно-познавательного интереса, готовность преодолевать затруднения;
- формирование таких качеств личности как дружелюбие, осознание ответственности за себя и своих товарищей;
-развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
2. Предметные – формулирование познавательной цели;
- содействие развитию эстетического вкуса, художественного мышления, строить логически обоснованные рассуждения:
-формирование умений и навыков работы в технике – моделирования конструирования, графики, тампанирования;
-упражняются в использовании различных средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
3. Метапредметные. – определение цели и задач урока, участие в учебном диалоге, изложение собственного суждения, создание устных текстов для решения учебной задачи, планирование собственной деятельности, работать по плану.
4. Коммуникативные – формирование умений оперирования специальными терминами;
- формирование умений работать в сотрудничестве;
- формирования умений оценивать свою деятельность.
5. Регулятивные – планирование, контроль, коррекция, способность к мобилизации сил и энергии;
- работать по предложенному учителем плану.
Все задачи тесно взаимосвязаны, трудно выделить главную, но если это все-таки сделать, то я остановлюсь на познавательных задачах (формирование умений и навыков работы в новых для учащихся техниках – моделировании и тампонировании пластилинографии) и коммуникативных (формирование умений школьников работать в сотрудничестве).
4.Выбранная структура занятия была рациональной для решения поставленных задач.
Присутствовали:
- организация начала занятия;
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
- усвоение новых знаний;
-первичная проверка усвоения учащимися нового материала на репродуктивном уровне;
- закрепление новых знаний в коллективной деятельности с использованием проблемно-поискового метода;
- обобщение и систематизация знаний;
- контроль и самоконтроль полученных знаний;
- подведение итогов урока.
Между этапами занятия существовала логическая связь.
5.Главный акцент на проведенном уроке делался на достижение усвоения приемов и методов художественной выразительности в различных художественных техниках.Был выделен объект прочного усвоения знаний, который закреплялся как в процессе индивидуальной деятельности, так и в процессе коллективного творчества.
6.На уроке использовались различные методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный методобучения - один из наиболее экономных способов передачи знаний. Был применен в начале изучения новой темы, когда у учащихся отсутствуют знания, необходимые для усвоения этого материала.Использование объяснительно-иллюстративного метода предполагает только осознание, восприятие и запоминание переданной информации. В то же время этот уровень формирования знаний на первом уровне является начальным этапом любого процесса обучения.
В основной школе объяснительно-иллюстративный метод используется всегда в сочетании с другими методами обучения.
- репродуктивный. Он обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует основные мыслительные операции. Непременная черта этого метода – инструктаж. Но репродуктивный метод не гарантирует творческого развития, эта цель достигается другим методом, например – проблемно-поисковым.
- Проблемно-поисковое задание применила с той целью, чтобы ученики самостоятельно по заданию учителя выполнили определенные виды действий, которые подведут их к усвоению и закреплению новых знаний.
Практика показывает, что метод достаточно эффективен в тех случаях, когда содержание материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний; когда содержание доступно для самостоятельного поиска школьников, т. е. проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных возможностей школьников.
7.На уроке были использованы различные формы организации познавательной деятельности. Выбор формы зависел от многих факторов, в том числе от этапа в процессе обучения. Применение форм организации деятельности учащихся проводился, начиная от сочетания простых – к сложным.
- индивидуальная или самостоятельная работа – один из важных способов организации познавательной деятельности. Весь процесс первоначального усвоения нового знания определялся индивидуальной работой учителя с учеником с использованием схемы-инструкции;
- фронтальная форма способствует сплочению коллектива, учит ребят умению слушать других.В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на уроке и контрольную ситуацию. Возможно не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно - иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем составом класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния. Для фронтальной работы обязательным является общая оценка ее результатов.
-совместно - взаимодействующая форма коллективной деятельности.групповая.Для того, чтобы эта форма была более эффективной, учителем былизаранее спроектированы, а затем созданы на уроке учебные ситуации, которые отвечают намеченным аспектам триединой цели. В самом начале занятия был обеспечен контакт с классом, привлечено внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на уроке и контрольную ситуацию. Использовалось не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно - иллюстративное изложение нового материала.
Во время выполнения коллективной работы к учащимся применялся дифференцированный подход, который включал в себя не только объем предстоящего задания, но и его сложность.
8. Организация контроля усвоения знаний, умений, навыков.
Проверка степени понимания учащимися новой темы проводилось систематически, при этом внимание школьников концентрировалось на главном. Ученики привлекались для исправления недочетов, проводилась связь учебного материала с жизнью.
9. Помещение учебного кабинета использовалось рационально: применялась мультимедийная презентация, использовалась классная доска. Средства обучения использовались целесообразно.
10. В ходе занятия школьники показали высокую активность, самостоятельность, дисциплинированность, умение работать индивидуально и в коллективе. Время на занятии использовалось рационально за счет умелой организации учебного процесса. Для предупреждения перегрузок была введена физминутка.
11. Решению творческих задач способствовала атмосфера психологической комфортности.
Гибкость,
Уверенность,
Доброжелательность.
12. Запасные ходы для непредвиденной ситуации. –
Другие методические варианты проведения урока. -
13. В ходе урока были полностью реализованы все поставленные задачи.
1. Личностные – у учащихся был сформирован учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать затруднения;
- школьники показали такие качества личности как дружелюбие, осознание ответственности за себя и своих товарищей;
-развивали навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
2. Познавательные – у школьников сформировались умения и навыки работы в новых техниках – моделировании и конструировании, в тампонировании, были закреплены умения и навыки в графических компазициях.
3. Коммуникативные – дети использовали специальные термины;
- закрепилось умение работать в сотрудничестве;
- оценивать свою деятельность.
4. Регулятивные – учащиеся могут планировать, контролировать, корректировать свою деятельность, мобилизировать силы и энергию на достижение поставленной цели;
- работать по предложенному учителем плану.