Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

9
2
Материал опубликован 13 July 2020

Самоанализ учителя начальных классов

муниципального казённого общеобразовательного учреждения

Манзурской средней общеобразовательной школы (структурное подразделение: Карлукская начальная общеобразовательная школа)

Тарасовой Ирины Викторовны


Я работаю в сельской начальной малокомплектной школе, в которой обучается двадцать один ребёнок.

Для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к учителю на сегодняшний день регулярно занимаюсь повышением уровня своего педагогического мастерства, а именно: в 2011 году принимала участие в авторском семинаре «Реализация ФГОС начального общего образования второго поколения: формирование универсальных учебных действий. УМК «Перспективная начальная школа»», в 2012 прошла профессиональную переподготовку «Менеджмент в образовании» и участвовала в обучающем семинаре «Организационно-методическое сопровождение процедуры аттестации педагогических работников», в 2013 году прослушала курс повышения квалификации по теме «Организация образовательного процесса с использованием образовательных электронных изданий и ресурсов».

Слежу за новинками методической литературы. Стараюсь постоянно развиваться, осваиваю тьюторство. Организую в школе различные дистанционные конкурсы, всероссийские и международные олимпиады и марафоны. Активно распространяю собственный опыт:

имею личный сайт: http://nsportal.ru/irina-tarasova (сертификат 2014 г.);

получила права администратора сайта: Про школу.ru (июль, 2014 г.);

имею публикации: разработка мероприятий «Мамино счастье», КВН «Хочу всё знать», разработка интегрированного учебного курса «ОБЖ и окружающий мир», рабочая программа спецкурса «Речевое развитие младших школьников», методическая статья «Система работы по предупреждению пробелов в знаниях младших школьников»; участвовала в III Всероссийском конкурсе методических разработок «Родительское собрание»; презентация проекта «История моей школы» на районном семинаре-практикуме учителей начальных классов по теме «Организация проектной деятельности школьников с позиции компетентностного подхода в процессе обучения по УМК «Перспективная начальная школа»»; провела открытый урок русского языка в 1 классе по теме «Строчная буква б» для начинающих учителей; работала в составе жюри районного конкурса «Учитель года» (март, 2011г.); выполняю работу эксперта в районной аттестационной комиссии.

Цель моей педагогической деятельности: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, сохранения и улучшения здоровья. Одним из факторов, способствующих эффективности процесса обучения и требующих особого внимания учителя малокомплектной сельской школы, является учебная мотивация. Моя задача – создание оптимальных условий для повышения внутренней мотивации учения через активизацию познавательной деятельности. В связи с этим я работаю над темой самообразования «Формирование познавательной активности обучающихся начальной школы», также применяю уже обобщённый и изученный мною материал по предыдущим темам, таким как «Методика обучения средствами субъективизации» (Бакулиной Г.А.), «Образовательный маршрут ребёнка – инвалида младшего школьного возраста в условиях домашнего обучения на селе».

Так как жизнедеятельность небольшой школы происходит преимущест­венно в разновозрастных коллективах, то базовой единицей организации взаимодействия является разновозрастная группа (класс-комплект). Я обучаю детей третьего, четвёртого (по общеобразовательной программе) и второго ((по специальной (коррекционной) программе 8 вида на дому) классов. Мною разработаны рабочие программы по всем предметам, спецкурсам, кружкам, согласно уставу школы. На разновозрастных занятиях для организации обучения в диалоге использую широкий спектр различных форм и методов, которые учат работать с информацией, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, развивают речь, способность адаптироваться к новой ситуации. Обеспечивая взаимодействие учащихся объединённых классов, пользуюсь коучинговыми технологиями: «Колесо баланса», «Шкала ценностей», «Лента времени» и другие. Для налаживания контакта учитель-ученик мне также помогает проблемно-диалогическая технология, посредством которой открытие знаний происходит вместе с детьми. Формой моего педагогического общения служит «учебный диалог» - методика, позволяющая запустить в классе процесс самообразования. Стараюсь ориентировать ребят на инициативное взаимодействие с помощью следующих специальных приёмов: «переформулирование мнения ученика как авторского», «потенциал детского общения», «удерживание предмета разговора», «обсуждение эмоциональных переживаний» и многих других. Организую равноправный диалог с ребёнком, работаю над культурой общения детей друг с другом. Основанием такого взаимодействия являются идеи педагогики сотрудничества. В моём классе нет проблем с дисциплиной, на уроках всегда рабочая атмосфера, когда каждый может рассчитывать на помощь друг друга. Обучающиеся умеют вести спор, доказательно отстаивать свою точку зрения. На таких уроках развиваются коммуникативные, личностные и познавательные универсальные действия. Дети приучаются к самоконтролю, умению самостоятельно «добывать» знания, обобщать их, делать выводы и видеть главное.

Организация самостоятельной работы учеников в разновозрастных кол­лективах малокомплектной школы – одна из основных проблем орга­низации образовательного процесса. Организация учебной деятельности в форме самостоятельной работы обучающихся – один из важных путей решения проблемы. Создание насыщенной творческой среды на уроке – задача учителя. Организация самостоятельной работы учащихся одних классов при работе с другим классом требует от меня до­полнительных усилий как во время подготовки к уроку, так и во время его про­ведения. Перед учителем стоит задача развития у школьников навыков освое­ния определенной части учебного материала с помощью различных дидактиче­ских средств: книг, учебников, компьютера, видеоматериалов; умений действовать по заданному алгоритму, выделять в тексте главное и другое. При этом я стараюсь рационально использовать время урока и в этом мне помогает учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа» со своим бесценным иллюстративным и справочным материалом. Способы и приёмы организации учебной деятельности школьников представлены в нём как основное средство личностно – ориентированного обучения. В учебники включены проблемные задания, для решения которых необходимы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Задания и в учебниках, и в тетрадях для самостоятельных работ предусматривают самостоятельную индивидуальную, парную и групповую работу школьников. Это помогает формировать навыки учебного труда, учит работать самостоятельно. Ученик чувствует себя увереннее, видит свой результат, постоянно что–то открывает для себя, рассматривает с разных сторон.

Основная особенность урока в малокомплектной школе следующая: класс разновозрастный, предметов на одном уроке несколько, учитель перестраивается на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из вида главную цель работы в каждом классе. Урок строится по определенным организационным этапам, границы которых определяются переходом учеников от занятий с учителем к самостоятельной работе и наоборот. Поэтому, работая над поурочным планом, определяю не только содержание учебного материала и виды работы, но и наиболее целесообразно распределяю время по каждому классу для занятий с учителем и самостоятельной работы учащихся. При этом широко использую все виды раздаточного материала (карточки контроля, тексты с разными уровнями сложности, взаимодиктанты, инструкционные карты). Уделяю больше времени тому классу, где изучается новый или более сложный материал, а также классу младшей возрастной группы, учитывая меньшую подготовленность детей к длительной самостоятельной работе, так как дети должны овладеть следующими действиями: сосредотачиваться на выполнении задания; не отвлекаться и не слушать диалога учителя с другим классом; не слушать ответы учеников другого класса; быстро перестраиваться при обращении учителя к ним.

В этой связи, с целью повышения эффективности обучения, выделяю время и для формирования произвольного внимания, добиваюсь умения быстро сосредотачиваться, самостоятельно работать. Во избежание «психологической монотонности» широко использую работу в малых группах (с помощью технологических карт), игровые и тренинговые технологии (интеллектуальные, психологические).

За последние три года имею следующие показатели работы:

Учебные годы

%

Успеваемости

Данные

по району

% Качества знаний

Данные по району

2011-2012год

100

95,2

75

34,9

2012-2013 год

100

98,7

78

53,9

2013-2014 год

100

99,3

100

63,8


По таблице можно проследить положительную динамику результатов обучения.

При переходе в среднюю школу ребята подтверждают свои знания, умеют самостоятельно добывать их. Активно участвуют в жизни школы. Но так как детям предстоит изменить условия обучения в связи с тем, что в среднюю школу приходится ездить за десять километров от родного села, то у некоторых детей в процессе адаптации снижается успеваемость. С целью успешной адаптации обучающихся мною были разработаны методические рекомендации «Этапы и содержание работы проблемной группы педагогов по созданию адаптационной модели организации преемственности дошкольного, начального и среднего школьного образования на селе», которые вошли в дипломную работу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». При поступлении ребят в первый класс я также столкнулась с проблемой неготовности детей к обучению. Вследствие отсутствия детского сада в нашем селе возникла идея создания авторской программы «Подготовка детей к школе в условиях сельской местности», реализация которой способствовала бы личностному, социальному, физическому и познавательному развитию ребёнка, способного успешно обучаться в школе. Разработанная мною программа была утверждена на районном методическом совете и ежегодно успешно применяется в нашей школе.

Применение ИКТ на различных уроках позволяет мне развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать работой с информацией. К большому сожалению, наши классы не оборудованы компьютером и мультимедийным проектором. Всё это создаёт определённые трудности при проведении уроков. Ввиду этого на уроках использую личный ноутбук.

Используя технологию проектного обучения во внеурочной деятельности, учитываю личные потребности учащихся и ориентируюсь на способности учеников с целью их оптимального развития. Это позволяет моим обучающимся принимать участие в предметных олимпиадах и занимать призовые места. Кандыкова Дарина - 2 место в районной олимпиаде по русскому языку и 2 место во Всероссийском дистанционном конкурсе «Умка». Черкашин Рома – 2 место в районной олимпиаде по математике. Веду кружок «Проектная деятельность», на котором обучающиеся самостоятельно предлагают темы для проектов и исследовательских работ. Моими учениками подготовлены такие проекты, как «Кто такая Баба Яга», «Какими были школы в древности» «Мир слов», «Что важнее гласные или согласные». Совместно с родителями ребята провели исследовательскую работу «История нашей школы», и двое детей второго класса защитили проект на районном семинаре-практикуме учителей начальных классов «Организация проектной деятельности школьников с позиции компетентностного подхода в процессе обучения по УМК «Перспективная начальная школа»». В процессе подготовки проекта «Кто такая Баба Яга» родители представили на новогоднем утреннике этот сказочный персонаж, показав его в разных возрастных периодах и под разными именами. Каждый созданный школьниками проект обязательно отмечался или оформлением стенда, или компьютерной презентацией, или сертификатом. Дети, видя результаты своего труда, стремятся к продвижению своих успехов, поэтому кружок посещают с удовольствием в полном составе. При защите проектов обучающиеся 3 и 4 классов научились создавать компьютерную презентацию и занялись созданием своего электронного портфолио.

При оценивании ребят в течение первого года обучения преимущественно использую положительную мотивацию (одобрение, похвала). По новым стандартам постепенно, начиная с первого класса, шаг за шагом учимся оценивать себя. С целью установления эмоционального контакта использую «смайлики». В письменных работах - рефлексию деятельности. Даю каждому ребёнку почувствовать себя успешным и выбрать себе значок, который нарисует в тетради. В своей работе использую различные методы системы оценивания: лесенки успехов, листы индивидуальных достижений, тетрадь наблюдений. Также пользуюсь приёмом незаконченного предложения. Он даёт возможность учащимся задуматься: «Что узнал сегодня нового?», «Что было трудным?», «Что не получилось?» - и сделать вывод. Для оценки деятельности использую приёмы коллективного обсуждения, взаимного оценивания или самооценивания. В третьих и четвёртых классах ввожу систему бонусов. Даю задания по трём уровням сложности, где дети имеют право выбора: выполнить одно или сразу три. Одно оцениваем, а за остальные начисляются бонусы, которыми обучающийся может воспользоваться в затруднительных ситуациях. С первого по четвёртый класс все мои ученики ведут портфолио, это позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

Умственная работоспособность и успешность овладения детьми школьной программой напрямую связана с показателями здоровья. Работая в соответствии со здоровьесберегающей технологией обучения, разработанной В.Ф. Базарным, уроки планирую с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения сидя в положение стоя. В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания, использую схему зрительных траекторий, расположенную на одной из боковых стен учебного класса. Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого использую подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. В обучении чтению в первом классе пользуюсь «логопедической дорожкой», «шаговым ритмом». На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления, приглашаю на встречи фельдшера. На классных часах, уроках окружающего мира, в свободной беседе, приучаю детей следить за своим здоровьем. При приёме в первый класс тщательно изучаю результаты медицинского освидетельствования первоклассников и планирую учебный процесс в соответствии с рекомендациями врача и результатами входной диагностики. Наблюдается положительная физическая динамика у обучающихся: редко болеют, пропуски уроков по болезни значительно снизились. Мои обучающиеся отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждений, у них хорошо развито внимание, память, поэтому объём усваиваемого на уроках учебного материала постоянно возрастает. Ребята отличаются развитым творческим воображением. Наконец, для моих детей не существует проблемы перегрузки и переутомления.

Я являюсь классным руководителем 3 и 4 классов. Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое и трудовое, спортивно – оздоровительное, интеллектуально-познавательное, художественно-эстетическое и работа с семьёй. Основными формами деятельности являются праздники, соревнования, конкурсы, КВН, акции, КТД, походы, проекты, исследовательские работы, заседание клуба. Высший орган управления класса – собрание его членов. Все дети класса-комплекта имеют постоянные поручения. В группе дети находят то, что составляет их творческую потребность. Они любят метод поиска и реализации, могут сами, независимо ни от кого, раскрыть свои фантазии, развить воображение и творческие способности. Я являюсь их помощником во всех делах, выступая в качестве координатора. Ребята очень ответственно подходят к проведению разных мероприятий, самостоятельно готовят сценарии к таким праздникам, как «День Поэзии», «День именинника», придумали проведение «разноцветной недели», Клуб Весёлых Математиков и другое. Каждую учебную неделю обязательно проводим различные конкурсы: «Лучший осенний букет», «Оригинальная ёлочка», «Найди место старой вещи». После уроков любят мастерить подарки для первоклассников, ребёнка - инвалида. Провели акцию «Чистое село». Родители – полноправные участники деятельности, поэтому принимают участие во всех мероприятиях, помогают мне осуществлять в школе текущий ремонт, организуют приобретение тетрадей на печатной основе через Интернет. Они самостоятельно готовили выпускной праздник в четвёртом классе, изготовили ширму для выступлений на сцене, шьют оригинальные костюмы к выступлениям, помогли организовать хореографический кружок в школе, планируем открыть «Детский театр» с участием кукол. Так как сельская школа – это центр интеллектуальной и культурной жизни села, то родительские собрания, индивидуальные консультации, составление индивидуальных образовательных маршрутов, совместное изготовление газет, подготовка проектов проходят насыщенно, с полной взаимоотдачей и высоким уровнем посещаемости. Естественно, как и в любом селе, есть дети из неблагополучных семей. С такими родителями ведётся регулярная работа: посещение на дому, беседы индивидуального характера, подготовка пакета документов для выделения бесплатного питания. Мои уроки и внеклассные мероприятия всегда открыты для родителей. Это помогает им увидеть результаты своего домашнего воспитания, выяснить причины успехов и неудач в учебном труде своих детей.

С коллегами по работе у меня сложились творческие партнёрские отношения, результатом которых являются совместные мероприятия, методические объединения, открытые уроки, обмен опытом и реализация идей.

За многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм имею Почётную грамоту Министерства образования Иркутской области (2010 г.), Благодарность Главного управления общего и среднего профессионального образования по Иркутской области (2005г.). За добросовестный творческий труд и высокие показатели в работе – Благодарность мэра муниципального района (2009 г.). С 2007 по 2013 год выполняла обязанности заведующей школой.

Кроме работы в школе занимаюсь общественной деятельностью: сбором вещей, приобретением новогодних подарков и школьных принадлежностей для детей из неблагополучных семей, собираю и отвожу в районный центр документы на получение различных пособий на ребят из малообеспеченных семей, организую отправку этих обучающихся в летние оздоровительные лагеря.

Анализируя результативность своей педагогической деятельности, могу предположить, что достичь поставленной цели в полном объёме невозможно, так как это достаточно длительный и трудоёмкий процесс, но мне удалось решить некоторые промежуточные задачи, такие как: создание оптимальных условий для побуждения обучающихся к учебной деятельности, создание насыщенной творческой атмосферы в классе. Я намерена продолжать работу по реализации поставленной цели, а также работу над задачами, которые возникают в процессе педагогической деятельности:

1. повышать педагогическое мастерство через самообразовательную работу;

2. осваивать и внедрять инновационные технологии с целью повышения познавательной активности обучающихся;

3. способствовать формированию гражданских патриотических чувств через изучение истории своего родного края и ближнего окружения ребёнка.


Самоанализ выполнен учителем МКОУ Манзурская СОШ (структурное подразделение: Карлукская НОШ) Тарасовой И.В.


Директор МКОУ Манзурская СОШ:____________ /Копылов М.С./

«04» февраля 2015 г.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Викторовна, всегда восхищаюсь людьми, бесконечно преданными своей профессии

6 October 2023

Спасибо, Виктория Владимировна! Искренне почувствовала в Ваших словах родственную душу.

7 October 2023