Статья «Буктрейлер как эффективный педагогический инструмент»
«Буктрейлер как эффективный педагогический инструмент».
К началу XX века было сделано столько открытий в науке и технике, что если бы существовала машина времени, мы бы точно так же услышали от бабушек и дедушек: «Какое ужасное время! Сплошная техника! Скоро люди потеряют способность общаться по-человечески!» Викторианские бабушки и дедушки ругали волшебный фонарь, телеграф, телефон, электрические лампочки, дирижабль, автомобиль – в общем, всякие новые непривычные вещи». Цитата из книги Светозара Чернова: «Свет! Больше света! Викторианская медицина с доктором Ватсоном,» - пример того, что именно так приблизительно и происходит внедрение любой инновации в повседневную жизнь, и сфера образования не исключение. Сталкиваясь каждый раз с непривычным, инновационным, мы, учителя, начинаем протестовать, сопротивляться скорее из-за опасения наращивания нагрузок. Казалось бы, зачем менять что-либо, дающее стабильные результаты, тем более, когда и так всё хорошо?
Переход на ФГОС поставил педагогов перед фактом. Здесь, хочешь – не хочешь, трудно это или нет, перестраивайся и самостоятельно двигайся вперёд.
Тот факт, что у учителя не хватает времени на то, чтобы каждый урок соответствовал ФГОС, что традиционный урок в массовой практике с большим трудом поддается инновационным изменениям, сподвиг администрацию школы на участие в муниципальном проекте по введению ФГОС ООО по теме «Организация образовательного процесса на ступени основного общего образования, направленного на достижение личностного результата Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования «Формирование у учащихся способности к осознанному и ответственному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории». Это позволило создать в школе краткосрочные курсы по выбору учащихся в параллели шестых классов. Эта форма помогает не только понять специфику метапредметных результатов обучения, но и освоить технологию формирования УУД.
Над темой своего краткосрочного курса долго задумываться не пришлось. Каждый урок литературы учитель сталкивается с проблемой развития интереса к «бумажному» чтению у обучающихся: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению произведений классической литературы падает (и это у нас в стране с мощнейшей литературной традицией и когда-то сильным литературным образованием). Нынешним школьникам трудно воспринимать длинный, целостный, линейный текст. Современные дети – визуальщики (согласитесь, что даже для нас текст с картинкой воспринимается легче). Нельзя сказать, что современная молодёжь не читает, просто она и читает по-другому, и к тексту относится по-другому. Отсюда возникает ситуация перехода от чтения как интерпретации смысла, к чтению как конструированию читателем собственного смысла на основе читаемого.
Учитывая вышесказанное, а также то, что неотъемлемой составляющей общей грамотности и культуры человека стала медиаграмотность, разработала метапредметный краткосрочный курс для обучающихся шестых классов «Буктрейлер». Сама технология создания буктрейлеров довольно давно зарекомендовала себя в библиотечной среде, а вот в системе образования эта технология «живёт» совсем недавно.
Буктрейлер - короткий медиатекст, цель которого привлечь внимание к книге и «заставить» её прочитать, осмыслить и подтолкнуть к созданию собственной репрезентации. Учитывая, что современные подростки ведут активную «жизнь» в социальных сетях, буктрейлер также является одним из способов воспитания грамотного читателя (человека с активной жизненной позицией, любящего книгу, умеющего её читать, понимать замысел автора и интерпретировать).
Вовлекая обучающихся в процесс активного чтения, провожу двенадцать внеурочных занятий, которые включают в себя знакомство с понятием буктрейлер, назначением, историей появления; с видами и примерами буктрейлеров; со способами и этапами создания буктрейлеров; со средствами создания буктрейлеров (всё это находится в широком доступе в Интернете); собственно создание интеллектуального продукта и его презентация; контрольное мероприятие по оценке и самооценке полученных метапредметных умений.
Большую роль при обучении играют межпредметные связи. Так, например, создавая буктрейлер по рассказу Л.Н.Толстого «После бала», подросток активизирует знания не только по литературе, но и по русскому языку, истории, информатике и работает над собственным видением проблематики художественного произведения. Картина мира Л.Н.Толстого трансформируется в индивидуальную картину мира подростка.
В результате получается не просто интерпретация текста с использованием информационно-коммуникационных технологий, а конечный продукт медиапроекта (чтение произведения и его осмысление, поиск иллюстративного материала, репрезентаций (мультфильмы, художественные фильмы), рецензий, отзывов, иллюстрирование, обдумывание замысла, написание текста и прочее) – собственный медиатекст, в котором помимо авторского голоса явно слышится голос читателя-школьника.
Таким образом, буктрейлер является эффективным педагогическим инструментом в процессе совершенствования индивидуальной картины мира школьника средствами литературы.