Статья «Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель профессионального развития педагога дополнительного образования»
«Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель профессионального развития педагога дополнительного образования»
В современных условиях дополнительное образование детей играет уникальную роль в системе образования и служит задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития и роста.
Актуальной задачей учреждений дополнительного образования является формирование творческой личности учащихся.
Чтобы воспитать творческую личность, необходимо решить наиважнейшую задачу - поддержание у учащихся устойчивой мотивации к творчеству, что способствует повышению показателя результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Детям необходимо дать свободу фантазии, научить их творить, мыслить нестандартно, оригинально, смело, любить неизведанное, новое и, преодолевая трудности, идти вперед.
В чем же специфика творческой деятельности учащихся учреждений дополнительного образования и каковы условия ее мотивирования? К условиям мотивации творческой деятельности можно отнести следующее:
- творческая среда учреждения;
- профессиональная компетентность педагога;
- организация процесса обучения;
- учет возрастных особенностей учащихся;
- анализ и оценка результатов творческой деятельности.
Одной из форм развития творческой активности учащихся является мотивация их к участию в мероприятиях различного уровня (конкурсы, фестивали). Формирование мотивов участия в разных конкурсах – это создание условий для появления внутренних побуждений, дальнейшего саморазвития обучающихся.
Важнейшей задачей педагога дополнительного образования является развитие внутренней мотивации учащихся. Почему? Потому что только внутренняя мотивация, связанная с содержанием учения, участия в мероприятиях действительно близка к цели познания нового. К числу стимулов развития познавательного интереса и желания участвовать в различных конкурсах могут быть отнесены как новизна информационного материала, которая вызывает состояние удивления, озадаченности, так и формирование и развитие творческих способностей учащихся. Это первое условие активизации творческой активности.
Конкурсная деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Ситуация успеха формирует успешных людей. Таким образом, конкурсы становятся сильными стимулами развития социализации учащихся, катализатором активности всех участников и является определенной ступенью в творческом развитии личности ребенка.
Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт. Поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от взрослых, руководителей участников. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. В первую очередь нужно дать понять ребенку, что конкурс – это в первую очередь не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников. Часто бывает, что успех приходит не сразу, и у ребенка появляется страх перед поражением. Тут важно научить его извлекать выгоду из своей неудачи, научить получать опыт из этого.
Цель конкурсов – дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к познанию. Удовольствие от выполнения заданий и радость победы лауреата и участника могут «зажечь путеводную звезду» и привести к развитию исследовательских качеств личности, так необходимых современному человеку.
В отделе Образовательный комплекс «Театр моды «Галатея» обучающиеся начинают свой путь к самореализации. Все это происходит не сразу, после одного-двух конкурсов, все нарабатывается постепенно, азарт приходит со временем. Задача наших педагогов вовремя заметить потенциал и желание, и направить его в нужное русло. Педагоги уделяют особое внимание детям на занятиях, способствуют развитию творческих способностей учащихся, видят потенциал в каждом ребенке, внимательно реагируют на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам. Также в Образовательном комплексе «Театр моды Галатея» мотивация обучающихся во многом зависит от инициативной позиции педагога на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с учащимся, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности. Поэтому, задачей педагога дополнительного образования в нашем отделе является создание таких условий, чтобы у обучающихся появилась потребность к творческой деятельности, основанной на интересе. Без наличия интереса и желания заниматься каким-то определенным делом ребенок не будет возвращаться к нему вновь и вновь, уделять ему значительное время, отвергать все многообразие других практических дел. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Профессионализм общения педагога дополнительного образования отдела «Образовательный комплекс «Галатея» состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способностях помочь ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров педагога. Важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учащимися духовными ценностями. Общий язык с обучающимися – это не язык команд, а язык доверия.
В отделе «Образовательный комплекс «Галатея» педагоги дополнительного образования на своих занятиях выстраивают свою работу следующим образом:
Создают уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться.
Поддерживают способности учащегося к творчеству и проявляют сочувствие к неудачам. Избегают неодобрительной оценки творческих идей учащегося.
Дают учащемуся возможность самостоятельно заниматься творческим процессом.
Находят слова поддержки для новых творческих начинаний учащихся.
Поддерживают необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения.
Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого учащегося. Развитие конкурсной деятельности в дополнительном образовании является серьезной поддержкой для творчески одаренных учащихся.
В обществе развивающихся технологий каждый педагог должен быть готов эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Для этого ему необходима компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия.
Формирование мотивации – труд не из легких, но результат оправдывает все трудности.
Обучающиеся образцового детского коллектива «Образовательный комплекс «Театр моды «Галатея» в течении учебного 2021 – 2022 года приняли участие в многочисленных мероприятиях конкурсного характера разного уровня: международных, всероссийских, межрегиональных конкурсах и фестивалях. Наши учащиеся неоднократные обладатели высших наград: дипломы гран – при, лауреаты 1, 2 степени:
- Международные, всероссийские и областные конкурсы и фестивали – приняли участие более 250 обучающихся.
Всем творческим номерам была дана высокая оценка компетентного жюри: дипломы лауреатов I, II степени, Гран – при. Всего более 70 наград.
Главная цель педагогов дополнительного образования заключается в том, чтобы развить у учащихся способность творчески относиться к жизни, к природе, к людям, к культурным ценностям, сделать его гармонично развитым человеком. Дополнительное образование обеспечивает развитие эстетических потребностей, способствуют реализации творческого потенциала. Система дополнительного образования открыта всем детям независимо от их способностей. Преподавание в системе дополнительного образования строится с учетом неоднородности контингента. Главными ориентирами служат потребности и возможности каждого учащегося, обучение строится на принципах доступности, наглядности и последовательности. Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью в организации образовательного и воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования, выявляет индивидуальные способности учащихся, способствует развитию творческой личности, самообразованию, стимулирует мотивацию достижения и саморазвития. Конкурсная деятельность способствует:
- раскрытию духовных и интеллектуальных качеств обучающихся;
- выявлению наиболее талантливых детей;
- развитию мотивации к познанию и углублению опыта художественной деятельности;
- укреплению значимости роли педагога в процессе воспитания; - развитию мотивации к дальнейшей самореализации;
- повышению самооценки у учащихся;
Конкурсы, фестивали – это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности педагога дополнительного образования. У детей появляется желание стать успешнее, лучше учиться, и у педагогов стремление лучше работать, применять новые приемы. У родителей повышается уважение к учреждениям дополнительного образования, доверие к ним.
Методические рекомендации педагогам по вопросам мотивации учащихся к участию в творческом конкурсе.
1.Поддержка и одобрение взрослых.
Предлагая ребёнку принять участие в конкурсе, мы заведомо ставим его в ситуацию оценки и конкуренции. Это заранее сложные условия, поэтому решаются участвовать далеко не все. Здесь необходима поддержка и одобрение взрослых, нужен опорный человек в этой теме. Таким человеком могут стать как педагог, так и родители, а лучше всем вместе. И только тогда, почувствовав поддержку и одобрение, ребёнок в состоянии идти дальше.
Задача педагога - это не просто подготовить к конкурсу, главное - научить его адекватно воспринимать как победу, так и поражение.
2. Правильно организованная мотивация педагога дополнительного образования.
Правильно организованная мотивация - залог колоссального успеха. Большая роль в формировании мотивации отводится педагогу. Насколько будет убедителен сам педагог, например, рассказывая о конкурсах, насколько он будет сам поистине увлечен тем, что он пытается донести учащимся; насколько он сам будет отчетливо представлять ценность того или иного конкурса и фестиваля, ровно настолько педагог найдет отклик в сердцах своих учащихся. Недостаточно только говорить о возможных результатах, надо чтобы эти результаты захотелось достичь. Любой человек, ребенок, или взрослый, действие совершает по желанию - в основе поступка будет лежать его собственный мотив. Положительный мотив несет в себе массу преимуществ: с большим успехом преодолеваются трудности, по-другому организуется время и пространство, спокойнее воспринимаются неудачи, ощущается мобилизация внутренних сил. Педагог должен формировать положительную мотивацию, если нацелен на результат.
3. Демонстрация успехов учащихся.
Чтобы сформировать устойчивый мотив, педагогу нужно проводить регулярную работу по привлечению учащихся к конкурсам (организовывать собрания по обсуждению результатов конкурса, где каждый мог бы поделиться своими впечатлениями и побудить остальных к участию; организация фотовыставки по прохождению конкурсов, чтобы у учащихся осталась память о проделанной работе).
Еще, как вариант, для формирования мотивации можно использовать в своей работе технологию портфолио. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися. Персональные выставки, демонстрирующие успехи учащихся: дипломы, фото кубков, медалей, также повышают мотивацию к участию в конкурсах.
4. Поощрение участников конкура. Важно вручить дипломы учащимся – участникам конкурсов при всей группе, это тоже повышает мотивацию.
Ведите за собой учащихся, уважаемые коллеги, и результат не заставит себя ждать!