12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Лавринова Любовь Николаевна21

Управление образования и науки Тамбовской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Цнинская СОШ №2» Тамбовское областное государственно автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева»

 

п. Строитель 2015г

САМОАНАЛИЗ

Переход образовательных организаций на стандарты нового поколения принципиально по-новому ставит проблему организации образовательного процесса и его результатов. В Концепции ФГОС формулируются обще учебные действия обеспечивающие способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Федеральный компонент образования в контексте с ФГОС направлен на реализацию следующих целей: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания.

Образовательный процесс, в соответствии с новыми ФГОС ориентированный на студента, все в большей степени определяется тем, чего должны достичь обучающиеся. Исходя из сказанного, представляется оптимальным такой способ проектирования и организации образовательного процесса, при котором: основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых; преподаватель выступает в роли педагога-менеджера, а не транслятора учебной информации; информация используется как средство организации деятельности, а не цель обучения; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

В развитии среднего профессионального образования на первый план выходят такие показатели, как воспитание и подготовка сознательных, высокообразованных, компетентных рабочих, способных к умственному труду, к активной деятельности на производстве, в сфере науки и культуры.

Основным документом, регламентирующим деятельность ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж им И.Т. Карасева» является Образовательная Программа развития на 2011-2015гг. Основной цель Программы - способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в новых социально- экономических условиях, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Основной целью работы ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж им И.Т. Карасева» является создание образовательного учреждения нового типа, деятельность которого направлена на построение индивидуальной образовательной траектории развития личности, ориентированной на успешную профессиональную карьеру.

Работа колледжа направлена на развитие ключевых компетенций у участников образовательного процесса. Это предполагает обеспечение высокого уровня обучения, создание комфортных условий для развития индивидуальности личности студента, а также совершенствование профессионального мастерства преподавателей. Работа педагогического коллектива, направленная на развитие профессиональных компетенций, имеет системный и дифференцированный подход, учитывает развитие индивидуальных и творческих способностей студентов.

В контексте основной цели программы в колледже реализуется единая методическая тема: «Профессиональное образование как условие личностного, социального и профессионального роста будущего специалиста в современном обществе», целью, которой выступает подготовка квалифицированных кадров для развивающихся сфер промышленности и производства с перспективой личностного, социального и профессионального роста, осуществляемая в русле апробированных и новейших методов и педагогических технологий.

Моя индивидуальная методическая тема отражает специфику стратегии развития колледжа и согласована с единой методической темой «Использование элементов прикладной математики как способ успешной реализации профессионального самоопределения обучающихся».

Задачи, реализуемые в оперативном и перспективном процессе деятельности, согласуются с единой методической темой:

развивать интерес к учению;

развивать умения и навыки применения полученных знаний в нестандартных жизненных ситуациях;

создать образовательную среду, которая учитывала бы интересы и склонности каждого студента, максимально удовлетворяла бы потребности в образовании обучающихся и родителей;

сформировать и развить всесторонне развитую личность, способную к саморазвитию и самореализации в современном мире;

развивать критическое мышление посредством развития математических способностей;

реализовать дифференцированный подход в обучении;

развивать информационную, коммуникативную, проблемную компетенции.

В течение многих лет работала над темой: Оптимизация учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода в обучении математике. Результатом моей работы стало создание системы уроков на основе дифференцированного подхода, разработаны тестовые задания, варианты самостоятельных и контрольных работ, устные дифференцированные опросы. Выступила на педагогическом совете с докладом «Оптимизация учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода в обучении математики». Обобщен педагогический опыт по данной теме средствами индивидуального сайта (http://lnl938.wix.com/lawrinowa ).

Организация работы с обучающимися для формирования у выпускника ключевых компетенций, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях, реализуется посредством трех взаимосвязанных направлений педагогической деятельности: учебно-методической, научно-методической и учебно-воспитательной.

В основу учебно-методической деятельности заложено решение следующих блоков педагогических вопросов:

апробация и внедрение педагогических технологий: таких как модульная технология, когнитивный подход, дифференцированное обучение, укрупненные дидактические единицы, метод проектов.

Колледж работает в системе модульного обучения, поэтому необходима организация учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ. Работа строится с учетом потребностей студентов и родителей посредством использования дифференцированного подхода. Работа осуществляется по двум направлениям: I группа – студенты со слабой математической подготовкой; II группа – студенты, интересующиеся математикой достаточно серьезно. Но деление на эти группы весьма условно – любой студент может свободно переходить из одной группы в другую.

Для студентов I группы проводятся дополнительные занятия, на которых разбираются вопросы, вызвавшие затруднения. На эти же занятия могут прийти те студенты, которые пропустили урок по болезни.

Результатами дифференцированного подхода можно констатировать следующие факты:

в 2012 студент Миколаенко Дмитрий участвовал в Областных Клейменовских чтениях, посвященных Дню Космонавтики, был награжден грамотой. В 2012г студент Двадцатнов Александр принимал участие в областные научно-технические чтения НПО и СПО. В 2014 году студент Ефимов Павел принял участие в Международном математическом конкурсе «Ребус». В 2014году студент Анфиногенов Максим принял участие в областном конкурсе «Сложное в простом».

использование мониторинга обучающихся по выявлению степени усвоения изученного материала, сформированности осознанности и необходимости учения. По итогам последних трех лет уровень качества знаний в группах по математике отражен на диаграмме:

За последние годы уровень обученности составляет 100%, качество знаний имеет позитивную динамику и составляет 5%. В направлении повышения качества знаний студентов ведется постоянная кропотливая работа. Не всегда удается сразу получить желаемый результат, не все студенты отзываются на предлагаемые требования. Но работа преподавателя в том и состоит, чтобы добиться положительных результатов.

разработка и использование дидактических материалов в виде тестов, зачетов, контрольных работ, диагностических контрольных работ, различных видов самостоятельных работ. Материалы размещены на сайте колледжа (http://tambmk.narod.ru).

проведение открытых уроков в рамках традиционной в колледже недели педагогического мастерства. Материалы урока «Тригонометрические функции углового аргумента» и презентация на сайте колледжа (http://tambmk.narod.ru) и на сайтах (http://www.openclass.ru/lessons/147408), (http://pedsovet.org/add/m/article/), (http://www.it-n.ru/).

В контексте научно-методической деятельности проводилась работа по участию в региональных и межрегиональных общероссийских научно-практических конференциях, конкурсах:

в 2013 году принимала участие в региональном конкурсе «IT - учитель».

общероссийский конкурс «Моя лучшая методическая разработка», диплом II степени за урок «Цилиндр, конус, шар» 2015г.

общероссийский конкурс «Лучшая программа работы педагога», диплом III степени за Программу элективного курса «Мировозренческие и профессиональные аспекты математики» 2014г.

общероссийский конкурс «Лучший инновационный урок», диплом III степени за внеклассное мероприятие «Суд над математикой» 2014г.

межрегиональный фестиваль «Педагогические открытия», диплом лауреата в номинации «Замечательный урок для лучших детей» 2013г.

общероссийский конкурс «Я работаю по ФГОС», сертификат участника за методическую разработку урока 2014г.

общероссийский конкурс «Педагогический проект», сертификат участника за интегрированный урок по математике и истории «Обобщение понятия о показателе степени. Сталинградская битва.» 2015г.

с докладом «Проектная деятельность студентов на уроках математики» выступала на муниципальном семинаре «Исследовательская деятельность в преподавании дисциплин общеобразовательного цикла в учреждениях НПО и СПО».

приняла участие в областном конкурсе «Ярмарка педагогических идей», в региональной научно-практической интернет-конференции «Инновации в развитии среднего профессионального образования».

участие в работе Педагогического совета колледжа. В 2012 году выступала с докладом «Содержание урока»; в 2013г. – «Формы и приемы приемлемого поведения обучающихся на уроках»; в 2014г. – «Оптимизация учебно–воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода в обучении математики и физики»; в 2015г. – «Реализация дифференцированного подхода в модульном обучении как условие успешности его применения».

разработала методические рекомендации «Проектирование учебной рабочей программы в соответствии с современными требованиями к качеству образования» и «Презентации учительских и ученических проектов»

разработка программы по математике для студентов 1-3 курсов по учебникам Атанасян K.C. Геометрия 10-11 класс и Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа 10-11 класс; программы элективного курса «Мировоззренческие и профессиональные аспекты математики», которая размещена на сайте колледжа (http://tambmk.narod.ru), программу элективного курса «Математика в твоей профессии».

разработка тестового материала итогового и текущего контроля знаний по всем темам.

В связи с тем, что обучающиеся сдают письменный экзамен по математике и только поступающие в высшие учебные заведения сдают дополнительно экзамен в форме ЕГЭ, то возникает необходимость проводить тестовые и письменные контрольные работы, что позволяет подготовить обучающихся к экзамену. Работа по подготовке таких вариантов очень трудоемкая, требует больших затрат времени и сил. При выполнении данного вида работы используются методические сборники для подготовки к ЕГЭ, а также материалы, размещенные в сети Интернет на сайтах http://www.ege.edu.ru/, http://www.shevkin.ru/ . Обучающимся предлагаю к использованию адреса сайтов, на которых представлены тесты для подготовки к ЕГЭ в режиме on-line.

разработка электронного учебника.

участие в работе сайта творческих учителей «Инновации Тамбовщины» (http://www.it-n.ru/), в работе форумов на сайтах http://pedsovet.org, http://ipk.admin.tstu.ru/fsu_tamb/metod.html, http://www.fsu-expert.ru/, http://ipk.admin.tstu.ru/fsu_tamb/matematika.html.

Чрезвычайно важным в процессе обучения является учебно-воспитательный компонент. Включение воспитательного компонента в ФГОС позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у студентов гуманистических ценностей, гражданской позиции.

В процессе воспитания стараюсь создавать условия для формирования у студентов мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности. Это доброжелательность, отзывчивость, инициативность, адекватность самооценки, умение толерантно относиться к позиции собеседника, навыки совместной деятельности. Это и осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, чувство сопричастности к своей Родине, чувство прекрасного, готовность действовать в соответствии с моральным выбором, нравственными нормами.

Стремлюсь к интеграции учебной и внеклассной воспитательной работы. Важно, чтобы знания, полученные студентами на уроке, апробировались на практике, чтобы нравственные нормы, демократические ценности, гуманистический, субъектный подходы определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в рамках учебного процесса.

Развиваю открытые модели воспитательных систем, которые строятся на принципах социального партнерства, позволяют реализовать потенциал всех социальных институтов в воспитании подрастающих поколений; общими усилиями формировать пространство воспитания, предоставлять студентам возможность для реализации своей гражданской позиции.

Аудиторное занятие длится академический час - 45 минут. Много это или мало? Где та грань, которая позволяет не перегрузить ни слабого студента, ни недогрузить сильного? Поэтому при подготовке к уроку в любой группе необходимо тщательно подобрать учебный материал, построить урок интересно и одновременно насыщенно. Изучение нового материала происходит с опорой на уже известные студентам факты. Для этого используются метод беседы и технология проблемного обучения, что в свою очередь мотивирует обучающихся увидеть связь нового с изученным материалом и сделать соответствующие выводы. Создание ситуаций заинтересованности и успеха моделируются проверкой усвоения материала с помощью математических диктантов с последующей самопроверкой и взаимопроверкой по разработанным и предложенным критериям.

Выставляя студентам оценку за полугодие или за год, всегда необходимо учитывать положительную динамику роста успешности студента. Не секрет, что в любой группе есть студенты, для которых получить оценку «3», «4» или «5» - все равно, что совершить восхождение на вершину горы. И если в этот момент не поддержать студента, не дать ему почувствовать, что преподаватель оценил его старания и усердие, то вряд ли такие же результаты он покажет в следующем полугодии. После такого «аванса» мотивация к изучению предмета возрастает и этот «аванс» студент отрабатывает в последующем обучении.

Учебный процесс строится на основе взаимодействия, диалога, конструктивного и уважительного обмена мнением. При оценке ответа студента особенно необходимы тактичность и корректность, что способствует предотвращению и преодолению конфликтных ситуаций. Все это помогает формированию позитивного отношения обучающихся, педагогов.

Во внеурочной деятельности взаимодействие со студентами более тесное при работе по системе дополнительного образования и при подготовке недели педагогического мастерства. Высокий уровень познавательного интереса, подтвержденный социально-психологическими мониторингами, формирует устойчивый интерес обучающихся и к внеаудиторной работе.

Решение учебных задач невозможно без целенаправленной внеклассной работы, без работы на формирование и сплочение студенческого коллектива, повышения уровня его положительной активности. Цель работы, как воспитателя – раскрыть индивидуальность каждого студента, умеющего жить и работать в коллективе, строить доброжелательные отношения с одногруппниками, родителями, преподавателями. В контексте поставленной цели решаются следующие задачи:

развить нравственные качества обучающихся, навыки культуры поведения, студенческого самоуправления;

готовить студентов к сознательному применению выбранной профессии;

укреплять здоровье студентов, формировать здоровый образ жизни;

создавать условия для самовыражения в процессе проведения групповых и внеклассных мероприятий;

воспитать чувства собственного достоинства, ответственности за себя и за коллектив, уважительного отношения к одногруппникам, родителям, преподавателям, работникам колледжа.

Реализация задач строится через систему мероприятий, так, например, регулярно проводятся классные часы, студенты группы принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых в колледже, и в качестве участников и в качестве ведущих. Многие студенты посещают секции, танцевальный коллектив, что в свою очередь способствует самоутверждению обучающихся и повышению из самооценки. Участие в жизни группы, вовлеченность в повседневные проблемно-социальные ситуации формируют высокий уровень доверия к педагогу.

Между собой студенты поддерживают ровные дружеские отношения, нет изолированных обучающихся. Присутствуют личные привязанности по интересам. По результатам психолого-педагогического анкетирования все обучающиеся отмечают комфортную обстановку в группе, доброжелательное отношение к ним со стороны одногруппников. По исследованиям уровня удовлетворенности студенческой жизнью ребята показали следующие результаты:

Одним из видов внеаудиторной работы являются родительские собрания, на которых доводятся до сведения родителей все достижения обучающихся, обозначаются общие проблемы группы, а затем в индивидуальной беседе – проблемы конкретного студента. Здесь важен такт, умение вести беседу и диалог, огромное внимание к возникающим проблемам.

Чувство такта необходимо и во взаимоотношениях с коллегами. Система наставничества в колледже дает удивительную поддержку и внимание со стороны опытных педагогов. Индивидуальный подход при межличностном общении сформировал теплые взаимоотношения, основанные на взаимоуважении и взаимоподдержке. Коллектив колледжа - это коллектив единомышленников, объединенных решением общих задач, направленных на реализацию единой цели.

Одна из трудностей, с которой сталкиваюсь я в свой профессиональной деятельности, – это сокращение часов преподавания математики, где у обучающихся формируются общеучебные умения и навыки при изучении основных формул и теорий математики.

Выходом из сложившейся ситуации является проведение факультатива «Математика в твоей профессии» и «Мировоззренческие и профессиональные аспекты математики», проведение внеаудиторных занятий, на которых студенты работают над индивидуальными проектами, готовят внеклассные мероприятия. Cтудентами разработаны проекты «Математика за здоровый образ жизни» и «Тригонометрические функции». Внеклассные мероприятия: «Математический КВН», «Математическое колесо истории», «Счастливый случай» размещены на сайте (http://pedsovet.org/).

Анализ опыта педагогической деятельности за предшествующий аттестации период, а также современной направленности развития образования и предстоящих перемен в положении образовательного учреждения позволяет выделить ряд задач, решение которых становится актуальным в ближайшей перспективе (3-5 лет).

Совершенствование технологии и организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, ее более широкое включение в образовательный процесс; повышение профессиональной компетентности в сфере использования современных средств диагностики результатов образовательной деятельности; разработка планирующей документации на основе модульной технологии; разработка контрольно-диагностических работ на основе компетентностного подхода; развитие межпредметных связей при разработке проектов, рефератов; разнообразить формы и методы воспитания учащихся во внеклассной работе; изучения методической литературы, периодических изданий, например, таких как журнал «Математика в школе», газете «Математика» приложение к газете «Первое сентября»; прохождения курсов повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября» и профессиональной подготовки по программе «Менеджмент в образовании»; посещения семинаров учителей математики; участие в фестивале педагогических идей.

Резюмируя результаты педагогической деятельности и материалов самоанализа важно понимать, что для педагога главное – это повседневная кропотливая работа по созданию образовательной среды, направленная на каждого студента в отдельности и на качество знаний в целом, а не самопрезентация преподавателя посредством громких слов и хвалебных речей в свой адрес.

Опубликовано

Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.