Статья «Самообразование педагога как необходимое условие повышения профессионализма»

4
0
Материал опубликован 16 May 2022 в группе

Самообразование педагога как необходимое условие повышения профессионализма


Никогда не прекращайте вашей самообразовательной

работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились,

сколько бы вы ни знали, знанию и образованию

нет ни границ, ни пределов.

Рубакин Н. А.


Государственная образовательная политика в Приднестровской Молдавской Республике ориентирована на обеспечение устойчивого функционирования отрасли народного образования, внедрение инновационных технологий, совершенствование механизма введения новых форм итоговой аттестации. Принимаются меры для повышения качества образования. Отсюда вытекают следующие задачи: доступность в получении полноценного образования; обновление государственных образовательных стандартов, примерных программ и направлений образования для достижения нового современного качества образования; формирование здоровьесберегающего образовательного пространства; создание нормативно-правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;   повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки и др. [5].

Социально-политические изменения в стране заставляют нас по-новому формулировать цели образования. Сегодня это создание условий для развития активной, творческой личности, способной адаптироваться в изменяющемся мире. Воспитание интеллектуально-развитых граждан, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Соответственно образование должно быть готово и нацелено на подготовку делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества, профессионализма, обладающего нравственной позицией и широтой взглядов и компетенций [2]. Поэтому педагогам, как активным участникам образовательного процесса каждого гражданина, предъявляются высокие требования. Сегодня чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессиональная деятельность педагога, поскольку без его активного участия прогрессивные изменения невозможны. Современный учитель должен быть нацелен на самообразование в различных сферах: профессиональной, творческой, личностной и др. На мой взгляд, профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения высокого качества образования.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию. Уровень подготовки учителя должен постоянно расти. В данной статье хочу поделиться своими взглядами и наработками в плане профессионального самообразования, так как считаю это актуальной задачей для повышения профессионализма современного учителя.

Начну с понятия «самообразование». В Большой советской энциклопедии даётся следующее определение: «Самообразование – самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем это средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. Самообразование предусматривает также возможность использования вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач, посещение музеев, выставок, галерей, различные виды практической деятельности и т.п.» [4].

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, развивается потребность в педагогическом творчестве, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.

В моей практике учителя-филолога с 30-летним стажем самообразование осуществляется с помощью таких видов деятельности:

- знакомство с педагогической и методической литературой, освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);

- посещение семинаров, конференций, уроков коллег, обмен опытом;

 - систематическое прохождение курсов повышения квалификации; 

- обобщение опыта работы на уровне школы, города и республики;

- проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий по предмету и их анализ;

- публикации уроков, мероприятий, статей, методических рекомендаций и др.

- организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

- участие в профессиональных конкурсах;

- посещение экскурсий, выставок, творческих встреч.

Каждая деятельность, тем более творческая, на мой взгляд, важна достижениями. И у каждого учителя должен быть список результатов за определённый период. Самообразование для меня – это непрерывный процесс.

Теоретической базой в моей практической деятельности является освоение образовательных технологий, отражающих личностно-профессиональную направленность работы. Много лет совместно с психологом мы разрабатывали и проводили интегрированные уроки литературы и психологии как применение на практике технологии «Педагогика сотрудничества». Мы использовали данную технологию, так как она направлена главным образом не на изложение преподавателем готового материала, требующего непосредственного запоминания и воспроизведения, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности [3]. Мы выбрали интеграцию литературы и психологии, так как литературный текст способствует более яркому и образному восприятию действительности, художественное творчество даёт возможность ребёнку выразить своё отношение к литературному произведению в доступной для него форме, а психологические знания способствуют анализу различных жизненных ситуаций, самопознанию, саморазвитию. Мы разработали и провели 15 уроков в 5 – 11 классах. Данный материал был представлен нами в двух брошюрах методических рекомендаций [1], были написаны и опубликованы статьи в педагогических изданиях.

Следующая технология, заинтересовавшая меня, – это технология коллективной творческой деятельности, элементы которой использовала в патриотическом воспитании учащихся.

Мне импонирует, что данная технология предполагает мотивированную совместную деятельность учителя и учащихся. Технология коллективного творческого воспитания – это мероприятия, направленные на комплексное решение задач всестороннего развития личности, правильного отношения учащихся к отечеству, обществу, учению, труду, сверстникам и т.д. [3].

Я определила для себя следующие задачи и пути их решения в данном направлении:

1. Изучение истории, обычаев, традиций и языка родного края (проведение экскурсий по Приднестровской Молдавской Республике и Республике Молдова, творческие встречи с писателями, поэтами, художниками).

2. Развитие культурной, образованной и эстетически грамотной личности (посещение театров, выставок и презентаций).

3. Воспитание и пропаганда идей интернационализма и толерантности (проведение классных часов, внеклассных мероприятий).

4. Формирование у учащихся качеств личности, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе.

Многочисленные проведённые экскурсии способствовали более активному участию детей в ежегодных конкурсах сочинений о родном крае, городе, улице, о людях труда и тех, чьими именами гордится город.

Хочется отметить, что самообразование и образование тесно и взаимовыгодно сотрудничают во время проведения экскурсий, посещений с детьми театров, выставок, презентаций работ художников, личного общения с поэтами и писателями на творческих встречах. И это можно считать ещё одним видом самообразования педагога. Результатом посещения художественных выставок, а также личного общения с художниками Приднестровья стали исследовательские работы по культуре: «Экспрессивный символизм в творчестве Ю.И. Салко» и «Скифские мотивы в батике приднестровской художницы Т.А. Шума». Здесь уместно упомянуть следующую технологию проектного обучения, помогающую в создании проектов и организации исследовательской работы с учащимися. Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной и внеурочной деятельности, развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. Именно групповые проектные формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества [3].

Публикации открытых уроков, методические рекомендации и статьи являются следующим видом самообразования. Доклады, выступления на педагогических и методических советах, методическая работа в школе в качестве руководителя объединения учителей гуманитарно-эстетического направления заставляет быть постоянно в курсе новых публикаций и инноваций в педагогической сфере, заниматься саморазвитием.

Выше мною упоминались публикации и методические разработки. Последней стала программа элективного курса по русскому языку «Особенности написание сочинения-рассуждения и эссе при подготовке к ЕГЭ» Данный разработанный мною курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка, он рассчитан на учащихся 11 класса общеобразовательного уровня. Элективный курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики, и написание творческой работы по данной проблематике. Календарно-тематическое планирование данной программы составлено с учетом современных требований по составлению программ, то есть с учётом планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных), а также с указанием основных видов учебной деятельности (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Следующим видом самообразования являются дискуссии, обмен опытом с коллегами, которые проходят как в рамках городских методических объединений, так и внутри школы. Сюда можно отнести открытые уроки для преподавателей республики, города, школы, студентов Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, которые систематически проходят педагогическую практику на базе нашей школы и у меня в частности.

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации – неотъемлемый вид деятельности педагога, где учителя обмениваются знаниями, опытом, презентуют свои наработки, участвуют в создании программ, учебников, методических пособий. Интересны и познавательны оказались курсы по использованию современных информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе. Посетив курсы, проводимые Российским Университетом Дружбы народов по программе современного преподавания русского языка, русской литературы и культуры, познакомилась с российскими учёными и преподавателями-новаторами. Любые курсы – это, прежде всего, живое общение, стимул к дальнейшему творческому поиску и самореализации учителя.

В заключение хочется сказать, что самообразование учителя не может быть без личной заинтересованности педагога в своём деле, поиске им новых форм, методов работы. Желание идти в ногу со временем, получать высокие результаты, видеть своих учеников образованными, творческими людьми – вот тот стимул, к которому должен стремиться любой педагог, любящий свою профессию.


Библиографический список


Гуня Р.В., Клименко И.В. Интегрированный урок как современная образовательная технология (на примере интеграции литературы и психологии). Методические рекомендации. — Тирасполь, 2014.

Концепция государственных образовательных стандартов общего образования Приднестровской Молдавской Республики. Министерство просвещения ПМР, Приднестровский государственный институт развития образования. Тирасполь, 2012.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под редакцией Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.

4. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия. 3-е издание в 30 томах. М. 1978.

5. Официальный сайт Министерства просвещения ПМР: http://minpros.info.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации