Статья «Самооценивание как инструмент формирующего оценивания на уроках русского языка»
Л. В. Строганова,
учитель русского языка и литературы Пронинский филиал ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино
«Самооценивание как инструмент формирующего оценивания на уроках русского языка».
Аннотация: в статье рассмотрены различные виды самооценивания на уроках русского языка.
Ключевые слова: формирующее оценивание, самооценивание, познавательная деятельность, мотивация.
_____________________________________________________________________________
ФГОС второго поколения рекомендует использование формирующего оценивания. Все мы знаем, что формирующее оценивание – это анализ понимания, формирование у учащихся осознания того, что он изучает, как он может делать это результативно и зачем ему это нужно сейчас и в будущем. Оно помогает ученику и учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно идет процесс учения и обучения. Оно обеспечивает обратную связь с учеником.
Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Довольно часто при оценивании работы, проделанной учащимися, учитель выступает в роли судьи. Он сообщает отметку ученику как окончательный результат, в лучшем случае аргументирует, что именно в работе ребёнка не позволило ему получить более высокий балл.
Решить проблемы во многом помогает самооценивание. Основной смысл самооценивания в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Самооценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников, даже тех, кто не слишком интересуется предметом и плохо усваивает материал. Это происходит благодаря тому, что подобное оценивание восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, давая ему возможность начать двигаться с того уровня, на котором он находится в данный момент.
Учащимся изначально известно, по каким баллам будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех. В процессе работы дети всегда могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Именно самооценивание даёт возможность каждому ученику ответить на вопросы: Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы узнать больше и лучше?
Есть много различных видов самооценивания. Вот некоторые из них. Использование листа самооценки как элемента формирующего оценивания, которые применяются на уроках русского языка при изучении темы «Прилагательные полные и краткие» для работы на весь урок, где все задания выполняются с последующей проверкой. Ученик сам проставляет баллы в нужную строку на каждом этапе урока, а затем, подводя итог урока, ставит себе оценку.
1.Повторение |
2.Образование прилагательных краткой формы от полной |
3.Самостоятельная работа |
4.Отличительные признаки полных прилагательных от кратких |
5.Итог |
Максимум 2 б. |
Максимум 4 б. |
Максимум 3 б. |
Максимум 6 б. |
Максимум 15 б. |
|
|
|
|
|
14-15 б. – «5» 12-13 б. – «4» 10-11 б. – «3» 0-9 б. – «2»
Также возможно использование листов самооценивания на каких-либо определённых этапах урока. Например, при закреплении нового материала по теме «Предложения с обращениями». Даются несколько предложений, среди которых нужно определить предложения с обращениями и правильно расставить знаки препинания в них. Учащиеся заполняют листы самооценивания такого образца.
Определение предложений с обращениями |
Пунктуация |
Итог |
Максимум 4 б. |
Максимум 6 б. |
Максимум 10 б. |
|
|
|
10 б. – «5» 8-9 б. – «4» 6-7 – «3» 0-5 – «2»
Выставляется общий балл на этом этапе урока, а затем и оценка за выполненную работу.
Листы самооценивания можно использовать при изучении целого раздела. На таких листах учащиеся в начале изучения отмечают «+» то, что они уже знают, а на последующих уроках отмечают то, что узнали.
Вот, например, самооценивание по теме «Имя прилагательное»
Имя прилагательное |
Я знаю |
Я узнал(а) |
Часть речи |
|
|
Обозначает признак предмета |
|
|
Отвечает на вопросы какой? чей? |
|
|
Изменяются по числам, родам (в ед. числе) и падежам |
|
|
Могут иметь краткую форму |
|
|
В предложении бывают определениями и сказуемыми |
|
|
Имеют степень сравнения |
|
|
Делятся на разряды |
|
|
Качественные прилагательные |
|
|
Относительные прилагательные |
|
|
Притяжательные прилагательные |
|
|
По этому листу можно работать весь раздел «Имя прилагательное». Эта техника позволяет отследить даже самое незначительное продвижение учащегося.
Помимо листов самооценивания периодически допускается ещё один вид. Это «Закончи предложение»:
Я узнал, что …
Я запомнил …
Я смог …
Я знаю …
Мне было трудно…
Мне было интересно…
Могу себя похвалить за …
Этот вид самооценки актуален на последнем этапе урока.
Таким образом, самооценивание решает следующие задачи:
1)Делает оценку более объективной и «прозрачной» как для ученика, так и для учителя;
2)Позволяет ученику точно оценить границы своего знания;
3)Обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.
Библиографический список:
1. Справочник от автор 24 [Электронный ресурс]. -https://www.school619.ru/assets/files/metodich_slujba/18-04-2023-alekseeva-metodrekomendacii.pdf
2. Сборник методических рекомендаций по применению формирующего оценивания на уроках в [Электронный ресурс]. -
https://www.school619.ru/assets/files/metodich_slujba/18-04-2023-alekseeva-metodrekomendacii.pdf
_____________________________________________________________________________
Информация об авторах:
Л. В. Строганова, учитель русского языка и литературы Пронинский филиал ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино