Статья «Самооценивание как инструмент формирующего оценивания на уроках русского языка»

3
0
Материал опубликован 20 March

Л. В. Строганова,
учитель русского языка и литературы Пронинский филиал ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино
«Самооценивание как инструмент формирующего оценивания на уроках русского языка».
Аннотация: в статье рассмотрены различные виды самооценивания на уроках русского языка.
Ключевые слова: формирующее оценивание, самооценивание, познавательная деятельность, мотивация.
_____________________________________________________________________________
ФГОС второго поколения рекомендует использование формирующего оценивания. Все мы знаем, что формирующее оценивание – это анализ понимания, формирование у учащихся осознания того, что он изучает, как он может делать это результативно и зачем ему это нужно сейчас и в будущем. Оно помогает ученику и учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно идет процесс учения и обучения. Оно обеспечивает обратную связь с учеником.
Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Довольно часто при оценивании работы, проделанной учащимися, учитель выступает в роли судьи. Он сообщает отметку ученику как окончательный результат, в лучшем случае аргументирует, что именно в работе ребёнка не позволило ему получить более высокий балл.
Решить проблемы во многом помогает самооценивание. Основной смысл самооценивания в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Самооценивание позволяет мотивировать всех без исключения учеников, даже тех, кто не слишком интересуется предметом и плохо усваивает материал. Это происходит благодаря тому, что подобное оценивание восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, давая ему возможность начать двигаться с того уровня, на котором он находится в данный момент.

Учащимся изначально известно, по каким баллам будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех. В процессе работы дети всегда могут оценить уровень её выполнения и выбрать пути совершенствования. Именно самооценивание даёт возможность каждому ученику ответить на вопросы: Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы узнать больше и лучше?
Есть много различных видов самооценивания. Вот некоторые из них. И
спользование листа самооценки как элемента формирующего оценивания, которые применяются на уроках русского языка при изучении темы «Прилагательные полные и краткие» для работы на весь урок, где все задания выполняются с последующей проверкой. Ученик сам проставляет баллы в нужную строку на каждом этапе урока, а затем, подводя итог урока, ставит себе оценку.
 

1.Повторение

2.Образование прилагательных краткой формы от полной

3.Самостоятельная работа

4.Отличительные признаки полных прилагательных от кратких

5.Итог

Максимум 2 б.

Максимум 4 б.

Максимум 3 б.

Максимум 6 б.

Максимум 15 б.

 

 

 

 

 

 

 

14-15 б. – «5» 12-13 б. – «4» 10-11 б. – «3» 0-9 б. – «2»
Также возможно использование листов самооценивания на каких-либо определённых этапах урока. Например, при закреплении нового материала по теме «Предложения с обращениями». Даются несколько предложений, среди которых нужно определить предложения с обращениями и правильно расставить знаки препинания в них. Учащиеся заполняют листы самооценивания такого образца.

Определение предложений с обращениями

Пунктуация

Итог

Максимум 4 б.

Максимум 6 б.

Максимум 10 б.

 

 

 


10 б. – «5» 8-9 б. – «4» 6-7 – «3» 0-5 – «2»
Выставляется общий балл на этом этапе урока, а затем и оценка за выполненную работу.
Листы самооценивания можно использовать при изучении целого раздела. На таких листах учащиеся в начале изучения отмечают «+» то, что они уже знают, а на последующих уроках отмечают то, что узнали.
Вот, например,
самооценивание по теме «Имя прилагательное»

Имя прилагательное

Я знаю

Я узнал(а)

Часть речи

 

 

Обозначает признак предмета

 

 

Отвечает на вопросы какой? чей?

 

 

Изменяются по числам, родам (в ед. числе) и падежам

 

 

Могут иметь краткую форму

 

 

В предложении бывают определениями и сказуемыми

 

 

Имеют степень сравнения

 

 

Делятся на разряды

 

 

Качественные прилагательные

 

 

Относительные прилагательные

 

 

Притяжательные прилагательные

 

 


По этому листу можно работать весь раздел «Имя прилагательное». Эта техника позволяет отследить даже самое незначительное продвижение учащегося.
Помимо листов самооценивания периодически допускается ещё один вид. Это
«Закончи предложение»
Я узнал, что …
Я запомнил …
Я смог …
Я знаю …
Мне было трудно…
Мне было интересно…
Могу себя похвалить за …

Этот вид самооценки актуален на последнем этапе урока.

Таким образом, самооценивание решает следующие задачи:

1)Делает оценку более объективной и «прозрачной» как для ученика, так и для учителя;

2)Позволяет ученику точно оценить границы своего знания;

3)Обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.

Библиографический список:

1. Справочник от автор 24 [Электронный ресурс]. -https://www.school619.ru/assets/files/metodich_slujba/18-04-2023-alekseeva-metodrekomendacii.pdf
2.
Сборник методических рекомендаций по применению формирующего оценивания на уроках в [Электронный ресурс]. -
https://www.school619.ru/assets/files/metodich_slujba/18-04-2023-alekseeva-metodrekomendacii.pdf
_____________________________________________________________________________

Информация об авторах:

Л. В. Строганова, учитель русского языка и литературы Пронинский филиал ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации