Методические разработки по внеклассному мероприятию «Самопознание и самовоспитание личности, способы саморегуляции» (9 класс)
Образовательные: • Познакомить учащихся с методами самопознания и самовоспитания
• Сформировать представление о личности и способах саморегуляции
• Учить презентовать результаты своего труда
Развивающие: • Развивать творческие способности в индивидуальных видах учебной деятельности
• Развивать умение самоанализа и самовоспитания; работать в заданном темпе и работать в группах
Воспитательные: • Воспитывать умение планировать свою деятельность
• Воспитывать чувство ответственности за свои действия
Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, презентации детей, раздаточный материал для проведения тренинга
Тезаурус:
Самопознание — это средство овладения собственным опытом, оно способствует приобретению психического здоровья, зрелости, способности к саморазвитию.
Самовоспитание — это сознательная деятельность, направленная на реализацию себя как личности, выработка человеком у себя таких личностных качеств, какие представляются желательными.
Саморегуляция — самовнушение, помогающее успокаивать эмоции в трудных ситуациях.
Самооценка — оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков.
Личность — это человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность. Личность - есть внешнее свидетельство уникальной творческой индивидуальности или свободное и полно выраженное Ваше активное Я.
Форма проведения занятия: занятие с использованием групповой работы.
Структура урока
1. Организационный этап, рефлексия настроения 2 мин.
2. Мотивация учебной деятельности 5 мин.
3. Изучение нового материала 15 мин.
4. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся 7 мин
5. Аутогенная тренировка. Мышечное расслабление 5 мин
6. Тренинг 10 мин
7. Подведение итогов 8 мин
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап. Рефлексия настроения.
II. Мотивация учебной деятельности.
Видеоролик «Интервью с Богом»
Учитель: Какое чувство у вас возникло после просмотра этой презентации?
Ответы на какие вопросы хотел получить автор, беседуя с Богом?
(ответы учащихся).
III. Объявление темы занятия и формулирование ожидаемых результатов.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы сами сформулировали тему нашего
сегодняшнего занятия. Она звучит так «Самопознание и самовоспитание личности, способы саморегуляции». Как вы считаете, какие цели и задачи нам нужно поставить перед собой, чтобы ответить на вопрос, содержащийся в теме занятия. Можете воспользоваться началом фраз, которые я вам предлагаю. Слова-помощники для учащихся:
«Я должен...»
«Я узнаю...»
«Я открою для себя...»
Нам предстоит выполнить большой объём работы: овладеть методами самопознания; пополнить свой понятийный аппарат, сформировать умения самоанализа и самовоспитания, воспитывать умение планировать свою деятельность. И я надеюсь, что к концу занятия вы сможете объяснять значение терминов самопознание, самовоспитание, личность, саморегуляция, научитесь азам самоанализа и самовоспитания,
IV. Изучение нового материала.
Учитель. Жизнь подростка начинается с вопросов: какой я, что во мне не так, каким я должен быть. Именно в подростковом возрасте начинает формироваться идеальное Я. Осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самопознание.
Древнегреческий мыслитель Сократ всегда говорил: «Познай самого себя». И каждый его ученик трактовал эту мысль по-разному. Потому что это действительно сложно. Несколько учащихся нашего класса попытались дать свой ответ на вопрос: «Какой я?». А что из этого вышло мы сейчас увидим.
(показ презентаций учащимися Селезневой, Поспеловым, Савченко,
Ермоленко, Орловой)
Мы посмотрели, как ребята познавали сами себя. А это и есть самопознание.
Метод «Мозговой штурм»
– А как вы понимаете, что же такое самопознание? ( ответы учащихся).
Учитель обобщает ответы детей и вывешивает определение на доске .
– А с самопознания начинается формирование личности. А как вы понимаете, что же такое личность? ( ответы учащихся)
Личность человека формируется путем самопознания, саморегуляции и самовоспитания. Что надо делать для того, чтобы быть таким, как я хочу?
(заниматься самовоспитанием). Читает ученик с доски, что такое самовоспитание.
И не зря эпиграфом нашего урока есть слова И.С.Тургенева «Каждый человек сам себя воспитать должен». Как вы эти слова? (ответы учащихся). Мне интересно было выслушать ваши ответы, а в конце урока я снова попрошу вас прокомментировать эти слова. И посмотрим будут ли отличаться ваши ответы.
(Ученик читает с доски, что такое самовоспитание).
Учитель. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке. А как вы
понимаете, что же такое самооценка? ( ответы учащихся).
Учитель обобщает ответы детей и вывешивает определение на доске .
Учитель: Ввиду того, что мы часто не управляем своими эмоциями и, как следствие, своими действиями и поступками, необходимо овладеть способами саморегуляции. А что такое саморегуляция ( ответы учащихся).
Учитель обобщает ответы детей и вывешивает определение на доск .
Учитель: Какие вы знаете способы саморегуляции (умение держать себя в руках, быть сдержанным, терпимым, мудрым, толерантным).
Физкульминутка. Аутогенная тренировка. Мышечное расслабление.
1. Мышцы лба. «Думающая мышца». Сжать на 20-30 секунд мышечные дуги. Почувствовать физическую усталость. Медленно отпускаем мышцу лба. Мозг запоминает этот процесс. Про себя говорим: у меня расслабляются мышцы лба. Я чувствую, как расслабляются мышцы лба.
Устраняется головная боль, лучше думается, запоминается, хороший сон.
2. Плечи поднять к ушам. Задержать это напряжение, на выдохе медленно расслабиться.
3. Спина. Свести лопатки друг к другу, развести на выдохе.
4. Голеностопные суставы сжать, на выдохе разжать.
V. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся
Подведем итог. Что такое самопознание, самовоспитание, саморегуляция?
Тренинг (работа в группах)
Класс делится на 3 группы. В группе назначается лидер, который получает задание и проводит тренинг.
1 группа — Проективный рисунок «Я такой, какой я есть.»
Цель: способствовать выработке у учащихся более объективной самооценки.
Дома ученики рисуют или описывают себя. Рисунки без подписей.
Задача: узнать одноклассников.
Вывод лидера: наша оценка полностью совпала с его самооценкой или наоборот (почему?) - рисунки вывешиваются на доске.
2 группа — составление памятки для успешной сдачи государственной аттестации. Упражнения на развитие саморегуляции « Не рассмеяться».
Цель: саморегуляция и самоконтроль.
Участникам группы выдаются листки, на которых изображены фотографии подростков, сдающих государственную аттестацию. Группа должна ответить на вопросы: «Что испытывают подростки? Составить памятку для успешной сдачи государственной аттестации»
Упражнения на развитие саморегуляции «Не рассмеяться». Лидер объясняет правила игры. Задача: на любой вопрос, названное слово участник группы должен отвечать одним словом: «Колбаска». Главное — не рассмеяться. Кто смеется, тот выбывает, т.е. садится. Победитель объясняет, почему не рассмеялся. Саморегуляция.
Вопросы:
1. Что на тебе надето?
2. Что у тебя на голове?
3. На чём ты сидишь?
4. Как твоя фамилия?
5. Кто твой сосед?
6. Какой у тебя телефон?
7. Что у тебя обуто на ногах?
8. Как тебя зовут?
9. Кто задаёт тебе вопрос?
10. Твоя любимая марка машины?
11. Кем ты в будущем хочешь стать?
12. Как зовут твою кошку?
13. Твой любимый танец?
14. Твой любимый предмет?
3 группа - «Ваш жизненный девиз»
Цель: определите свой жизненный девиз.
Розданы задания: мог бы девиз лицея: “Для общей пользы» стать вашим жизненным девизом. Объяснить, почему вы выбрали для себя именно это учебное заведение. Ученики обсуждают девиз, а лидер группы озвучивает ответы.
VI. Итоги занятия.
Учитель: Мы познакомились сегодня с сущностью своего личностного я, сформировали понятия самопознания, самовоспитания личности, способы саморегуляции. Формировали умения самоанализа, самовоспитания, самоконтроля и самооценки. Все вопросы мы рассмотрели. Мне понравилась ваша работа на занятии.
- Что было наиболее удачным на уроке.
- Кого из своих товарищей вы хотели бы похвалить и поблагодарить? И за что?
И начнем с того, что сами у себя спросим:
- Сегодня я узнал...
- Было интересно...
- Теперь я могу...
- Я научился...
- У меня получилось...
- Урок мне дал для жизни...
- Мне захотелось...
Учитель: Я надеюсь, что вы сегодня узнали интересного и на многие вещи смотрите совершенно по-другому. Давайте вернёмся к эпиграфу нашего занятия и снова объясним его значение.
( ответы учащихся)
И в завершении занятия мне бы хотелось дать вам советы на будущее.
Находите время для работы — это условия успеха.
Находите время для раздумий — это источник силы.
Находите время для игры — это основа молодости.
Находите время для чтения — это основа знаний.
Находите время для дружбы — это основа счастья.
Находите время для мечты — это путь к звёздам.
Находите время для любви — это наполненная радостью жизнь.
Находите время для веселья — это музыка души.