Методические разработки по внеклассному мероприятию «Самопознание и самовоспитание личности, способы саморегуляции» (9 класс)

7
0
Материал опубликован 12 November 2016
Задачи занятия:

Образовательные: • Познакомить учащихся с методами самопознания и самовоспитания

Сформировать представление о личности и способах саморегуляции

Учить презентовать результаты своего труда

Развивающие: • Развивать творческие способности в индивидуальных видах учебной деятельности

Развивать умение самоанализа и самовоспитания; работать в заданном темпе и работать в группах

Воспитательные: • Воспитывать умение планировать свою деятельность

Воспитывать чувство ответственности за свои действия

Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, презентации детей, раздаточный материал для проведения тренинга


Тезаурус:

Самопознание — это средство овладения собственным опытом, оно способствует приобретению психического здоровья, зрелости, способности к саморазвитию.

Самовоспитание — это сознательная деятельность, направленная на реализацию себя как личности, выработка человеком у себя таких личностных качеств, какие представляются желательными.

Саморегуляция — самовнушение, помогающее успокаивать эмоции в трудных ситуациях.

Самооценка — оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков.

Личность — это человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность. Личность - есть внешнее свидетельство уникальной творческой индивидуальности или свободное и полно выраженное Ваше активное Я.

Форма проведения занятия: занятие с использованием групповой работы.

Структура урока

1. Организационный этап, рефлексия настроения 2 мин.

2. Мотивация учебной деятельности 5 мин.

3. Изучение нового материала 15 мин.

4. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся 7 мин

5. Аутогенная тренировка. Мышечное расслабление 5 мин

6. Тренинг 10 мин

7. Подведение итогов 8 мин

 ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный этап. Рефлексия настроения.

II. Мотивация учебной деятельности.

Видеоролик «Интервью с Богом»

Учитель: Какое чувство у вас возникло после просмотра этой презентации?

Ответы на какие вопросы хотел получить автор, беседуя с Богом?

(ответы учащихся).

III. Объявление темы занятия и формулирование ожидаемых результатов.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы сами сформулировали тему нашего

сегодняшнего занятия. Она звучит так «Самопознание и самовоспитание личности, способы саморегуляции». Как вы считаете, какие цели и задачи нам нужно поставить перед собой, чтобы ответить на вопрос, содержащийся в теме занятия. Можете воспользоваться началом фраз, которые я вам предлагаю. Слова-помощники для учащихся:

«Я должен...»

«Я узнаю...»

«Я открою для себя...»

Нам предстоит выполнить большой объём работы: овладеть методами самопознания; пополнить свой понятийный аппарат, сформировать умения самоанализа и самовоспитания, воспитывать умение планировать свою деятельность. И я надеюсь, что к концу занятия вы сможете объяснять значение терминов самопознание, самовоспитание, личность, саморегуляция, научитесь азам самоанализа и самовоспитания,

IV. Изучение нового материала.

Учитель. Жизнь подростка начинается с вопросов: какой я, что во мне не так, каким я должен быть. Именно в подростковом возрасте начинает формироваться идеальное Я. Осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самопознание.

Древнегреческий мыслитель Сократ всегда говорил: «Познай самого себя». И каждый его ученик трактовал эту мысль по-разному. Потому что это действительно сложно. Несколько учащихся нашего класса попытались дать свой ответ на вопрос: «Какой я?». А что из этого вышло мы сейчас увидим.

(показ презентаций учащимися Селезневой, Поспеловым, Савченко,

Ермоленко, Орловой)

Мы посмотрели, как ребята познавали сами себя. А это и есть самопознание.

Метод «Мозговой штурм»

А как вы понимаете, что же такое самопознание? ( ответы учащихся).

Учитель обобщает ответы детей и вывешивает определение на доске .

А с самопознания начинается формирование личности. А как вы понимаете, что же такое личность? ( ответы учащихся)

Личность человека формируется путем самопознания, саморегуляции и самовоспитания. Что надо делать для того, чтобы быть таким, как я хочу?

(заниматься самовоспитанием). Читает ученик с доски, что такое самовоспитание.

И не зря эпиграфом нашего урока есть слова И.С.Тургенева «Каждый человек сам себя воспитать должен». Как вы эти слова? (ответы учащихся). Мне интересно было выслушать ваши ответы, а в конце урока я снова попрошу вас прокомментировать эти слова. И посмотрим будут ли отличаться ваши ответы.

(Ученик читает с доски, что такое самовоспитание).

Учитель. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке. А как вы

понимаете, что же такое самооценка? ( ответы учащихся).

Учитель обобщает ответы детей и вывешивает определение на доске .

Учитель: Ввиду того, что мы часто не управляем своими эмоциями и, как следствие, своими действиями и поступками, необходимо овладеть способами саморегуляции. А что такое саморегуляция ( ответы учащихся).

Учитель обобщает ответы детей и вывешивает определение на доск .

Учитель: Какие вы знаете способы саморегуляции (умение держать себя в руках, быть сдержанным, терпимым, мудрым, толерантным).

 

Физкульминутка. Аутогенная тренировка. Мышечное расслабление.

1. Мышцы лба. «Думающая мышца». Сжать на 20-30 секунд мышечные дуги. Почувствовать физическую усталость. Медленно отпускаем мышцу лба. Мозг запоминает этот процесс. Про себя говорим: у меня расслабляются мышцы лба. Я чувствую, как расслабляются мышцы лба.

Устраняется головная боль, лучше думается, запоминается, хороший сон.

2. Плечи поднять к ушам. Задержать это напряжение, на выдохе медленно расслабиться.

3. Спина. Свести лопатки друг к другу, развести на выдохе.

4. Голеностопные суставы сжать, на выдохе разжать.


V. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся

Подведем итог. Что такое самопознание, самовоспитание, саморегуляция?

Тренинг (работа в группах)

Класс делится на 3 группы. В группе назначается лидер, который получает задание и проводит тренинг.

1 группа — Проективный рисунок «Я такой, какой я есть.»

Цель: способствовать выработке у учащихся более объективной самооценки.

Дома ученики рисуют или описывают себя. Рисунки без подписей.

Задача: узнать одноклассников.

Вывод лидера: наша оценка полностью совпала с его самооценкой или наоборот (почему?) - рисунки вывешиваются на доске.

2 группа — составление памятки для успешной сдачи государственной аттестации. Упражнения на развитие саморегуляции « Не рассмеяться».

Цель: саморегуляция и самоконтроль.

Участникам группы выдаются листки, на которых изображены фотографии подростков, сдающих государственную аттестацию. Группа должна ответить на вопросы: «Что испытывают подростки? Составить памятку для успешной сдачи государственной аттестации»

Упражнения на развитие саморегуляции «Не рассмеяться». Лидер объясняет правила игры. Задача: на любой вопрос, названное слово участник группы должен отвечать одним словом: «Колбаска». Главное — не рассмеяться. Кто смеется, тот выбывает, т.е. садится. Победитель объясняет, почему не рассмеялся. Саморегуляция.

Вопросы:

1. Что на тебе надето?

2. Что у тебя на голове?

3. На чём ты сидишь?

4. Как твоя фамилия?

5. Кто твой сосед?

6. Какой у тебя телефон?

7. Что у тебя обуто на ногах?

8. Как тебя зовут?

9. Кто задаёт тебе вопрос?

10. Твоя любимая марка машины?

11. Кем ты в будущем хочешь стать?

12. Как зовут твою кошку?

13. Твой любимый танец?

14. Твой любимый предмет?

3 группа - «Ваш жизненный девиз»

Цель: определите свой жизненный девиз.

Розданы задания: мог бы девиз лицея: “Для общей пользы» стать вашим жизненным девизом. Объяснить, почему вы выбрали для себя именно это учебное заведение. Ученики обсуждают девиз, а лидер группы озвучивает ответы.

VI. Итоги занятия.

Учитель: Мы познакомились сегодня с сущностью своего личностного я, сформировали понятия самопознания, самовоспитания личности, способы саморегуляции. Формировали умения самоанализа, самовоспитания, самоконтроля и самооценки. Все вопросы мы рассмотрели. Мне понравилась ваша работа на занятии.

- Что было наиболее удачным на уроке.

- Кого из своих товарищей вы хотели бы похвалить и поблагодарить? И за что?

И начнем с того, что сами у себя спросим:

- Сегодня я узнал...

- Было интересно...

- Теперь я могу...

- Я научился...

- У меня получилось...

- Урок мне дал для жизни...

- Мне захотелось...

Учитель: Я надеюсь, что вы сегодня узнали интересного и на многие вещи смотрите совершенно по-другому. Давайте вернёмся к эпиграфу нашего занятия и снова объясним его значение.

( ответы учащихся)

И в завершении занятия мне бы хотелось дать вам советы на будущее.

Находите время для работы — это условия успеха.

Находите время для раздумий — это источник силы.

Находите время для игры — это основа молодости.

Находите время для чтения — это основа знаний.

Находите время для дружбы — это основа счастья.

Находите время для мечты — это путь к звёздам.

Находите время для любви — это наполненная радостью жизнь.

Находите время для веселья — это музыка души.
 

Комментарии
Комментариев пока нет.