Методические рекомендации на тему «Самостоятельное создание детьми с ОВЗ дидактических игр и пособий как прием решения коррекционно-развивающих задач»

0
0
Материал опубликован 20 January 2019 в группе

Самостоятельное создание детьми с ОВЗ дидактических игр и пособий как прием решения коррекционно-развивающих задач.

 

В настоящее время, в сфере образования, можно приобрести большое количество методической и дидактической литературы. Но, как показывает практика, в области коррекционного образования по-прежнему нехватка литературы. Многие учителя-дефектологи и учителя-логопеды предпочитают делать дидактические игры для детей самостоятельно. Это связано с тем, что они идут за развитием ребенка и есть необходимость создания именно той наглядности, которая позволит решить текущую коррекционную задачу.

 

Работая учителем-дефектологом (тифлопедагогом) с детьми с нарушением зрения я начала использовать такой прием как создание детьми дидактических развивающих игр. В структуре почти каждого коррекционного занятия, которое я провожу, отводиться время на игры, которые дети выбирают сами. Игры могут быть не связаны с основной темой занятия, но это выбор детей и я его всегда поддерживаю. В том учебном году, когда я в очередной раз, разрабатывала и делала дидактическую игру, я пришла к выводу, что многие игры дети могут сделать сами. Да, они не будут такими аккуратными, но в процессе создания игры можно отработать многие коррекционные задачи. В создании игр чаще всего включены дети всех возрастов и, таким образом, игра является совместным творчеством детей, в которую потом все играют.

 

В данной статье представлены наглядные дидактические пособия, которые мы с детьми сделали за эти пол года обучения.

 

Изучая тему «Овощи», дети методом пластилинографии раскрасили овощи и приклеили их на общее панно. В процессе продуктивной деятельности у детей развивалась мелкая моторика рук, а в процессе беседы дети познакомились с понятием «вершки» и «корешки». После создания данного наглядного панно дети еще в течении почти месяца постоянно подходили к нему, вспоминали, кто из детей какой овощ сделал (развитие памяти), рассказывал у каких овощей мы едим корешки, а у каких вершки и что самое главное, с помощью этого пособия был отработаны такие пространственные предлоги, как «над» и «под», являющиеся очень трудными для формирования. Видео создания игрового пособия «Вершки и корешки»:

Основная коррекционная задача по развитию восприятия формы в первом полугодии, была учить детей соотносить эталоны формы с формой предметов на картинках, узнавать и определять форму предметов в предметных изображениях. Для закрепления данной темы, дети сделали дидактическую игру «Мемори - форма». Каждому ребенку перелагалось сделать пару карточек для игры: на одной карточке с помощью трафарета нарисовать геометрическую фигуру и раскрасить ее, а на другой карточке эту же геометрическую фигуру дорисовать до предмета. Это достаточно быстрая в плане создания игра и дети на одном занятии успевают и сделать ее и поиграть. Подробнее об этом смотрите в видео:

 

 

В рамках «Недели игры и игрушек» дети делали коллективное наглядное пособие «Магазин игрушек». По такому принципу можно сделать игры по многим лексическим темам. Игра в «Магазин игрушек» в первую очередь, дети учились описывать предмет (игрушку) не называя название, и определяли пространственное расположение игрушек (ряд, какой по счету (порядковый счет). Подробнее:

Незаменимыми с точки зрения решения многих коррекционных и развивающих задач являются игры с фишками и математическим кубиком. На сайте «УРОК.РФ» уже была представлена игра «ВЕЛИЧИНА+++», которая была сделана с том учебном году. А в этом году мы с детьми сделали игру «Зверополис». Основными задачами в процессе создании этой игры были:

  • систематизировать представления детей о диких животных, об изменениях в их цвета шерсти и в зависимости от времени года (панно разделено на две части, символизирующие лето и зиму и цвет шерсти животных соответствует времени года);

  • учить моделированию пространственных отношения, ориентировки с помощью простейших схем пространства, которые соединены с задачами обучения расположения предметом в пространстве относительно друг друга, и их словесного обозначения с помощью пространственных терминов (предлогов). Словесное обозначение пространственного расположения предметов является наиболее сложной в работе не только дефектолога, но и логопеда. И эффективно решать эту задачу можно с помощью моделирования пространства по средствам аппликации.

  • Видео использование данной наглядности скоро будет переставлено в проекте «Телевидение силами детей».

Таким образом, в статье представлен пример самостоятельного создания детьми наглядных игр и пособий, в процессе которых учитель-дефектолог решает многие коррекционно - развивающие задачи.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации