Сборник дидактических материалов «Электронные учебные материалы как средство повышения учебной активности и качества знаний, обучающихся восьмого класса на уроках биологии»
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка «Сборник интерактивных заданий и упражнений как средство повышения учебной активности обучающихся на уроках биологии» содержит комплекс интерактивных заданий по биологии и рекомендации по их созданию на основе интернет-сервисов. Сборник составлен в соответствии с учебно-методическим комплексом Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек» для 8 класса, который поможет учителю биологии не только систематизировать и проверить знания школьников, но и послужит развитию их аналитических способностей и креативного мышления.
Практическая значимость методической разработки заключается в том, что разработанный комплект интерактивных заданий с методическими рекомендациями по их использованию может быть внедрен в школьную практику учителями биологии.
Ключевые понятия: интерактивные задания, мотивация, проверка знаний.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Верхнесоленовская средняя общеобразовательная школа
Сборник дидактических материалов
Электронные учебные материалы
как средство повышения учебной активности и качества знаний, обучающихся восьмого класса на уроках биологии.
Автор методической разработки:
Дьячкова Наталья Анатольевна,
учитель биологии высшей категории
МБОУ Верхнесоленовская СОШ,
Нижнесоленый, 2018 год
Содержание
Введение............................................................................................................3
Электронные учебные материалы (интерактивные задания)…………...5
Развитие универсальных учебных действий посредством использования
на уроках биологии ЭУМ …………………………………………………….6
Сервисы Web 2.0 для создания ЭУМ………………………………………...7
Программы для создания интерактивных заданий..................................8
Типы интерактивных заданий...........................................................................9
Использование интерактивных заданий в урочное и внеурочное время..................................................................................................................13
Заключение........................................................................................................14
Литература ........................................................................................................16
Приложения .......................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы
украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы особое внимание уделяется использованию в школах новых технологий обучения, к числу которых относятся технологии интерактивного обучении и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В школе существует множество моделей обучения, которые преследуют основную цель – успешное освоение учащихся универсальных учебных действий (УУД) в качестве основы умения учиться.
Государственный стандарт предъявляет высокие требования к современному учителю. Учитель должен владеть не только современными педагогическими технологиями, использовать в своей работе новые методы и приемы, чтобы обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, но и включить учащихся в активный образовательный процесс.
Увлечь современных детей биологией становится все труднее, так как снизился интерес к изучению естественных дисциплин. Чтобы процесс обучения стал интересным и захватывающим не только для учителя, но и для ученика, на помощь пришли информационно коммуникативные технологии, с помощью которых в процесс обучения внедряются электронных образовательных ресурсов нового поколения. [3]
Переход на новые образовательные стандарты [11] требует от учителя получения новых результатов обучения, использование новых методик деятельностного типа с преобладанием новых видов деятельности учащихся.
В настоящее время актуальной является проблема активизации учебной деятельности учащихся, поэтому важная роль в процессе обучения отводится интерактивным технологиям обучения. Интерактивные методы способствуют развитию у учащихся универсальных учебных действий (УУД) - мотивационных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. [6] Причем, учитель может делать акценты на формирование любого вида УУД в зависимости от поставленной задачи.
Учитель, используя в работе информационные технологии, имеет возможность провести урок на более высоком современном уровне. Он перестает быть пассивным участником процесса использования ИКТ, а становится создателем авторских электронных учебных материалов.
Под интерактивными учебными материалами понимают электронные образовательные ресурсы, обеспечивающие интерактивный характер (интерактивный режим согласно работе И.В. Роберт [9]) учебной деятельности, реализацию разных видов интерактивности, выделенных И.В. Титовой [8]: обратной связи, временной, порядковой, содержательной и творческой.
Переход на использование интерактивных учебных материалов сегодня не мыслим без использования сервисов Web 2.0., которые активно используются в педагогической практике. Благодаря социальным сервисам процесс обучения может стать не просто интересным для учителей и обучающихся, но и позволит им подняться на очередную ступень в освоении информационно-коммуникативных технологий.
Цель методической разработки: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплект заданий электронных учебных материалов на основе сервисов Web 2.0 по биологии для 8 класса.
Задачи:
Проанализировать возможности интернет-сервисов для разработки интерактивных учебных заданий по биологии.
Разработать комплекс интерактивных заданий по биологии в соответствии с учебно-методическим комплексом Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек» для 8 класса.
Провести апробацию разработанного комплекта на уроках биологии в средней школе.
В практической части разработки приведены примеры созданных мною интерактивных заданий для уроков биологии в соответствии с учебно-методическим комплексом Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек» для 8 класса.
Электронные учебные материалы (интерактивные задания)
Сегодня, современный урок, трудно представить себе без использования информационных технологий, тем более урок биологии. В настоящее время, электронные образовательные ресурсы по естественным предметам имеются в большом количестве. Это ресурсы ФЦИОР, единой коллекции ЦОР, презентации, флеш-анимации и другие. Но учителю не всегда подходит тот или иной информационный ресурс, тем более что современному ученику уже порядком надоели статические презентации и традиционная проверка знаний.
Для того чтобы процесс обучения и проверки знаний обучающихся был более интересным и занимательным, существуют сервисы для создания динамичных заданий и упражнений.
Урок с использованием интерактивных заданий представляет собой форму занятий, при которой ученики активно взаимодействуют с учителем и друг с другом. Для организации подобных занятий применяются интерактивные доски и интерактивные учебные материалы, которые учитель готовит заранее с помощью специальных программ.
Компьютерные технологии создают более высокий уровень наглядности, чем повышается эффективность любого урока. Созданные интерактивные задания соответствуют данным требованиям, так как они достаточно разнообразны и интересны, каждое задание направлено на определенную деятельность и достижение конкретных личностных, метапредметных и предметных результатов [10].
Одним из эффективных электронных образовательных ресурсов являются интерактивные задания, использование которых на уроках биологии позволяет повысить активность учащихся и расширяет их самостоятельность. Ученик переходит от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе, что способствует появлению ощущения способности управлять ходом событий и чувства ответственности за получаемый результат на уроке.
Урок, с использованием интерактивных заданий, становится более наглядным, динамичным, ярким, и потому, запоминающимся и увлекательным. Используя специализированное программное обеспечение, учитель имеет возможность не только дополнять свои пояснения иллюстрациями, но и составлять различные задания в игровой форме для активного вовлечения учеников в учебный процесс на разных этапах урока.
Электронные учебные материалы – помогают индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к особенностям обучающихся. Применение на уроках интерактивных заданий активизирует познавательную деятельность учащихся, мотивируют на более углубленное изучение предмета, облегчает усвоение учебного материала.
Создание данного сборника обусловлено недостаточной разработкой методических интерактивных заданий для работы с интерактивной доской на уроках биологии. Для повышения учебной активности учащихся мной были созданы различные типы заданий, направленные на достижение конкретных результатов и способствующие повышению мотивации к учебному процессу с помощью широкого использования разных форм наглядности.
Комплект заданий разрабатывался согласно поурочному планированию по биологии для 8 класса. Полный комплект заданий представлен в Приложении 1.
Развитие универсальных учебных действий посредством использования на уроках биологии электронных учебных материалов.
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
Применение ЭУМ на уроках биологии развивает универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
-умение договариваться при парной работе на интерактивной доске;
- выбирать из предложенных средств достижения цели;
- выдвигать версии решения проблемы;
- вырабатывать критерии оценки;
- самостоятельно исправлять ошибки;
- работать по плану.
Познавательные УУД:
- анализировать материал, сравнивать, уметь классифицировать объекты, обобщать явления и факты;
- уметь строить логические умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать взаимодействие в группе;
- умение подбирать аргументы.
Использование интерактивных заданий и упражнений на уроке биологии позволяет развивать одновременно несколько УУД:
- развивает коммуникативные умения и навыки;
- помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- приучает работать учащихся в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей;
- дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Таким образом, учителю для развития УУД на уроках биологии необходимо определить цель использования ЭУМ, его тип, на каком этапе урока применяется.
Сервисы Web 2.0 для создания ЭУМ
Web 2.0 - современная форма функционирования интернета и его ресурсов. Под этим подразумевается множество технологий и инструментов, расширяющих возможности пользователей Интернета. Теперь можно не только просматривать интернет страницы, пользоваться готовыми электронными образовательными ресурсами, но и стать их создателями. Благодаря Web 2.0 мы становимся авторами ЭУМ по своему предмету и можем разместить плоды нашей работы в открытой глобальной сети, поделиться своими наработками с коллегами, дистанционно обучать своих учеников.
В рамках данной работы интерактивные задания для реализации УМК по биологии для восьмого класса разрабатывались с помощью веб - сервисов:
Learningapps
OnlineTestPad
Classtools.net.
Электронные учебные материалы – это созданные в онлайн-сервисах задания, упражнения по разным предметам, на основе которых можно разработать и создать тесты, обучающие и логические игры, кроссворды, пазлы. Благодаря интерактивности такие задания стали очень популярны в последнее время. Сервисы работают в режиме онлайн.
Программы для создания интерактивных заданий
Learningapps.org - это платформа, на которой можно создавать интерактивные учебно-методические пособия (упражнения, викторины, кроссворды, ленты времени, пазлы и т.д.) по разным предметам. Используя инструменты этого сайта, я создаю разнообразные дидактические материалы для визуализации знаний по биологии, которые можно применять на всех этапах урока: изучения нового материала, закрепления, обобщения. Сервис имеет функцию самопроверки.
Learningapps предлагает большой выбор шаблонов различных интерактивных упражнений, открыв который, можно создать игру или задание. [5]
Сервис Classtools.net (http://www.classtools.net) разработан для визуализации информации и позволяет учителям создавать для уроков интерактивные образовательные ресурсы:
- Задания и упражнения в игровой форме;
- задания, позволяющие классифицировать объекты по категориям;
- создавать динамический список приоритетов;
- разнообразные диаграммы.
OnlineTestPad- бесплатный сервис для создания онлайн тестов, кроссвордов, ребусов, логических игр или комплексных заданий, который позволяет легко и быстро создавать упражнения любой сложности.
Сервис позволяет:
- Создавать тесты и опросы
- Создавать кроссворды
- Логические игры: составлять слова из букв, фразы из слов
- Ребусы
- Загадки
Сервис OnlineTestPad предлагает уникальную возможность использовать онлайн тесты, ребусы для размещения в своем блоге или сайте. Создаю на OnlineTestPad тесты любой сложности и на любые темы, размещаю их в своем блоге и как домашнее задание даю на них ссылки учащимся.
Сайт позволяет автоматически проверить тест и выдает статистику ответов и набранных баллов по каждому вопросу, статистику по каждому результату. Результаты всех участников теста представляются в виде таблицы: количество правильных ответов, процент правильных ответов, потраченное время на тест, итоговая оценка. А также у учителя есть возможность распечатать результаты заданий в Excel. [4]
Этот сервис использую и для подготовки учащихся к итоговой аттестации по биологии в форме ЕГЭ и ОГЭ.
Учащимся, особенно 5-8 классов очень нравится разгадывать биологические ребусы, кроссворды и другие познавательные игры, созданные в конструкторе OnlineTestPad.
Использование современных сервисов для создания ЭУМ – большая помощь учителю в организации, проведении урока и подготовке к нему.
Типы интерактивных заданий
В комплекте представлены задания различной степени интерактивности, следующих типов разделенные по функциональному признаку:
Категория ВЫБОР |
|||
Викторина |
Возможность выбрать один правильный ответ. |
||
Тест |
Тесты предназначены для отработки понятий по теме. |
||
Категория РАСПРЕДЕЛЕНИЕ |
|||
Найди пару
|
Упражнение на сопоставление, в котором нужно соединить текст, картинки, т.е. установить между ними смысловые связи |
||
Пазл «Угадай-ка» |
В данном задании нужно распределить понятия или события по заданным группам (классифицировать) |
||
Установи соответствие |
Задан шаблон, который может состоять из нескольких групп. К группам соотносят определенные элементы. |
||
Классификация |
Распределение объектов по группам |
||
Категория: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ |
|||
Простой порядок.
|
Необходимо расставить по порядку объекты. |
||
Категория: ЗАПОЛНЕНИЕ |
|||
Заполни пропуски. |
Заполнить пропуски в тексте. Есть выпадающее меню. |
||
Заполни таблицу |
Таблица содержащая столбцы, которые необходимо заполнить верными данными. |
||
Кроссворд. |
Создание классического кроссворда с добавлением фонового изображения. Предусмотрено впечатывание слов в сетку кроссворда. |
||
Запиши правильный ответ |
Подписать правильный ответ под изображением или текстом. Ответ в каждую ячейку пользователь вписывает самостоятельно. |
||
Видео со ставками. |
Приложение может быть дополнено видео с дополнительными вставками, содержащими вопросы по просматриваемой теме. |
||
Категория: ОНЛАЙН ИГРЫ |
|||
Где находится это? |
Похоже на «Сортировку картинок». Можно использовать для нескольких игроков одновременно. |
||
Соотнеси |
Позволяет устнановить соответствие между объектами |
||
Игра «Стрельба по словам» |
Позволяет из простой викторины с ответами создать игры разных типов. |
Задания со способом действия распределение типа пазл «Угадай-ка» можно использовать на различных этапах урока. На этапе актуализации знаний, при правильном распределении ответов открывается картинка, что позволяет учащимся самостоятельно формулировать тему и цели урока. При неправильном распределении ответа, приложение сообщает об ошибке, у учащегося появляется возможность исправить ее без помощи взрослого, провести коррекцию и оценку. Таким образом, происходит формирование не только познавательных, но и регулятивных УУД.
Задание «Заполни пропуски» с предложенными вариантами ответов по теме «Органы чувств» («Строение органа слуха», «Строение органа зрения») можно использовать на этапе закрепления или контроля знаний. При неправильном заполнении ответа, у учащегося также появляется возможность исправить ошибку без помощи взрослого, провести коррекцию и оценку. Кроме того, в рассмотренных примерах создаются условия для формирования положительной обратной связи, адекватной реакции обучающихся на неуспех и поощрение т.е. формируются личностные УУД.
Задание со способом действия заполнение кроссворда целесообразно использовать на уроках обобщения и систематизации, применяя их как индивидуальные задания для учащихся, так и работая фронтально со всем классом. Формулировки задания могут содержать не только текстовую информацию, но и графическую. При заполнении кроссворда учащиеся анализируют, синтезируют информацию, т.е. происходит формирование познавательных УУД.
Игра «Стрельба по словам» («Строение глаза») занимает мало времени, что позволяет применять её для повторения материала в начале урока или использовать в качестве домашнего задания. Это также хороший ресурс для создания конкурсов для внеклассных мероприятий.
Для прохождения игры вначале нужно выбрать тип игры из предложенных: Manic Miner. Игра начинается при нажатии на кнопку Start. Ученики отвечают на вопросы путем стрельбы из лазера по номеру правильного ответа, размещенного на летающих тарелках. Игра предусматривает прохождение нескольких уровней сложности (на каждом увеличивается скорость). Очки начисляются за скорость и точность.
Введя только один набор вопросов и ответов, учитель может получить целую партию аркадных игр для редактирования! Вы можете, добавить свои игры в блог / сайт / wiki.
Вы можете задать учащимся определенное количество времени, на прохождение игры, а затем использовать таблицу лидеров, чтобы увидеть наивысший балл каждого ученика за игру.
Интерактивный плакат («Витамины», «Береги глаза смолоду!») поможет учащимся в увлекательной и доступной форме ознакомиться с новым материалом, усвоить ключевые понятия, общие биологические закономерности.
Тестовые задания позволяют оценить степень усвоения материала учащимися. Задания такого типа позволяют как учителю, завершающему изучение данной темы в классе, так и учащемуся при самопроверке полученных знаний.
Примеры авторских ЭУМ, выполненные в этих сервисах, представлены в Приложении 1.
Сборник интерактивных заданий и упражнений по биологии
DOCX / 5.04 Мб
Скриншот Сборника интерактивных заданий и упражнений по биологии
Использование интерактивных заданий в урочное и внеурочное время.
Интерактивные задания помогают решать учебные и внеучебные задачи, которые ставит перед учениками учитель и которые ставят перед собой ученики. В своей практике интерактивные задания я использую:
- На уроках
- В качестве домашнего задания
- При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
- Работа с одаренными детьми по биологии и экологии (олимпиады, викторины, игры)
ЭУМ можно использовать на уроках
- изучения нового материала;
- совершенствования знаний, умений, навыков;
- уроки обобщения и систематизации изученного материала;
- урок проверки, контроля и коррекции знаний и умений;
- комбинированные уроки
Повышение мотивации и познавательной активности учащихся на уроках происходит за счет смены форм контроля знаний, включения интерактивных игр типа «Кто хочет стать миллионером», «Скачки», «Виселица» и др.) Уроки с использованием электронных интерактивных материалов вызывают даже у более слабых учащихся эмоциональный подъем и желание выполнять интерактивные задания самостоятельно.
Интерактивные задания включаю в подготовку учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Их использование позволяет продуктивнее повторить и отработать материал по биологии, подзабытый выпускниками, систематизировать и классифицировать информацию.
Заключение
2017 -2018 учебном году была проведена апробация разработанного комплекта на уроках биологии в 8 классе Верхнесоленовской СОШ.
Было замечено, что во время применения электронных учебных материалов повышается учебная активность учащихся, которая выражалась в желании большинства учеников класса выполнить интерактивные задания, повысился интерес к изучению биологии. Ученики с увлечением включались в процесс обучения в игровой форме, что позволяло вовлечь большую часть класса в активную деятельность, создать благоприятную атмосферу на уроке и поддерживать эмоциональный контакт с учащимися.
Благодаря режиму интерактивности темп урока заметно повысился, количество выполненных заданий в одно и то же время больше на том уроке, где использовались ЭУМ.
Большее количество учащихся стало принимать участие в обсуждении темы урока, при выполнении задания, поддерживать беседу. Учащиеся, которые до этого испытывали затруднение в изучении биологии, стали работать на уроке активней, перестали испытывать страх, выходя к доске.
Увеличилось количество учащихся, выполняющих домашнее задание в форме интерактивных упражнений, тестов. Как оказалось, учащимся было интересней работать с ЭУМ, чем с тетрадью на печатной основе.
В результате частичной апробации было выявлено, что во время посещения занятий у большинства учащихся 8-х классов произошло повышение уровня активности, а также улучшение усвоения материала. Используя авторские ЭУМ, ребятам нравится работать с ними как на уроках, так и дома. Формируется познавательная мотивация и как следствие, растет уровень качества знаний по предмету.
Выполняя интерактивные задания, учащиеся лучше запоминают новые биологические термины, распознают органы и системы органов; учатся классифицировать и выделять существенные признаки разных систем организма человека.
Вследствие этого можно утверждать, что использование интерактивных заданий является эффективным средством активного вовлечения учащихся в учебный процесс.
Применение интерактивных упражнений позволяет мне существенно повысить мотивацию учащихся на уроках биологии, качество обучения, спроектировать урок или внеклассное мероприятие на ином уровне: сделать его более интересным, интерактивным, личностно-ориентированным, результативным.
Таким образом, разработанный комплекс интерактивных заданий по биологии в соответствии с учебно-методическим комплексом Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек» для 8 класса является необходимым дополнением к урокам биологии для повышения интереса к изучаемому предмету, для более качественной подготовки учащихся по биологии к итоговой аттестации.
Список литературы:
- Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении/ В.А. Артемов. – М.: Просвещение, 2008. – 345 с.
- Дьячкова Н.А. Использование электронных образовательных ресурсов для повышения мотивации и качества знаний учащихся по биологии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_elektronnih_obrazovatelnih_resursov_212538.html
- Дьячкова Н.А. Применение ИКТ и интернет – ресурсов на уроках биологии, как средство повышения качества образования: [Электронный ресурс]. XVII Южно-Российская межрегиональная научно-практическая конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» «ИTO-Ростов-2017» [2017]. - Режим доступа: http://edu.evnts.pw/materials/159/21622/
- Дьячкова Н.А. «Сервис LearningApps.org в работе учителя биологии как средство повышения эффективности современного урока». Журнал «Вопросы Интернет Образования» №136 (сентябрь 2016): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_137/cd_site/articles/art_4_4.htm
- Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа 2100. Книга 2. Федеральный государственный образовательный стандарт / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Баласс, 2011.
- Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - М: Интуит.ру, 2007. - 64 с
- Титова, С.В. Интерактивность как основное дидактическое свойство учебного процесса, основанного на применении Интернет-технологий / С.В. Титова // Россия и Запад: Диалог культур: материалы X международной научной конференции Россия-Запад: диалог культур, 28-30 ноября 2003 г. – Т. 2 из 12. – М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2004.
- Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / авт.-сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 96 с.
- Сайков, Б.П. Информационная среда школы: [Электронный ресурс]. - СПб.: «Первое сентября», [2000-2007]. - Режим доступа: http://inf.1september.ru/article.php?ID=200702018
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897
- Бражникова М.Р. «Создание интерактивных заданий в деятельности учителя-предметника»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mc-rostov.ru/files/%D0%9C%D0%9C%D0%9E%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0/mr_bra.pdf
- http://www.dslib.net/teoria-vospitania/metodika-razrabotki-jelektronnyh-uchebnyh-materialov-na-osnove-servisov-web-2-v.html
- http://news.scienceland.ru/2016/02/14/1151/
Список литературы для создания ЭУМ:
- Колесов, Д.В., Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 7-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2009, 95 с.
- Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 класс. - М.: ВАКО, 2012,416 с.
- Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии: 8 класс/ Преображенская Н.В. – М.: Издательство «Экзамен», 2011, 94 с.
- ЕГЭ. Биология: тематические и типовые экзаменационные варианта: 30 варианта/ под ред. Г.С. Калиновой - М.: Издательство «Национальное образование», 2017, 336 с.
- ОГЭ. Биология: тематические и типовые экзаменационные варианта: 32 варианта/ под ред. В.С. Рохлова, - М.: Издательство «Национальное образование», 2016, 288 с.
Буньков Андрей Владимирович
Дьячкова Наталья Анатольевна
Хохлова Инна Анатольевна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Чухрий Вера Васильевна
Данильченко Ольга Васильевна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Татьяна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Наталья Валерьевна Аксененко
Трефилова Раиса Поликарповна
Татьяна Копаницкая
Дьячкова Наталья Анатольевна