12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Надежда Сергеевна360
Учитель биологии и химии
Россия, Алтайский край, Новоалтайск

                                Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках биологии по ФГОС ООО.

   В связи с переходом на ФГОС актуальна проблема самостоятельной деятельности учащегося на уроке. Действительно значение самостоятельной работы трудно переоценить, она развивает у обучающихся познавательные способности (наблюдательность, пытливость), логическое мышление, творческую активность в добывании и применении знаний, учит самостоятельно трудиться, т.е. прививает им культуру умственного и физического труда, повышает сознательность и прочность усвоения знаний, вырабатывает умения самостоятельно приобретать новые знания из различных источников. Предложенные методы и приёмы позволяют активно включать учащихся в поиск новых знаний, при выполнении различного рода умственных и практических заданий на различных этапах уроков биологии.

             I. Учебно-дидактический материал для самостоятельной работы с текстом,  на этапе решения проблемы и реализации плана урока.

    Работа с текстом на уроках и во внеурочной деятельности мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху и приобретению эмоционально ценностного отношения к миру, создаёт атмосферу радости и сотрудничества. Что позволяет выполнить одно из требований ФГОС-развивать важнейшую компетентность личности школьника - умение учиться.

1. Обобщающие таблицы. Задание: преобразовать текст в таблицу.

Буквами А Б В могут быть: А- системы органов; Б- органы; В- функции системы органов.    А- Неорганические вещества клетки; Б- Органические вещества клетки; В- азотсодержащие вещества клетки и т.д.

2. Преобразовать текст учебника в схему.                                                                           1. Закончить оформление схемы

2. Приём «Фишбоун» (рыбий скелет)                                                                                            Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно приём позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема «Фишбоун» для систематизации этого материала.

3. Приём кластера.                                                                                                                      Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его этапах. В начале обучающиеся фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

3.Составить план параграфа. Можно предложить учащимся следующую памятку для работы с учебником.

КАК СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ТЕКСТА УЧЕБНИКА (памятка для учащихся)

1.Прочтите заглавие параграфа и подумайте: какой смысл вложен в заголовок?

2.Прочтите внимательно заданный параграф и постарайтесь выделить в нем и понять новые термины.

3.Рассмотрите и постарайтесь понять относящиеся к тексту рисунки и их части.

4.Прочтите абзацы по отдельности и определите, о чем говорится и что говорится в каждом абзаце.

5.Составьте план прочитанного текста (пунктами плана могут быть заглавия абзацев).

6.Закройте книжку, расскажите по этому плану весь текст, по­старайтесь понять и запомнить его содержание.

7.Ответьте на все вопросы в конце параграфа или данные учителем.


4. Преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы

1.Схема заболевания зуба

2. Рассмотрите рисунок, работая с текстом учебника объясните, как происходит процесс глотания

 

II. Учебно-дидактический материал для самостоятельной деятельности обучающихся с использованием полученных знаний.

1.Вопросы для размышления.                                                                                                 Позволяют осмыслить всю полученную информацию, осуществить анализ, творческую переработку, интерпретацию изученной информации.                                                           Например:                                                                                                                         1.В какой географической области (Арктике или средней полосе) люди чаще болеют простудными заболеваниями? Объясните почему.                                                                   2.Объясните физиологический смысл древнеримского изречения: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того чтобы есть» и другие.

2.Работа с опорными сигналами


 

III. Учебно-дидактический материал для самостоятельной деятельности обучающихся, при оценивании достигнутых результатов.

1. Тест.                                                                                                                                     Тестовые технологии позволяют проверить значительный по объёму учебный материал. Это даёт возможность быстро оценить уровень усвоения материала каждым учеником.

2.Самостоятельное смысловое чтение текста. Решаемая учебная задача: найти в тексте «Насекомые» 11 несоответствий:

    Хорошо походив по лесу, присесть под деревом и отдохнуть, сняв сапоги! Если сидеть не шевелясь, то вскоре откроется всё буйство лесной жизни. Вот по тоненькому сучку, извиваясь, как маленькая змея, из стороны в сторону, проползла гусеница. Трудно её заметить среди листьев, но рыжий муравей не упустит добычу. Отважно приблизившись к гусенице, он изогнул брюшко и ужалил её. И вот уже спешат на помощь другие муравьи. Жаль, но участь гусеницы решена. Она уже никогда не будет такой же красивой бабочкой, как та, что сидит невдалеке от разыгрывающейся драмы и спокойно грызёт лист.                       Жизнь леса жестока. Вот и ещё одна трагедия, молниеносно развивающаяся. Ещё минуту назад комар, попавшийся в паучью сеть, тонко пищал, стараясь расправить неподвижные крылья, прилипшие к паутине, и беспомощно шевелил всеми восемью лапками. Мгновение назад из своего убежища выскочил наук, шевеля усиками и принюхиваясь. И вот уже паук, завернув свою жертву в паутину, жуёт… Но природа продолжает жить по своим законам. Кто-то уже погиб, а кого-то ещё ждёт целая жизнь.                                                                     Вот лежит незаметная в траве куколка, из которой скоро выйдет длинноногий красавец-кузнец. Скоро уже, скоро запрыгает он в траве, застрекочет, широко открыв рот. Да только и его природный враг-стрекоза-уже вышла из личинки и ждёт когда подсохнут её оба крыла, приобретут упругость и понесут её вдаль как миниатюрный вертолёт…                           Ну ладно, отдохнули и, надев сапоги, отправились дальше.

Несоответствия:                                                                                                                 1. Гусеница при движении не извивается как змея. Она изгибает своё тело в вертикальной плоскости.                                                                                                                                 2. Муравьи не имеют жала. Они кусаются, используя для этого ротовой аппарат.                   3.Бабочки не грызут листья, поскольку имеют сосущий ротовой аппарат.                              4. Комары издают звук с помощью крыльев, а с неподвижными крыльями звуков не издают. 5. У комара, как и у всех насекомых, шесть лапок.                                                                6. У пауков нет усиков, поскольку обонянием они не пользуются.                                          7.Пауки не жуют, так как у них наружное пищеварение. Укусив жертву, они вводят в неё яд, который не только парализует её, но и переваривает её внутренние органы внутри хитинового покрова. Через некоторое время паук высасывает жидкое содержимое.                8. У кузнечиков нет стадии куколки, так как это насекомые с неполным превращением. Из яйца выходит личинка, похожая на взрослую особь (имаго) и внешним видом и образом жизни.                                                                                                                          9.Кузнечик издаёт звуки с помощью задних лапок, которыми он трёт по брюшку. 10.Стрекозы не являются естественными врагами кузнечиков, поскольку ловят свою добычу в воздухе на лету.                                                                                                                11. У стрекозы не два, а четыре крыла.

3. Задание «Немой рисунок»

    В выборе заданий целесообразно помнить слова К.Д. Ушинского «…дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью» (Избр. пед. соч.-М., 1954.-с.255)

Использованная литература:

1. Бодрова Н.Ф. «Изучение курса «Человек и его здоровье» 8 класс. Воронеж, 2002.-196    2. Большаков А.П. «Основы смыслового чтения и работа с текстом» 7-9 классы. Биология, География. Волгоград: Учитель, 2014.- 95с.                                                                       

3. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» -М.; Просвещение, 2013.-222с.                                                                         4. Кириленко А.А., Колесников С.И. «Биология. Тематические тесты за курс основной школы» 7-9 классы, Ростов-на-Дону; Легион, 2014.- 352с.                 5. Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии: человек и его здоровье» -М.; Просвещение, 1989.-192с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.