Сборник упражнений по использованию
приема графического моделирования
в различных видах деятельности.
……………………………………………………………...
Использование кругов Эйлера при ознакомлении дошкольников с окружающим миром
Игра «Найди отгадку»
Цель: определение предмета, подходящего под описания кругов, развитие логического мышления.
Ход игры: найдите какое животное подходит под описание всех кругов.
Игра «Дай название каждому множеству»
Цель: определение множества предметов, подходящих под описания кругов, развитие логического мышления.
Материалы: красный круг, синий круг, набор предметных картинок (медведь, лиса, жираф, белка, собака, серый волк, серый слон, серая мышь, серый треугольник, серая кастрюля, серая книга).
Ход игры: расположите все серые предметы внутри красного круга, животных внутри синего круга; найдите какие предметы подходят под описание всех кругов. (множество животных и множество серых предметов)
Игра «Дай название каждому множеству»
Цель: определение множества предметов, подходящих под описания кругов, развитие логического мышления.
Материалы: красный круг, синий круг, набор предметных картинок (пирамидка, кукла, машинка, кубик, мяч, апельсин, клубок, часы).
Ход игры: расположите все серые предметы внутри красного круга, животных внутри синего круга; найдите какие предметы подходят под описание всех кругов. (множество игрушек и множество круглых предметов)
Игра «Дай название каждому множеству»
Цель: определение множества предметов, подходящих под описания кругов, развитие логического мышления.
Материалы: красный круг, синий круг, набор предметных картинок (сорока, голубь, ласточка, страус, пингвин, киви, крот, рысь, олень).
Ход игры: расположите все желтые предметы внутри красного круга, предметы мебели внутри синего круга; найдите какие предметы подходят под описание всех кругов. (множество птиц и множество нелетающих животных)
Игра «Разложи и назови».
Цель: определение предмета, подходящего под описания кругов, развитие логического мышления.
Материалы: красный круг, синий круг, набор предметных картинок (колесо, солнце, мяч, монета, красное яблоко, батон, колбаса, конфета, мяч, машина, шапка).
Ход игры: расположите все круглые предметы внутри красного круга, съедобные внутри синего круга; найдите какой предмет подходит под описание всех кругов. (красное яблоко)
Игра «Разложи и назови».
Цель: определение предмета, подходящего под описания кругов, развитие логического мышления.
Материалы: красный круг, синий круг, набор предметных картинок (зеленая лягушка, зеленый кубик, зеленый карандаш, огурец, стол, груша, книга, подушка).
Ход игры: расположите все зеленые предметы внутри красного круга, деревянные внутри синего круга; найдите какие предметы подходят под описание всех кругов. (зеленый кубик, зеленый карандаш)
Игра «Разложи и назови».
Цель: определение предмета, подходящего под описания кругов, развитие логического мышления.
Материалы: красный круг, синий круг, набор предметных картинок (кастрюля, вилка, ложка, труба, барабан, гитара, пианино).
Ход игры: расположите все металлические предметы внутри красного круга, музыкальные инструменты внутри синего круга; найдите какой предмет подходит под описание всех кругов. (труба)
Использование кругов Эйлера в речевом развитии
Игра «Из какой сказки?».
Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», закрепление обобщающих понятий у детей, упражнение в подборе однородных слов, развитие логического мышления.
Материалы: красный круг, синий круг, набор предметных картинок (заяц, волк, медведь, лиса, корова, лошадь).
Ход игры: поместите внутрь круга диких животных, а вне круга – остальные картинки. Назовите диких животных. Угадайте из какой они сказки.
Игра «Рассели звуки по домикам».
Цель: закрепление понятий «гласные» звуки. Учить использовать в речи слова с частицей «не».
Материалы: красный круг, набор картинок с буквами.
Ход игры: заселите в красный круг гласные буквы. За кругом остаются все не гласные звуки.
Игра «Что общее, чем отличаются»
Цель: определение букв, подходящих под описания кругов, развитие логического мышления.
Материалы: красный круг, синий круг, набор картинок с буквами, слова кот, кит.
Ход игры: расположите буквы слова кот внутри красного круга, слова кит внутри синего круга; найдите общие буквы. (к,т)
Сравнительное описание предметов.
Цель: формирование операции классификация по нескольким признакам, развитие логического мышления, активизация словаря.
Ход игры: используя символы описания предмета найдите сходство предметов; найдите различия предметов; составьте описательный рассказ по данной схеме.
Использование кругов Эйлера в математическом развитии дошкольников
Упражнения с одним кругом.
Цель: освоение детьми умения оперировать одним признаком; формирование умения обобщать геометрические фигуры по наличию одного признака.
Игра «Подумай и разложи»
Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга» , развитие логического мышления.
Ход игры: Поместите внутрь круга фигуры синего цвета, а вне круга - остальные фигуры.
Упражнения с одним кругом.
Цель: освоение детьми умения оперировать несколькими признаками; формирование умения обобщать геометрические фигуры по нескольким признакам.
Игра «Повтори!»
Цель: формирование операции классификация по нескольким признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: В кругу лежит одна фигура. Назовите все признаки этой фигуры. Добавьте к ней ещё фигуры такой же формы (такого же цвета и толщины и т.п.)
Упражнения с двумя не пересекающимися кругами.
Цель: освоение детьми умения оперировать одним признаком; формирование умения обобщать геометрические фигуры по наличию одного признака.
Игра «Разложи по цвету»
Цель: формирование операции классификация по одному признаку, развитие логического мышления.
Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В красный круг поместите фигуры красного цвета, в синий – фигуры синего цвета.
Игра «Большой-маленький»
Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в красный круг все зеленые фигуры маленького размера, в красный круг все желтые фигуры большого размера.
Упражнения с двумя пересекающимися кругами.
Цель: освоение детьми умений оперировать одновременно двумя признаками; формирование умения обобщать геометрические фигуры одновременно по двум признакам с учетом наличия или отсутствие каждого:
по наличию обоих заданных признаков
по наличию одного и отсутствию второго признака.
Игра «Что внутри?»
Цель: формирование операции классификация по нескольким признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: Круги раскладываются, пересекаясь. Разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые фигуры, а внутри красного – все красные.
Игра «Что внутри?»
Цель: формирование операции классификация по нескольким признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: Круги раскладываются, пересекаясь. Разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все не красные фигуры, а внутри красного – не треугольники.